Методы заучивания стиха.
учебно-методический материал
Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворений помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.
Предлагаю методику заучивания стихотворения :
· В начале занятия проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
· После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения взрослым без установки на запоминание.
· Далее с целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Происходит объяснение непонятных слов, встречающихся в тексте.
· Затем произведение читается взрослым повторно, с установкой на запоминание. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.
· После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.
или
1.Зрительный (визуальный) метод: Метод предполагает использование картинного плана, т.е. когда одновременно с чтением стихотворения на глазах у ребенка появляются какие-либо изображения, соответствующие стихотворным строкам(не путать с иллюстрациями).
2.В последнее время большую популярность в методике заучивания стихотворений получила мнемотехника или метод наглядного моделирования.
Мнемотехника («мнемоника» в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Приемом для разучивания стихотворений по мнемотехнике является мнемотаблица.
Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей стихотворения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу с детьми с лучше всего с простейших мнемоквадратов.
3.Слуховой метод: Это самый распространенный метод. Его мы чаще всего и используем в детском саду. В данном методе мы опираемся не на строчку, как в зрительном, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворений помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.
Предлагаю методику заучивания стихотворения :
- В начале занятия проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
- После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения взрослым без установки на запоминание.
- Далее с целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Происходит объяснение непонятных слов, встречающихся в тексте.
- Затем произведение читается взрослым повторно, с установкой на запоминание. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.
- После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.
или
1.Зрительный (визуальный) метод: Метод предполагает использование картинного плана, т.е. когда одновременно с чтением стихотворения на глазах у ребенка появляются какие-либо изображения, соответствующие стихотворным строкам(не путать с иллюстрациями).
2.В последнее время большую популярность в методике заучивания стихотворений получила мнемотехника или метод наглядного моделирования.
Мнемотехника («мнемоника» в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Приемом для разучивания стихотворений по мнемотехнике является мнемотаблица.
Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей стихотворения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу с детьми с лучше всего с простейших мнемоквадратов.
3.Слуховой метод: Это самый распространенный метод. Его мы чаще всего и используем в детском саду. В данном методе мы опираемся не на строчку, как в зрительном, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
В слуховом методе заучивания, для лучшего усвоения текста, можно использовать разные игровые приёмы:
«Подскажи словечко» - при использовании данного приема, хорошим стимулом служит игра «Поэты». Ребёнку предлагают, взяв на себя роль поэта, договаривать рифмующиеся слова, тем самым заканчивая фразы стихотворения.
«Эхо» - в этом игровом приёме, каждую стихотворную строчку сначала читает взрослый, например, с вопросительной интонацией, а ребенок отвечает, повторяя эту строчку – взрослый: «Наша елка высока?»; ребёнок: « Наша елка высока!». взрослый: «Достает до потолка?»; ребёнок: «Достает до потолка!». Можно поиграть по-другому - взрослый читает шепотом, а ребенок повторяет громко.
Приём «Магнитофончик». Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. И предлагаете ему включит в головке воображаемый магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала стихотворение читает взрослый, а ребёнок слушает. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а завершает снова взрослый.
4.Двигательный метод: Применяя этот способ, взрослый сначала выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Движения к тексту может придумать сам взрослый, или предложить придумать движения совместно с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней.
Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления; снимает у детей зажатость, неуверенность. Основной принцип данного способа в том, что ребенку, особенно ребенку-кинестетику мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание движениями.
Полезные советы
- Для того чтобы стихотворение училось легко, оно должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка.
- Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением – такова детская природа! В противном случае оно будет лишено для ребенка смысла.
- Чтобы запомнить заученный материал надолго, нужно периодически повторять выученные стихи: в индивидуальной работе с детьми, на прогулках, на праздниках и т.д. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка.
- Быстро выучить стихотворение недостаточно, нужно уметь рассказывать его интонационно выразительно, с достаточной силой голоса.
Уважаемые коллеги! В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала...
- Было интересно...
- Теперь я могу...
- Я приобрела...
- У меня получилось...
- Я смогла...
- Я научилась...
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы заучивания стихов
В помощь воспитателям и родителям.Рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми....
Методы заучивания стихов.
Как помочь ребенку запомнить стихотворение. Какие приемы использовать....
Методы заучивания стихов с детьми
Методы заучивания стихов с детьми...

Методы заучивания стихов с дошкольниками
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий....

Заучивание стихов, поговорок, потешек с использованием метода наглядного моделирования с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Этот материал помогает развитию речи и памяти детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Алгоритмы и методы заучивания стихов с ребенком".
Эта консультация - продолжение моей первой консультации "Как учить стихи с ребенком"....

Памятка для родителей «Методы заучивания стихов и текстов»
Каждый человек не однократно в течение жизни учил стихи. Этот процесс, как правило, представляется нам достаточно сложным как во взрослом возрасте, так и в различные периоды детства. Как сделать...
