Консультации для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра? Зачем она нужна вашему ребенку?"
консультация (средняя группа)

Бекишева Айсулу Туребаевна

Консультации для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра? Зачем она нужна вашему ребенку?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_syuzhetno-rolevaya_igra.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рыбка»

Консультация для родителей на тему:

«Что такое сюжетно-ролевая игра? Зачем она нужна вашему ребёнку?»

               

                                                                                                                                         

                                                               Подготовила:

                                                                                     воспитатель Бекишева А.Т.

пгт. Южно-Курильск

2025 г.

                                                                       Консультация для родителей

«Что такое сюжетно-ролевая игра? Зачем она нужна вашему ребёнку?»

 

      Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. В играх происходит становление ребенка, как личности. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более продолжительными, а игры разнообразны. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.

Как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?

-до 3-х лет:
• Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
• Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти)
• Усложняйте правила игры, появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
• У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало – в игре отсутствует диалог.

-3-4 года: 
• Чем больше ребенок будет знать предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут в дальнейшем его игры. А самих таких предметов (как и во взрослой жизни) может быть великое множество.
• В три-четыре года начинается возраст «почемучек». Ребенок часто задает новый вопрос, даже не дослушав ответ на предыдущий. Это связано с тем, что он интенсивно начинает познавать мир. Начинает интенсивно развиваться и играть.
• Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра остается непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать события. Например, девочка играет роль «мамы», а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол и тут входит настоящая мама, которая входит в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой». «Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает о чем-то («как дела?»). «Мама» предлагает выпить вместе чай, так как у нее «накрыт стол». – Так возникают первые диалоги, и усложняется игра.

-4-5 лет: 
• Становятся более развернутые сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры.
• Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
• Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи».
• Активно развиваются ролевые диалоги.

-5-7 лет:
• Развернутые сюжеты игр, детализация сюжетов. Дети вносят все больше и больше предложений в игру, поэтому
игра становится продолжительней по времени и интересней по сюжету. Все события для игр дети берут из реальной жизни.

Как организовать сюжетно-ролевую игру дома?

Выберите интересную тему: Определите роль каждого участника, создайте условия для творчества детей.

Подготовьте атрибуты и реквизит: Простые предметы домашнего быта могут стать основой увлекательной игры. Например, картонные коробки легко превращаются в машины, игрушечные продукты имитируют магазин, белые простыни становятся палатками.

Определите цель игры: Уточните, чему именно вы хотите научить ребёнка через игру (например, правилам вежливости).

Создавайте позитивную атмосферу: Важно поддерживать инициативу ребенка, помогать ему в трудных ситуациях, поощрять успехи и достижения.

Играйте вместе: Присоединитесь к детской игре, станьте участником процесса, демонстрируя пример правильного взаимодействия и участия.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является мощным инструментом развития ребенка, помогающим ему познавать окружающий мир, формировать важные личностные качества и адаптироваться к обществу. Регулярное участие в таких играх способствует гармоничному развитию малыша и укреплению доверительных отношений между родителями и ребенком.

Список литературы:

Электронные ресурсы

  1. Коровина А. В.  Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем она нужна вашему ребёнку? (рекомендации родителям) // nsportal.ru: образовательная социальная сеть, 2025 г. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2025/12/09/chto-takoe-syuzhetno-rolevaya-igra-izachem-ona (дата обращения: 08.12.2025)
  2. Мандрикова Н. П. Сюжетно-ролевые игры или зачем играть с ребенком // infourok.ru: образовательная онлайн-платформа, 2018 г. URL: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-syuzhetno-rolevie-igri-ili-zachem-igrat-s-rebenkom-3350688.html (дата обращения: 09.12.2025)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое сюжетно - ролевая игра и зачем она ребёнку?

Игру в семью, повара, доктора, продавца, космонавта, театр-все эти и многие другие игры, имеющие отношение к моделированию жизненных ситуаций, называют сюжетно - ролевыми.Сюжетно-ролевая игра знакомит...

«Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома и как родителям научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Для чего нужно играть с ребенком?...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Cюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взр...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взр...

Консультация для родителей "Что такое сюжетно - ролевая игра и зачем нужно играть с детьми"

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально с...