Возрастные особенности развития детей раннего возраста
консультация

Быстрова Анастасия Анатольевна

В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития детей раннего возраста

Подготовила: воспитатель Быстрова А.А.

В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода.

Первый период — от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.  

Второй период — от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.    

Третий период — от 2 до 3 лет. Это период наиболее  активного  умственного  развития  ребенка.

  1. Речевое развитие ребенка

         До 1,5 лет  НАКОПЛЕНИЕ  СЛОВАРНОГО  ЗАПАСА. 

Примерно после года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Он еще не скажет фразу, да и слова, что посложнее, произносит неправильно, но вы уже можете понять, что он имеет в виду. Это период накопления слов. И даже если малыш долгое время не произносит какое-либо слово, оно уже отложилось в «ящичке памяти». 

Задача родителей: больше  разговаривать с малышом, — сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение…  Для этого не обязательно специально проводить занятия, можно и нужно это делать в обычных бытовых ситуациях, «между делом».

Дитя — это наш храм; что мы в него вложим, то в нем и останется. Какие бы ни были жизненные перипетии, знании полученные в детстве, в семье у ребенка уже никто не отберет. Давая ребенку основы элементарных знаний, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире, помогаете ориентироваться нем.  И тем самым очень облегчаете малышу жизнь. 

Не огорчайтесь, что ваш ребенок пока произносит лишь отдельные слова. Это нормально для его возраста. Зато вы можете убедиться, насколько хорошо он уже вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и  он  положит.

После 1,5 — РЕБЕНОК  РАЗГОВАРИВАЕТ.

В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребенка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы.  Поэтому, когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляции (любую мысль можно выразить словами). Не правильно копировать языковые неумелости ребенка. Если малыш пока  не может произнести слова, это не значит, что с ним нужно говорить «его языке». Ребенок вполне готов усвоить правильные образцы речи, а произнесет он их чуть позже.

Вашему ребенку уже 2 года, а он еще плохо говорит, опускает букву «р», заменяет букву «с» и т. д., плохо строит фразу, да и фраз тех раз-два — и обчелся. Между тем соседняя девочка в два года щебетала, как птичка, и разговаривала с мамой вполне взрослым языком…  Вероятнее всего, вы напрасно паникуете. Во-первых, опыт показывает, что в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает. Во-вторых, все дети начинают говорить одновременно. Пройдет немного времени, и ваш малыш нагонит соседскую девочку. Если уж речь ребенка сильно вас тревожит, вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, он может дать несколько полезных советов.

  1. Познание  окружающего  мира – СОЗДАЕМ БЕЗОПАСНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Едва проснувшись, ребенок выбирается из кроватки. Вокруг так много интересного. Главная задача взрослого сейчас: по возможности, не мешать ребенку познавать мир. Любимая фраза родителей «этого нельзя!», «того нельзя!», «не трогай!» и т. д. Понятно, что говорится все это с благими намереньями… Но время ребенка раннего возраста очень ценно; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может сейчас ребенок. Он сейчас «заточен» на это от природы.  Поэтому «нельзя!» не должно быть слишком много.  Для этого потрудиться придется нам, родителям.

Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть — посмотреть, испытать. Поэтому, если чего-то ребенку, действительно, нельзя, например, играть с папиной зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза.  Стоит приложит усилия и «обезопасить» дом, пока кроха так активно познает мир. Переставить, переложить все, что может причинить вред малышу, то, что он может разбить, сломать испортить, туда, куда он сам добраться не сможет.

Помогите малышу в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Хочет повытаскивать ящики стола или комода, пусть он сделает это, но под чутким вашим присмотром. Достаньте вещи, пусть ребенок их рассмотрит. Пользуясь случаем, за игрой вы можете навести в этих ящиках порядок (раньше ведь все руки не доходили). И ребенку интересно, и хозяйству польза. Так — методично, с ревизией — вы можете заглянуть во все уголки, куда давно не заглядывали.

Малыш все меньше спит и все больше бодрствует. Чем же он занят во время бодрствования? Конечно же, играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т. д. Понятно, что не все предметы подходят для игр. Но если это не слишком опасно, будет здорово, если вы покажите ребенку как правильно обращаться с этим предметом. Малышу нужно обретать практические навыки, знакомиться с миром предметов.    РЕБЕНОК ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ ТЕМ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ БОЛЬШЕ НОВЫХ ПРЕДМЕТОВ ПОПАДАЕТ К НЕМУ В РУКИ. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваше чадо довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки можно сформировать у ребенка прямо сейчас.

  1. Двигательная активность. До 1,5 лет — ПАДЕНИЯ – спокойствие, только спокойствие

 Кроме познания мира предметов, ребенок, после года быстро постигает премудрости ходьбы. И, конечно же, часто падает. А мы всякий раз бросаемся к нему на помощь, и спешим его поднять. Как вы думаете, правильно ли это? Еще А. М. Горький говорил своему сыну: «Падая и поднимаясь, ты растешь, мой мальчик»… Не переживайте, что ребенок часто падает; как правило, он не сильно ушибается, поскольку еще слишком легок; и переломы ему не грозят (косточки его, содержащие много органики, очень гибки). А поднимаясь самостоятельно, малыш развивает, тренирует мышцы. Во время падений, как во время любого движения, развивается и совершенствуется чувство равновесия (задействуется вестибулярный аппарат), ребенок набирается опыта в плане ориентации в пространстве.    

Ребенок упал. Если падение не нанесло серьезной травмы. Пусть поднимется сам. ВАШЕ НЕУЧАСТИЕ В ЭТОМ ПЕРИОД ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Так малыш учится справляться с трудностями. Иначе, в будущем он будет постоянно оглядываться на вас, ожидая помощи. Но нам не дано прожить за ребенка его жизнь, решая все его проблемы. Когда малыш упал задача взрослого —  поддерживать ребенка морально, словом. Если малыш разнервничался, успокойте его, ободрите. Умейте поддержать хорошее настроение. Но не  сюсюкайте, ведь, то, что произошло, явление жизненное, нормальное. Говорите  спокойно, «по-взрослому».

После 1,5 лет — ПЕРИОД  «ПОВЫШЕННОЙ ПОДВИЖНОСТИ» — это нормально

 От 1,5 до 2 лет, когда ребенок чересчур подвижный, но не совсем еще ловкий, когда он в каждые пять минут «выдает» вам повод его поругать, будьте терпеливы. Окриками и руганью вы воспитаете чувство постоянной вины в ребенке со всеми исходящими из этого чувства комплексами.    Очень подвижный ребенок — это хорошо. ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ТИХО СИДИТ В УГЛУ И НЕ ДАЕТ ВАМ ПОВОДА ПОГРОЗИТЬ ЕМУ ПАЛЬЦЕМ — И ТАК ЧАС ЗА ЧАСОМ — ЭТО НЕНОРМАЛЬНО. Обратите внимание, не заболел ли  ваш  малыш.

  1. ВАШ   РЕБЕНОК   УЧИТСЯ  ЕСТЬ  САМОСТОЯТЕЛЬНО – не мешайте

  По своему природному развитию ребенок после года вполне способен сам управляться с ложкой. Если он еще не ест самостоятельно, значит активизироваться в этом направлении нужно нам, взрослым. 

Что нужно делать, чтобы ребенок поскорее научился есть сам? Ничего особенного не нужно. Только НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ ЛОЖКИ ЗАПРЕТНОГО ПРЕДМЕТА. Если ребенок схватил ее, пусть поиграет с ней, пусть изучит. Он уже знает назначение ложки и, подражая вам, попробует ее использовать. Первые попытки, конечно, будут неудачными, но малыш быстро освоит науку. Вы же будьте терпеливы, если он слишком вывозится в каше, предусмотрительно надев одежду, которую не жалко испачкать, нагрудник.

Если ваш ребенок склонен позабавиться за столом, отвлекается от еды или начинает баловаться ею. Попробуйте пресекать эту нехорошую манеру поведения следующим образом: заберите у ребенка еду, спрячьте тарелку. Точно так же поступите и в следующий раз. Ребенок быстро сообразит, что баловство  здесь не уместно.

  1. РЕБЕНОК  НАЧИНАЕТ  ОДЕВАТЬСЯ  САМ – запасаемся временем и терпением

  В возрасте 1,5 — 2 лет многие дети вполне способны сами раздеться. Если ваш малыш даже не пытается участвовать в этом процессе, вопрос не к нему, а к вам родители. Даете ли вы ему такую возможность? 

 Одеваться же самостоятельно у детей в этом возрасте еще не получается. Нет специальных методик, как поскорее научить ребенка одеваться. Для этого необходимо время и терпение. От вас требуется немногое: КОГДА ВЫ ОДЕВАЕТЕ РЕБЕНКА, ДЕЛАЙТЕ ЭТО НЕТОРОПЛИВО (вообще все ваши действия по отношению к ребенку должны быть неторопливыми: ребенок учится, прослеживая ваши действия; наблюдая ваше спокойствие, ребенок и сам спокоен). Хорошо бы сопровождать процесс одевания комментариями: сначала надеваем это, затем то…  Пусть малыш сам попробует надеть что-то, хотя бы частично. Покажите, как правильно брать одежду, куда ее надевать. ПОМОГАЙТЕ ЕМУ ЛИШЬ ТАМ, ГДЕ САМ ОН ТОЧНО НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ. Когда малыш освоит один навык, усложните ему задачу, попросите надеть еще что-то.

Случается, что дети закапризничают и не хотят одеваться. Как быть в таком случае? Настаивать, доводить дело до скандала? Надо попробовать отвлечь, ребенка чем-нибудь, и пока он будет «переваривать» новую информацию, сделать свое дело.

  • ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Игры  в  воде

           Имейте в виду, что от года до полутора лет дети становятся «водяными». Вы и раньше замечали, что ребенку доставляет огромное удовольствие каждое купание — как он плещется, как смеется… А теперь малыша так и тянет к воде. Что ж, создайте ему условия, пусть поиграет игрушками в теплой воде. Это можно устроить дома в ванной комнате, или на даче — на зеленой лужайке поставьте пластмассовый таз, или в саду — на солнышке. Воды много не наливайте. Бросьте в воду несколько игрушек, с ними — пару пластмассовых чашек. Пусть малыш переливает воду.

Игры  в  песочнице.

          В этом же возрасте — от года до полутора лет — ребенок очень любит играть в песке. Тяга к песку сохранится еще долго. И вы должны это учитывать. Это  счастье для вашего малыша: целыми часами он может быть занят играми с песком; вы и  не  услышите  ребенка, пока  он  не  захочет  есть.

Покупаем  игрушки  соответственно  возрасту.

Необходимо помнить, что РЕБЕНОК ИГРАЕТ ТОЛЬКО В ТЕ ИГРЫ И ТЕМИ ИГРУШКАМИ, ДО КОТОРЫХ СОЗРЕЛ ВНУТРЕННЕ, ДО УРОВНЯ КОТОРЫХ ПОДНЯЛСЯ. Если вы купите ребенку 1,5 — 2 лет набор фломастеров 24 цветов и роскошный альбом для рисования, то ничего хорошего из этого не выйдет. Понятно, всякий родитель хочет видеть в своем малыше вундеркинда, но вундеркинды — слишком редкое исключение. Малыш распишет вам не только альбом, но и обои на уровне своего роста. И придется делать ремонт. 

Покупайте ребенку игрушки, соответствующие возрасту. Если же хотите купить что-то заранее, то, пожалуйста — покупайте. Но спрячьте  подальше  до  поры, до  времени. Когда  ребенок  подрастет, все  пойдет в ход.

Обычные пирамидки, формы-вкладыши, мячи, кубики, большие куклы и машинки  – сейчас принесут малышу больше пользы, чем самые красивые, полезные и «умные» игрушки с пометкой  о возрасте «6+».

  1. ВАШЕМУ  РЕБЕНКУ  УЖЕ  ДВА  ГОДА

Общение и речь

   В возрасте после 2 лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова, охотно идет на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами.    ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ СЕЙЧАС: НАЙТИ ВРЕМЯ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ. Всякий человек развивается в общении: чем больше общения, тем больше и развития. Если ваш ребенок посещает ясли — хорошо; общения ему хватает, есть на ком «заточить» свои разговорные способности. А если ребенок «домашний», тогда найдите ему круг друзей. Желательно, чтобы круг был примерно одного возраста. Вы увидите, каких успехов ребенок добьется в языке.    

Двигательная активность.

В возрасте от 2 — 2,5 лет ребенок уже бегает. Причем бегать он может и оглядываясь, и глядя по сторонам. По этой причине ПОВЫШАЕТСЯ ОПАСНОСТЬ ТРАВМЫ. Если ребенок разбегался по квартире (а квартиры не у всех отличаются просторностью), БУДЬТЕ НАЧЕКУ. А лучше создайте ребенку условия — чтобы он мог побегать, сжечь лишнюю энергию, поупражнять мышцы. Освободите для подвижных игр коридор, почаще выводите малыша на улицу.    

Подражание и совместная деятельность — основной механизм обучения в раннем возрасте.

Как и прежде, ребенок многие навыки обретает, подражая вам и окружающим его близким. Используйте это. Пусть ребенок постоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете — пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок — пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Ради забавы «покормите» вместе с ребенком куклу.    Покупайте ребенку яркие с хорошими рисунками книжки. На рисунках все должно быть приятно. Рассказывайте ребенку, что изображено на рисунках, какие действия происходят. Он будет слушать очень внимательно. Заодно обучайте малыша бережно относиться к книжкам не рвать их, не мять. Некоторое время спустя пускай ребенок сам расскажет по картинкам, что на них изображено. Если он не может, повторите  рассказ.

НАЧАЛСЯ  «ПЕРИОД  ВОПРОСОВ»

         Вы уже почувствовали, что началось время бесконечных вопросов. Через это надо пройти. И готовьтесь к тому, что кончится оно не скоро. С терпеливостью, достойной похвалы, отвечайте на все вопросы ребенка. Не отмахивайтесь «мне некогда!», «отстань!» — этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что ДЛЯ РЕБЕНКА 2 — 2,5 ЛЕТ ВЫ ЕДВА ЛИ НЕ ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ. И все слова, которые он знает, — ваши слова. И все выражения, какие он использует, — ваши выражения.    Вы  бываете уставшим  или по какому-либо поводу раздражены, а тут еще ребенок со своими бесконечными вопросами. Владейте собой, владейте ситуацией… Ребенок, показывая на телефон, спрашивает: «Что это?» Вы должны не только сказать название предмета, но и объяснить, для чего он служит. Это очень расширяет кругозор ребенка.    В 2,5 года ваш ребенок должен знать до 300 слов. В ваших  возможностях этот запас  слов пополнять и дальше. Когда ребенок вырастет, он вам  только  спасибо  скажет.

Воспитание ребенка раннего возраста – дело не простое. Требует от родителей и большой работы над собой. Но результат, стоит вложенных душевных сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

Материал предоставлен в виде таблицы, где наиболее полно отражены возрастные особенности развития детей, начиная с 2-хлетнего возраста и заканчивая 7-летним возрастом...

Возрастные особенности развития ребёнка раннего возраста

  В нашем детском саду состоялась первая встреча из цикла встреч в рамках «Школы для родителей», которая была организована для родителей группы присмотра и ухода для детей 2-3-х лет «Солны...

Презентация на тему: Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

В презентации представлена информация об особенностях возрастных кризисов, которые приходятся на период дошкольного детства. Описываются рекомендации по преодолению проблем, которые могут возникнуть в...

"Возрастные особенности современных детей раннего возраста"

Представленный в настоящей статье материал раскрывает возрастные особенности современных детей раннего возраста, отдельно останавливаясь на особенностях протекания и развития психических процессов. Со...

Возрастные особенности развития детей раннего возраста.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качеств...

Презентация "Возрастные особенности развития детей раннего возраста"

В презентации раскрываются новообразования раннего возраста и особенности психического развития детей раннего возраста....