Консультация для родителей: «ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ» и почему это так важно для каждого ребенка.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Хорошо развитое фонематическое восприятие необходимо для:
1. Чистого произношения. Чтобы правильно сказать звук, ребенок должен сначала четко его услышать и отличить от других.
2. Успешного обучения чтению. Чтение — это перевод букв в звуки. Если ребенок путает звуки на слух, ему будет трудно понять, какую букву писать или читать (путает «с» и «ш», «б» и «п»).
3. Грамотного письма (особенно в будущем). 90% ошибок у младших школьников (пропуски, замены букв) — это не незнание правил, а следствие слабого фонематического слуха. Ребенок пишет так, как слышит: «сапка» вместо «шапка», «клуп» вместо «клуб».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Давайте разберемся, что скрывается за сложным термином «ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ» и почему это так важно для каждого ребенка. Это способность человека различать и осознавать звуки речи, которая является основой для правильного произношения, чтения и письма. Проще говоря, это умение слышать и анализировать звуковую «одежду» слова, а не только понимать его смысл. Без этого навыка слово «дом» для ребенка — просто образ, а не цепочка звуков [д] [о] [м].
Хорошо развитое фонематическое восприятие необходимо для:
1. Чистого произношения. Чтобы правильно сказать звук, ребенок должен сначала четко его услышать и отличить от других.
2. Успешного обучения чтению. Чтение — это перевод букв в звуки. Если ребенок путает звуки на слух, ему будет трудно понять, какую букву писать или читать (путает «с» и «ш», «б» и «п»).
3. Грамотного письма (особенно в будущем). 90% ошибок у младших школьников (пропуски, замены букв) — это не незнание правил, а следствие слабого фонематического слуха. Ребенок пишет так, как слышит: «сапка» вместо «шапка», «клуп» вместо «клуб».
Как развивать фонематическое восприятие дома? Играючи!
Развивать этот важный навык можно и нужно в повседневном общении, превратив занятия в веселые игры. Вот несколько простых идей:
1. Игры на различение неречевых звуков (начальный этап).
· «Что звучало?» Потрясите за ширмой (или за спиной) разными предметами: погремушкой, колокольчиком, бумагой. Ребенок угадывает.
· «Шумящие коробочки». Наполните одинаковые баночки разными крупами (горох, рис, манка). Найдете пары, которые звучат одинаково?
2. Игры на различение звуков речи.
· «Поймай звук». Хлопните в ладоши или подпрыгните, когда услышите в слове заданный звук. Начните с легких звуков, например, [А] (арбуз, кошка, Аня, мяч).
· «Да» и «Нет». «Я буду называть слова. Если в слове есть звук [С], говори «Да», если нет — «Нет». Стол, сок, кошка, сумка».
· «Слова-близнецы». Объясните разницу между словами, отличающимися одним звуком: «Что такое коза? А что такое коса? Чем отличается дом от том?».
3. Игры со слогами и словами.
· «Повтори ритм». Простучите или прохлопайте простой ритмический рисунок (// — //, / — // — /). Ребенок повторяет. Можно использовать слоги (та-та, та-та-та).
· «Доскажи слог». Вы начинаете слово, ребенок заканчивает: «Ма-… (шина)», «Кар-… (тина)».
· «Длинные и короткие слова». Определите, какое слово длиннее: «кот» или «гусеница»? Прохлопайте слова по слогам.
4. Звуковой анализ (для старших дошкольников).
· «Сколько звуков?» Определяем количество звуков в коротком слове (мак — 3 звука, кот — 3). Используем пальчики или фишки.
· «Первый и последний». Какой первый звук в слове «слон»? Какой последний в слове «сом»?
· «Живые звуки». Распределите с ребенком звуки в слове «дом»: «Ты будешь [д], я — [о], кукла — [м]». Встаньте по очереди.
Развивая фонематическое восприятие, вы закладываете прочный фундамент для будущих школьных успехов вашего ребенка. Удачи в игре!
Учитель-логопед: Семенникова Дарья Евгеньевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Фонематический слух, и почему это важно?"
Для того, чтобы ребёнок правильно научился произносить звуки, прежде всего, необходимо, чтобы он научился выделять и различать звуки в слове, в речи, причём каждый звук в отдельности. Для этого надо н...

Консультация для родителей "Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?"
Данная статья поможет начинающим педагогам и родителям разобраться с такими понятиями как «фонематический слух», «фонематическое восприятие» и почему он так важен для овладения...

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть&helli...
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился чит...

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»...

Консультация для родителей "Фонематическое восприятие и фонематический слух"
Консультация для родителей, которая знакомит с понятиями "фонематическое восприятие" и "фонематический слух", с играми для развития у детей старшего дошкольного возраста фонематиче...

Консультация для родителей «Мелкая моторика и почему ее так важно развивать младшему дошкольнику»
Консультация для родителей«Мелкая моторика и почему ее так важно развивать младшему дошкольнику»...
