Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."
консультация (развитие речи, старшая группа) по теме

Гильмутдинова Гузелия Хусаиновна

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.

     

 

       Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.

       Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

        Поэтому очевидна необходимость использования произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использовать произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более  у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.

        Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.

        Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:

                      "Светит солнышко в окошко,

                        Смотрит в нашу комнату,

                        Мы похлопаем в ладоши,

                        Очень рады солнышку!"   

                                                                  (А. Барто)

         А когда оно прячется, дружно зовём:

                      "Солнышко - колоколнышко,

                        Выгляни в окошко,

                        Дам орехов кучу!"

          Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.

           При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:

                      "Самому ли съесть,

                        Или Чингизу снесть?" ит.д.

           Малыши ждут, когда именно его угостит котик.

           Очень часто использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:

                      " Ай лады, лады, лады

                        Не боимся мы воды

                        Чисто умываемся,

                         Маме улыбаемся."

или               " Чистая водичка

                         Умоет Саше личико

                         Анечке - ладошки,

                         А пальчики - Антошке".

            Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:

                       " Чики, чики, кички,

                         Берёзовые лычки!

                         Летели две птички,

                         Собой невелички.

                         Как они летели,

                         Все люди глядели.

                         Как они садились,

                         Все люди дивились". 

           Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.

           Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением играем игру "Вороны".  Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле.  Затем я знакомлю детей с потешкой:

                         "Вот под ёлочкой зеленой

                          Скачут весело вороны:

                          кар - кар - кар,

                          Целый день они кричали,

                          Спать ребяткам не давали:

                          кар - кар - кар,

                          Лишь к ночи умолкают,

                          И все тихо засыпают:

                          Кар - кар -  кар!"

           После этого дети, "превращаются" в  больших птичек.

           Основная цель таких игр для малышей - развивать их  речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.

           Очень любят дети и русские, татарские сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба".                   

         Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к кладезу русской речи.  Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и  ласковыми, погружаться в стихию родной речи.

                 

 

 

 

          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ust._tvor.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.

     

       Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.

       Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

        Поэтому очевидна необходимость использования произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использовать произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более  у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.

        Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.

        Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:

                      "Светит солнышко в окошко,

                        Смотрит в нашу комнату,

                        Мы похлопаем в ладоши,

                        Очень рады солнышку!"    

                                                                  (А. Барто)

         А когда оно прячется, дружно зовём:

                      "Солнышко - колоколнышко,

                        Выгляни в окошко,

                        Дам орехов кучу!"

          Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.

           При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:

                      "Самому ли съесть,

                        Или Чингизу снесть?" ит.д.

           Малыши ждут, когда именно его угостит котик.

           Очень часто использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:

                      " Ай лады, лады, лады

                        Не боимся мы воды

                        Чисто умываемся,

                         Маме улыбаемся."

или               " Чистая водичка

                         Умоет Саше личико

                         Анечке - ладошки,

                         А пальчики - Антошке".

            Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:

                       " Чики, чики, кички,

                         Берёзовые лычки!

                         Летели две птички,

                         Собой невелички.

                         Как они летели,

                         Все люди глядели.

                         Как они садились,

                         Все люди дивились".  

           Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.

           Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением играем игру "Вороны".  Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле.  Затем я знакомлю детей с потешкой:

                         "Вот под ёлочкой зеленой

                          Скачут весело вороны:

                          кар - кар - кар,

                          Целый день они кричали,

                          Спать ребяткам не давали:

                          кар - кар - кар,

                          Лишь к ночи умолкают,

                          И все тихо засыпают:

                          Кар - кар -  кар!"

           После этого дети, "превращаются" в  больших птичек.

           Основная цель таких игр для малышей - развивать их  речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.

           Очень любят дети и русские, татарские сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба".                    

         Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к кладезу русской речи.  Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и  ласковыми, погружаться в стихию родной речи.

                 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Устное  народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

      Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, перед...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Консультация для родителей: "Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Консультации для родителей Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей "Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошк5ольного возраста"....