Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

В предлагаемом материале говорится о роли родителей в развитии речи ребенка .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolsemi_v_razvitii_rechi_detey.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи детей — одно из условий нормального его развития. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развитии ребенка. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.

Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью напрямую зависит от окружающей речевой среды

Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка

Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Широкое использование устного народного творчества, пословиц, поговорок расширяет и пополняет словарный запас детей. Необходимо читать детям произведения художественной литературы, учить с ними стихи, беседовать. Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог описать её.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.

В каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр для улицы, дома и кухни.

Игры на прогулке, по дороге из детского сада (в детский сад).

Игра «Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

Игра на обогащение словаря ребенка.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.

Например: ворона каркает, а воробей ...... (чирикает). Ласточка летает, а белка ..... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади .... (жеребенок) и т.д.

Игры на обогащение словаря ребёнка.

  1. «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из винегрета? Кухонного шкафа? и т.д.
  2. «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам в ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
  3. «Приготовим сок». «Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из лимона, моркови, апельсина и т.д. Справились. А теперь наоборот: апельсиновый … (из апельсинов) и т.д.

Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Для развития мелкой моторики полезно иметь дома конструкторы, мозаику, набор пуговиц или крупных бусин для нанизывания

"Игры с мячом" "Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда, а в слове услышишь звук "ж". Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга. "

Эффективной формой в развитии речи ребёнка является театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют развитию мышления и воображения, обогащению словаря, развитию связной речи. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться и преодолевают свои страхи, неуверенность. Театрализованная деятельность дает детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

и откровенными..

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

.

  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ?
  • Обратите внимание умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы ребёнку в школе.

.

  • Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
  • Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
  • Главное! Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

Дорогие родители хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей!