Консультация для родителей: "Роль дыхательных упражнений в развитии речи детей"
консультация

Консультация для родителей : "Роль дыхательных упражнений в развитии речи детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_dyhanii.docx425.75 КБ

Предварительный просмотр:

Изображение выглядит как снимок экрана, Красочность, Прямоугольник, рамка  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.Роль дыхательных упражнений в развитии речи детей

Дыхательные упражнения играют ключевую роль в развитии правильной речи у детей. Они помогают формировать речевое дыхание, которое обеспечивает чёткое звукопроизношение, плавность речи, контроль громкости и интонации. Логопеды часто включают такие упражнения в коррекционную работу, а родители могут поддерживать процесс дома.

Правильное речевое дыхание влияет на:

- Звукопроизношение. Многие звуки (например, «р») требуют сильной воздушной струи.

- Плавность речи. Умение распределять выдох позволяет говорить длинными фразами без лишних пауз.

- Громкость и интонацию. Контроль силы выдоха помогает регулировать громкость и эмоциональную выразительность.

У 30–40% дошкольников наблюдаются нарушения речевого дыхания, что может приводить к тихим, неразборчивым высказываниям, прерыванию фраз или «захлёбыванию» словами.

К нарушениям речевого дыхания относятся:

- Слабые вдох и выдох, приводящие к тихой речи.

- Неэкономное распределение воздуха: ребёнок выдыхает весь запас на первых словах или слогах.

- Неумение правильно распределять дыхание по словам, что вызывает прерывистую речь.

Дыхательная гимнастика направлена на увеличение объёма дыхания, нормализацию ритма, выработку плавного и длительного выдоха. Она помогает укрепить дыхательную мускулатуру и улучшить вентиляцию лёгких, а также научить ребёнка рационально использовать воздух при речи.

Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания

Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

1. «Загони мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

2. «Сдуй снежинку, листик, пёрышко» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить бумажную снежинку и сдуть её. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

3. «Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек.

4. «Фокус» (направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

5. «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов- «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

6. «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

7. «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи). Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

8. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане» (выработка умения направлять воздушную струю по середине языка).

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

9. «Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

10. «Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово "пых". Повторить не менее 6 раз.

11. «Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

12. «Комарик» - сесть, вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - "з-з-з"; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

13. «Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - "ж-ж-ж", одновременно опуская руки вниз.

Рекомендации для родителей

Чтобы занятия были эффективными и безопасными, соблюдайте правила:

  • Начинайте с простых заданий, постепенно усложняя их.
  • Проводите упражнения в проветренном помещении до еды.
  • Выбирайте игровую форму: используйте сказки, игрушки, стихи, чтобы заинтересовать ребёнка.
  • Следите, чтобы ребёнок дышал носом на вдохе и ртом на выдохе, не надувал щёки и не напрягал плечи.
  • Ограничьте продолжительность занятий: 3-5 минут для малышей, до 7 минут для старших детей.
  • Избегайте занятий при усталости, болезни или эмоциональном перевозбуждении.

Ранняя коррекция речевого дыхания ускоряет постановку звуков, улучшает связность речи и может предотвратить более серьёзные нарушения в будущем.

Подготовил учитель-логопед Филиппова И.Г.

Изображение выглядит как мультфильм, Мультфильм, иллюстрация, рисунок  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Речь - чудесный дар природы  -не дается человеку от рождения. Должнопройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложитьнемало усилий, чтобы речь ребенка развивалась...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения!...

Консультация для родителей "Роль настольно-печатных игр в развитии речи детей

Материал полезен для воспитателей детских садов, родителей. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей....

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей»

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. JI. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка, и вместе с тем она с...

Консультация для родителей "Роль татарского народного творчества в развитии речи детей"

Национальная культура татарского народа, как и других народов, создавалось в течение многих веков. Одной из ее частей являются разнообразные виды и жанры поэтического творчества. Фольклор каждого наро...

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»

Речь- чудесный дар природы- не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своев...