Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)
С содержании выделены игровые приемы обучения дошкольников звуковому анализу и синтезу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Что такое звуковой анализ и синтез? И почему они так важны?
Одно из важнейших направлений подготовки к школе – формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.
- Что же это такое и почему эти навыки должны быть сформированы к началу обучения?
- Анализ – это процесс мысленного расчленения целого на части и установление связей между ними.
- Синтез – это процесс мысленного соединения отдельных частей в единое целое.
Звуковой анализ – это умение:
- Определять последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, последний?).
- Определять количество звуков в слове (сколько всего звуков?).
- Выделять отдельные звуки из слова.
- Различать звуки по их качественным характеристикам (гласный - согласный, согласный твердый - согласный мягкий, звонкий - глухой).
Звуковой синтез – это умение сливать отдельные звуки в слоги, а слоги – в целые слова (например, из звуков [к], [о], [т] собрать слово "кот").
Почему это важно? Без этих навыков невозможно научиться грамотному чтению и письму! Чтение начинается со слияния звуков (синтез), а письмо – с разбора слова на звуки (анализ).
Как проявляются нарушения звукового анализа и синтеза?
При письме:
- Ребенок пропускает буквы (дом - "до"), добавляет лишние буквы (стол - "столл"), переставляет буквы местами (корова - "рокова"), путает буквы, обозначающие похожие звуки (с-ш, б-п, д-т), пишет слитно несколько слов или разделяет одно слово на части.
При чтении:
- Затрудняется в слиянии звуков в слоги ("буквует": м-а-м-а, а не "мама"), угадывает слово по первой букве или картинке, не дочитывает окончания, меняет буквы/слоги местами, плохо понимает прочитанное.
Основная причина этих трудностей – ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысл, и не умеет "увидеть" его звуковую оболочку, последовательность составляющих его звуков. Особую сложность представляет выделение гласных звуков и отделение гласных от согласных. Поэтому развитие звукового анализа и синтеза должно опираться на хорошо развитое фонематическое восприятие (умение различать звуки речи на слух).
Игры и упражнения на развитие звукового анализа:
«Повтори за мной» (интонационное выделение звука):
- Взрослый четко произносит слово, интонационно выделяя (протягивая или повторяя) один звук: "ммм-мыло", "маш-шш-шина", "до-ммм". Ребенок повторяет слово точно так же. Цель – научиться слышать и выделять конкретный звук в потоке речи.
«Найди место звука в слове» (определение позиции):
- Сделайте "звуковую дорожку" (прямую линию, разделенную на 3 части: начало - середина - конец). Возьмите маленькую игрушку или фишку.
- Договоритесь, звук какого типа искать (например, только [С]).
- Четко произнесите слово, выделяя искомый звук (например, "ссс-анки", "а-ссс-тры", "кла-ссс-с").
- Ребенок определяет, где слышится звук (в начале, середине или конце) и ставит фишку на соответствующую часть дорожки.
«Назови первый (последний) звук в слове»:
- Используйте мяч для динамики. Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, называет первый (или последний) звук в этом слове и бросает мяч обратно. Начинайте с коротких слов (мак, дом, сок).
«Назови слово на заданный звук»:
- Взрослый называет звук (например, [М]) и бросает мяч ребенку. Ребенок придумывает слово, начинающееся (или заканчивающееся) на этот звук ("мама", "дом"), и бросает мяч обратно. Уточняйте, на какой звук нужно придумать слово (первый или последний).
Что значит «провести звуковой анализ слова»?
Первый этап пройден. Вышеперечисленные игры – важная база, но это еще не полный звуковой анализ!
Провести полный звуковой анализ слова – это значит:
- Назвать звуки слова строго по порядку, один за другим.
- Назвать каждый звук правильно (не [ка], [тэ], а [к], [т]).
- Охарактеризовать каждый звук (гласный/согласный; если согласный – твердый/мягкий, звонкий/глухой).
- Обозначить звуки условными цветовыми фишками:
Гласный звук (О, У, А, Ы, И, Э) – красный. Это звуки, которые можно пропеть. Воздух во рту не встречает преграды. ([а], [о], [у], [и], [ы], [э]).
Согласный ТВЕРДЫЙ звук – синий (например, [п], [д], [к], [ш], [л] в слове "лук").
Согласный МЯГКИЙ звук – зеленый (например, [п'], [д'], [к'], [л'] в слове "люк").
Учимся проводить звуковой анализ слова!
- Выбираем простое слово (3-4 звука): "мак", "луна", "лиса", "зубы".
- Проговариваем слово медленно, "орфографически" (как пишется), но выделяем звуки (не слоги!): "ммм-ааа-ккк". Можно использовать прием "рука под подбородком" – на гласный звук подбородок опускается.
- Выделяем первый звук:
- Какой первый звук? - [М]
- Какой он? - Согласный (нельзя пропеть), твердый (произносим твердо), звонкий (голосок "гудит").
- Какой фишкой обозначим? - Синей. Ставим синюю фишку.
- Выделяем второй звук:
- Какой звук после [М]? - [А]
- Какой он? - Гласный (можно пропеть).
- Фишка? - Красная. Ставим красную фишку после синей.
- Выделяем третий звук:
- Какой последний звук? - [К]
- Какой он? - Согласный, твердый, глухой (голосок "не гудит", только шум).
- Фишка? - Синяя. Ставим синюю фишку после красной.
- "Читаем" по фишкам: Проходим пальчиком по всем фишкам слева направо, называя звуки подряд: [М], [А], [К]. Это и есть звуковой анализ слова "мак".
- Синтез: "Собери слово" из звуков. Взрослый называет звуки по порядку: "[М], [А], [К] - что получилось?". Ребенок сливает звуки в слово "МАК".
Как сделать обучение интересным и эффективным дома?
- Используйте разнообразный материал: вместо стандартных карточек используйте мелкие игрушки (лего, киндеры), пуговицы, прищепки, кубики, карандаши соответствующего цвета (красный, синий, зеленый). Хранение материала в баночках с завинчивающейся крышкой добавит полезной нагрузки на мелкую моторику.
- Игра "Звуковое домино": сделайте карточки, где на одной половинке схема слова (последовательность цветных точек: синяя-красная-синяя), а на другой - картинка (например, "кот"), ребенок должен найти картинку, соответствующую схеме, или наоборот.
- Элемент сюрприза: спрячьте фишки в мешочек, пусть ребенок достает их по одной и выкладывает схему.
- Используйте технологии: рисуйте схемы на планшете.
- Коротко и регулярно: занимайтесь по 5-10 минут.
- Создайте ситуацию успеха: хвалите за любую попытку, за правильный ответ, за старание.
- Важное правило: на этапе звукового анализа мы говорим только о ЗВУКАХ, а не о буквах! Буквы – это то, как звуки записываются, их мы будем учить в школе.
Помните! Развивая навыки звукового анализа и синтеза в игре, вы закладываете прочный фундамент для успешного овладения грамотой в школе. Ваше терпение, поддержка и регулярные игровые занятия – ключ к преодолению возможных трудностей! У вас все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Повышение педагогической компетентности воспитателей через знакомство с системой работы по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста....
"Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"
Уточнить и закрепить знания методики формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. Познакомить педагогов с играми и игровыми упражнениями по развитию звукового анализ...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»...

Семинар "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"
Одно из направлений современной логопедии формирование навыков анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.При обучении, как письму, так...

"Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"
Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок во...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников»
Одно из направлений в современной коррекционной работе – формирование навыков звукового анализа и синтеза....