Консультация для родителей «Устное народное творчество в развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Тараканова Анастасия Михайловна

Большую роль в развитии речи детей младшего   дошкольного возраста играет художественное слово – устное народное творчество. Фольклорные произведения  помогают увеличить запас слов ребёнка, учит  интонационной выразительности, а ритмичность, напевность, яркость потешек,  вызывают у детей  желание повторить, запомнить, что способствует развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Устное народное творчество в

развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Ценность устного народного творчества  заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал потешки, песни, сказки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка.

Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить, и  правильно развитая речь, способствует  интересному общению ребенка  с окружающими, успешному  обучению и полноценному развитию.

 Большую роль в развитии речи детей младшего   дошкольного возраста играет художественное слово – устное народное творчество. Оно является первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок с самого рождения. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с фольклором, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. В младшем возрасте  очень важно ускорить рождение первых сознательных слов, и на помощь к нам приходит фольклор. Фольклорные произведения  помогают увеличить запас слов ребёнка, учит  интонационной выразительности, а ритмичность, напевность, яркость потешек,  вызывают у детей  желание повторить, запомнить, что способствует развитию речи.

Слушая потешки, ребенок по тексту играет в ладушки, притопывает, приплясывает, устанавливается  эмоциональный   контакт - взрослого  с ребенком. Чтобы маленький  ребенок лучше воспринимал прочитанное, потешки нужно читать с улыбкой, ласково. выразительно,  сопровождая мимикой и движениями. Так как они отлично развивают речевой слух, ребенок с помощью потешек учится  слушать, различать звуки близкие по звучанию, развивается ритмичность и плавность речи.

 Потешки оказывает положительное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты: кормление, умывание, одевание, пробуждение, развивают  интерес к культурно- гигиеническим навыкам.

При умывании: Водичка – водичка

Умой моё личико…

При причёсывании: Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд…

Во время приёма пищи: Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Перед сном:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.

Наши детки будут спать, да большие вырастать.

Вот поспят подольше - вырастут побольше».

Маленькие дети любят, когда во время чтения потешек  педагог использует его имя:

У сороки боли

У вороны боли

А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

Если систематически использовать потешки в различных видах деятельности, то у ребенка развивается память и  такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают.

Еще одним помощником по речевому развитию детей младшего возраста -  являются русские народные сказки.   Мир сказок чудесен и уникален, ребенок попадает в него с самого раннего возраста,  сказки   вносят  разнообразие в жизнь ребёнка.  Они дарят ребенку радость, и  является одним из самых эффективных способов развития речи. Во время слушания у детей активизируется память, внимание, воображение, обогащается словарный запас. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями и  всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.  Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица, через театрализованные игры  на темы знакомых детям фольклорных произведений.

 Колыбельные песни – спутник детства, ребенок слышит их со дня рождения,   общаясь с мамой. При пении колыбельных  детям, мы  растягиваем гласные звуки: «баюшки-баю-у-у-у-у-у», выделяем  в речевом потоке отдельных звуки речи - гласные.   Колыбельные песни позволяют детям  запоминать слова, словосочетания,  и   не смотря  на небольшой объём текста , колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

 Большую  роль в речевом развитии детей играют  пальчиковые игры со стишками.  Во время игр у  детей   развивается мелкая моторика рук, речь и правильное звукопроизношение, так как  сочетание движений рук и проговаривания стихотворений делает речь ребенка более четкой, ритмичной и яркой, поэтому развитие мелкой моторики является важнейшим фактором в речевом развитии ребенка.

 А если пальчиковые игры сопроводить народными потешками, то получится двойная польза: помимо развития, ребёнок познакомится с фольклором и историей своего народа.
   

При знакомстве  детей с различными видами фольклорных жанров, воспитатель должен быть артистичным  в исполнении народных произведений. Тогда  знакомство устным народным творчеством,  будет проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действие.

 При ознакомлении детей младшего дошкольного возраста  с устным народным творчеством  следует обратить внимание на следующее:

1. Во время чтения или слушания произведения, можно использовать   музыкальные инструменты ( погремушки, свистульки, колокольчики и др.).

2. Фольклорные произведения    должны как можно чаще звучать в речи педагога, так как использование потешек, поговорок и т.д.  обеспечивает систематический подход к ознакомлению ребенка  с окружающим миром.

3. Необходимо широко использовать во время прочтения потешки или сказки, наглядный материал - игрушки, картинки, пособия, а инсценировка произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания и запоминания текста.  

 4. В ходе инсценировки  и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка, как мяукает котик и т.д.

5. Неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным и ярким  процессом, чем первое знакомство.  

Таким образом, использование  устного народного творчества  в процессе организации разных видов детской деятельности,   способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста.    

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. 

Устное народное творчество – это богатейший речевой багаж  словесного творчества народа, который нужно использовать для  развития речи детей младшего возраста.

 

"Устное народное творчество в жизни вашего ребенка"

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы  по устному  народному творчеству с детьми.

1. Знаете ли Вы что такое устное  народное творчество?   _______________________________________________________

2. Какие жанры устного  народного творчества  вы знаете?

_______________________________________________________  

3. Используете ли Вы устное  народное творчество в развитии вашего ребенка? ( какие  жанры используете)_________________

4. Надо ли знать детям  сказки, потешки, поговорки и другие жанры?

______________________________________________________

5. Читаете ли Вы детям сказки? Как часто?_________________

6. Влияет ли устное народное творчество на речевое развитие детей? (как?)

_________________________________________________________

7. Какие  русские народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?__________________________________________

8.. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к устному народному творчеству?   ________________________________


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

      Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, перед...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В консультации рассказывается о  значимой роли  народного фольклора в развитии речи детей. Детский фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит фантазию. Используя детский фолькло...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Консультация для родителей: "Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

в консультации рассказывается о значимой роли фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...