Методы заучивания стиха.
учебно-методический материал

Оксана Исрафиловна Манафова

Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворений помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.

Предлагаю методику заучивания стихотворения :

· В начале занятия проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.

· После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения взрослым без установки на запоминание.

· Далее с целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Происходит объяснение непонятных слов, встречающихся в тексте.

· Затем произведение читается взрослым повторно, с установкой на запоминание. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.

· После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.

или

 

1.Зрительный (визуальный) метод: Метод предполагает использование картинного плана, т.е. когда одновременно с чтением стихотворения на глазах у ребенка появляются какие-либо изображения, соответствующие стихотворным строкам(не путать с иллюстрациями).

2.В последнее время большую популярность в методике заучивания стихотворений получила мнемотехника или метод наглядного моделирования.

Мнемотехника («мнемоника» в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Приемом для разучивания стихотворений по мнемотехнике является мнемотаблица.

Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей  стихотворения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу с детьми с лучше всего с простейших мнемоквадратов.

3.Слуховой метод: Это самый распространенный метод. Его мы чаще всего и используем в детском саду. В данном методе мы опираемся не на строчку, как в зрительном, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы заучивания стиха.19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворений помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.

Предлагаю методику заучивания стихотворения :

  • В начале занятия проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
  • После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения взрослым без установки на запоминание.
  • Далее с целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Происходит объяснение непонятных слов, встречающихся в тексте.
  • Затем произведение читается взрослым повторно, с установкой на запоминание. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.
  • После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.

или

1.Зрительный (визуальный) метод: Метод предполагает использование картинного плана, т.е. когда одновременно с чтением стихотворения на глазах у ребенка появляются какие-либо изображения, соответствующие стихотворным строкам(не путать с иллюстрациями).

2.В последнее время большую популярность в методике заучивания стихотворений получила мнемотехника или метод наглядного моделирования.

Мнемотехника («мнемоника» в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Приемом для разучивания стихотворений по мнемотехнике является мнемотаблица.

Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей  стихотворения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу с детьми с лучше всего с простейших мнемоквадратов.

3.Слуховой метод: Это самый распространенный метод. Его мы чаще всего и используем в детском саду. В данном методе мы опираемся не на строчку, как в зрительном, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

В слуховом методе заучивания, для лучшего усвоения текста, можно использовать разные игровые приёмы:

«Подскажи словечко» - при использовании данного приема, хорошим стимулом служит игра «Поэты». Ребёнку предлагают, взяв на себя роль поэта, договаривать рифмующиеся слова, тем самым заканчивая фразы стихотворения.

«Эхо» - в этом игровом приёме, каждую стихотворную строчку сначала читает взрослый, например, с вопросительной интонацией, а ребенок отвечает, повторяя эту строчку  – взрослый: «Наша елка высока?»; ребёнок: « Наша елка высока!». взрослый: «Достает до потолка?»; ребёнок: «Достает до потолка!». Можно поиграть по-другому - взрослый читает шепотом, а ребенок повторяет громко.

Приём «Магнитофончик». Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. И предлагаете ему включит в головке воображаемый магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала стихотворение читает взрослый, а ребёнок слушает. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а завершает снова взрослый.

4.Двигательный метод: Применяя этот способ, взрослый сначала выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Движения к тексту может придумать сам взрослый, или предложить придумать движения совместно с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней.    

Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления; снимает у детей зажатость, неуверенность. Основной принцип данного способа в том, что ребенку, особенно ребенку-кинестетику мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание движениями.

Полезные советы

  • Для того чтобы стихотворение училось легко, оно должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка.
  • Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением – такова детская природа! В противном случае оно будет лишено для ребенка смысла.
  • Чтобы запомнить заученный материал надолго, нужно периодически повторять выученные стихи: в индивидуальной работе с детьми, на прогулках, на праздниках и т.д. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка.
  • Быстро выучить стихотворение недостаточно, нужно уметь рассказывать  его интонационно выразительно, с достаточной силой голоса.

Уважаемые коллеги!  В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Теперь я могу...

- Я приобрела...

- У меня получилось...

- Я смогла...

- Я научилась...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы заучивания стихов

В помощь воспитателям и родителям.Рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми....

Методы заучивания стихов.

Как помочь ребенку запомнить стихотворение. Какие приемы использовать....

Методы заучивания стихов с детьми

Методы заучивания стихов с детьми...

Методы заучивания стихов с дошкольниками

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий....

Консультация для родителей "Алгоритмы и методы заучивания стихов с ребенком".

Эта консультация - продолжение моей первой консультации "Как учить стихи с ребенком"....

Памятка для родителей «Методы заучивания стихов и текстов»

Каждый человек не однократно в течение жизни учил стихи. Этот процесс, как правило, представляется нам достаточно сложным как во взрослом возрасте, так и в различные периоды детства.  Как сделать...