Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Тузикова Светлана Владимировна

Материал предоставлен в виде таблицы, где наиболее полно отражены возрастные особенности развития детей, начиная с 2-хлетнего возраста и заканчивая 7-летним возрастом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности  развития детей  дошкольного возраста

Показатели

Возрастная группа 2 – 3 года

Мышление

Наглядно-действенное

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Произвольность познавательных
процессов

Внимание и память непроизвольные

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому
дискомфорту

Объект  познания

Непосредственно-окружающие предметы их внутреннее
устройство

Способ  познания

Манипулирование предметами, их
разбирание

Условия успешности

Разнообразие развивающей среды

Форма общения

Ситуативно-личностные

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки, помощи

Наличие конфликтов

Со взрослыми (Я сам)

Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная игра (рядом)

Показатели

Возрастная группа 3 – 4 года

Мышление

Наглядно-образное

Речь

Начало формирования связной
речи, начинает понимать
прилагательные

Произвольность познавательных
процессов

Внимание и память
непроизвольные

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к
дискомфорту

Объект  познания

Непосредственно-окружающие предметы их свойства и
назначение

Способ  познания

Экспериментирование,
конструирование

Условия успешности

Развивающая среда и партнёрские отношения со взрослыми

Форма общения

Ситуативно-деловое

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Отношения со взрослыми

Источник способов деятельности,
партнёр по игре и творчеству

Наличие конфликтов

Со взрослыми как продолжение (Я сам)

Эмоции

Сильной модальности, резкие переключения

Игровая деятельность

Партнёрская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Показатели

Возрастная группа 4-5 лет

Мышление

Наглядно-образное

Речь

Окончание формирования
активной речи, учится излагать
мысли

Произвольность познавательных
процессов

Внимание и память непроизвольные, начинает развиваться произвольное запоминание в игре.

Физиологическая чувствительность

Уменьшение чувствительность к
дискомфорту

Объект  познания

Предметы и явления непосредственно невоспринимаемые

Способ  познания

Рассказы взрослого, экспериментирование

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Форма общения

Внеситуативно -деловое

Отношения со сверстниками

Интересен как партнёр в сюжетной игре

Отношения со взрослыми

Источник информации

Наличие конфликтов

Отсутствуют

Эмоции

Более ровные, стараются контролировать

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Показатели

Возрастная группа 5-6 лет

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования образно схематического

Речь

Формирование планирующей
функции речи

Произвольность познавательных
процессов

Развитие целенаправленного запоминания

Физиологическая чувствительность

Уменьшение чувствительность к
дискомфорту

Объект  познания

Предметы и явления непосредственно невоспринимаемые, нравственные нормы

Способ  познания

Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Форма общения

Внеситуативно –деловое + внеситуативно-личностное

Отношения со сверстниками

Углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтения в общении

Отношения со взрослыми

Источник информации, собеседник

Наличие конфликтов

Отсутствуют

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Показатели

Возрастная группа 5-6 лет

Мышление

Элементы логического, развиваются на основе наглядно образного

Речь

Развитие внутренней речи

Произвольность познавательных
процессов

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Индивидуально, у большинства низкая

Объект  познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Способ  познания

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Форма общения

Внеситуативно -личностное

Отношения со сверстниками

Собеседник, партнёр по деятельности

Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки

Наличие конфликтов

К 7-ми годам кризис, смена социальной роли

Эмоции

Развитие высших чувств

Игровая деятельность

Длительные игровые объединения, умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью