Консультация для родителей "Роль татарского народного творчества в развитии речи детей"
консультация на тему

Мухомедзянова Гульнара Асгатовна

Национальная культура татарского народа, как и других народов, создавалось в течение многих веков. Одной из ее частей являются разнообразные виды и жанры поэтического творчества. Фольклор каждого народа важен тем, что отражает его думы, воззрения и переживания. Само же развитие фольклора и его специфика определяется историческими условиями существования народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского  муниципального района Республики Татарстан

Консультация на тему:

Роль татарского народного творчества в развитии речи детей

                                 Составила: воспитатель  

                                                        Мухомедзянова Гульнара Асгатовна

г. Нижнекамск


Национальная культура татарского народа, как и других народов, создавалось в течение многих веков. Одной из ее частей являются разнообразные виды и жанры поэтического творчества. Фольклор каждого народа важен тем, что отражает его думы, воззрения и переживания. Само же развитие фольклора и его специфика определяется историческими условиями существования народа.

 В татарском фольклоре отразились конкретные исторические особенности жизни татар. Волшебные былины, сказки о животных показывают особенности хозяйственной жизни предков татар, их обряды и обычаи, философские воззрения патриархально-родового и раннефеодального общества. Исторические предания и легенды отражают основные эпохи и значимые события: основание города Булгар, нашествие монголов, героическая борьба народов Поволжья за свободу и независимость. Свадебная поэзия сумела сохранить отдельные сведения о древних формах семейно-брачных отношений.

 В народном творчестве отразились также и национальная психология народа, его быт; такие качества как любовь к родной Земле, Природе, уважение к труду, презирание и ненависть к несправедливости, честность, добропорядочность, доброта и гостеприимство. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к образам положительных героев сказок, песен, байтов, к пословицам и поговоркам.

 Исследуя татарский фольклор, можно обнаружить, что в нем уже были заложены предпосылки для расцвета всех традиционных видов искусства: музыки, хореографии, живописи, архитектуры. Самым богатым и насыщенным разнообразием является поэтическое и музыкальное творчество. Объясняется это нетребовательностью материальных затрат этих видов фольклора, а не ограниченностью народных способностей в других направлениях творчества. Ведь для песен и сказок нужно всего лишь богатство духовной и творческой энергии.

В содержании детского фольклора заложены большие возможности. Он способствует духовному развитию ребенка, сообщает ему элементарные сведения об окружающем мире, формирует определенные взгляды на труд, общественную жизнь. Он актуален и понятен для детей младшего возраста: отражает жизнь в ярких, красочных образах, преподносимых в доступной для детского сознания форме, и одновременно, сам по себе является ключом к пониманию психологии ребенка. Итак, ценность детского фольклора заключается в том, что он: 1) Обладает необычной эстетикой: оригинальностью образной системы, непосредственностью, искренностью чувств и идей, содержащихся в нем. 2) Доступен для детского сознания и близок. 3) Является отражением психологии самого ребенка и, соответственно, психологии творчества, возможного в этом возрасте. 4)Оригинален по своей педагогической инструментовке: содержит много игровых элементов, юмора, живости жизненных зарисовок. 4) Активное включение ребенка в фольклорную стихию позволяет его эмоционально раскрепостить.

Рассмотрим некоторые жанры фольклора, которые, на наш взгляд, могут использоваться для активизации общения детей. Одним из наиболее важных жанров, вызванных к жизни педагогическими надобностями народа, являются игры. В них эстетические развивающие, обучающие функции стали универсальными средствами педагогического воздействия на детей в умственной работе, они совершенствуют речь, заставляют двигаться. Еще один фольклорный жанр, который играет огромную роль в воспитании ребенка-это прозаический (сказки, легенды, мифы, предания, саги, баиты, баллады былины и т.д.). Самым популярным и любимым в детской среде являются сказки. В них ость все необходимые, с педагогической точки зрения, компоненты: учет возрастных особенностей, основных законов детской логики и восприятия, захватывающий сюжет. Сказки одни из первых в фольклоре стали объектом изучения таких видных деятелей культуры, ученых, педагогов, как В.П.Аникин, А.Н. Афанасьев, К. Насыри, В.Я. Пронин, Н. Исанбет. Пословицы, загадки, обряды, сказки, давая детям эстетическое наслаждение, несут одновременной объем жизненной информации, развивают их умственно физически, воспитывают нравственно, учат их общению.

Загадки позволяют развивать воображение и выразительность речи. Их следует задавать так, чтобы подзадорить, озадачить слушателя, заставить приглядеться к окружающим предметам, выявить их качества и признаки. Загадывание загадок - это игра-шутка, которая развивает смекалку, создаст непринужденную обстановку на занятиях.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Мельников М.Н. пишет: «Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Игры в пословицы позволяют продолжать работу над техникой и выразительностью речи и одновременно включать детей в общение. Пословицы приучают обдумывать тексты, находить в них скрытый смысл (подтекст). Это краткие народные изречения, обобщающие вековой опыт людей, их отношение друг к другу, к труду, к Родине. Пословицы дают оценку различным свойствам людей и их поступкам. К мосту сказанная пословица лучше всяких уговоров поможет подбодрить человека или убедить его в чем-либо. Речь человека, использующего пословицы, становится яркой.

По Л.Г. Чумаровой, пословицы: 1) помогают выразить эмоциональное состояние человека, 2) передают практическую философию обыденной жизни, 3) показывают философский опыт осмысления жизни, 4) используются для тренировки произношения, например, труднопроизносимых звуков.

Скороговорки - инструмент совершенствования произношения, как и считалки. Но считалкам также присуща не только ритмичность, но и песенность и мелодичность. Детям предоставляется возможность перевоплотиться, чувствовать себя взрослыми, иметь право выбирать и командовать. Они также выполняют развлекательную функцию, служат эффективным средством воспитания эстетического вкуса, развития речи, психических свойств ребенка, особенно памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Консультация о развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное  влияние на развитие и обогащения речи ребенка...

Консультация для родителей "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста".

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого     народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта....

Консультация для родителей «Устное народное творчество в развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Большую роль в развитии речи детей младшего   дошкольного возраста играет художественное слово – устное народное творчество. Фольклорные произведения  помогают увеличить запа...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...