Консультация для родителей: «Речевое развитие ребёнка 4-5 лет: как помочь заговорить ярко и правильно»
консультация (средняя группа)

Возраст 4-5 лет — это «золотая пора» для развития речи. Ребёнок уже не просто малыш, а настоящий собеседник, который активно познаёт мир слов. Его речь становится богаче, сложнее и интереснее. Давайте разберёмся, что является нормой для этого возраста, на что обратить внимание и как мы можем поддержать это важное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ns_portal.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Речевое развитие ребёнка 4-5 лет: как помочь заговорить ярко и правильно»

Возраст 4-5 лет — это «золотая пора» для развития речи. Ребёнок уже не просто малыш, а настоящий собеседник, который активно познаёт мир слов. Его речь становится богаче, сложнее и интереснее. Давайте разберёмся, что является нормой для этого возраста, на что обратить внимание и как мы можем поддержать это важное развитие.

Что уже умеет ребёнок в 4-5 лет? (Возрастная норма)

Если речь вашего малыша соответствует этому списку — вы на правильном пути!

*   Словарный запас достигает 2000-3000 слов. Появляются обобщающие слова: «одежда», «посуда», «животные», «транспорт».

*   Грамматика. Ребёнок строит сложные предложения с союзами «потому что», «чтобы», «когда». Исчезают большинство грамматических ошибок («ихний», «ложил»), но некоторые еще могут встречаться.

*   Звукопроизношение. К 5 годам обычно ставятся и автоматизируются свистящие звуки [С], [З], [Ц]. Могут ещё сохраняться проблемы с шипящими ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) и, особенно, со звуками [Л] и [Р] — это норма для данного возраста, но работа над ними уже начинается.

*   Связная речь. Может пересказать знакомую сказку или рассказ, составить рассказ по картинке из 3-5 предложений, подробно рассказать о событии из своей жизни (что было в саду, в гостях).

*   Речь становится инструментом общения и игры. Дети активно договариваются, распределяют роли в игре, задают множество «почемучек», рассуждают.

Тревожные сигналы: когда стоит обратиться к специалисту?

Не ждите, что проблемы «рассосутся» сами. Консультация логопеда нужна, если:

*   Речь невнятная, смазанная, ребёнка постоянно переспрашивают не только посторонние, но и близкие.

*   Стойко нарушено произношение многих групп звуков (например, все свистящие и шипящие).

*   Бедный словарный запас, затруднения с подбором слов, частые замены слов на «это», «такой».

*   Не может составить простое предложение из 4-5 слов, путает предлоги, падежи, род («синяя платье», «нет куртком»).

*   Очень плохая дикция, говорит слишком быстро или, наоборот, замедленно.

*   Не может пересказать даже короткую сказку, отвечает односложно, не строит рассказ.

Практическая «копилка» для родителей: как развивать речь дома?

Главное правило: развиваем речь не на специальных «уроках», а в игре и повседневном общении!

1. Станьте «радиостанцией» и активным слушателем.

*   Комментируйте свои и его действия: «Сейчас я нарежу желтые бананы и красное яблоко. Мы сделаем яркий фруктовый салат».

*   Задавайте открытые вопросы: не «Тебе понравилось в садике?», а «Во что ты сегодня играл на прогулке? Кто тебе в этом помогал?».

*   Внимательно слушайте ответы, давайте время подумать, не перебивайте и не договаривайте за него.

2. Читайте и обсуждайте.

*   Чтение вслух — это лучший тренажёр для речи. Читайте каждый день.

*   Задавайте вопросы по тексту: «Как ты думаешь, почему герой так поступил? А что было бы, если…?».

*   Просите пересказать короткий отрывок или сказку по цепочке: «Ты начинай, а я продолжу».

*   Рассматривайте иллюстрации и придумывайте, что могут говорить или думать персонажи.

3. Играйте в «речевые» игры.

*«Что бывает…?» (зелёное, круглое, пушистое, сладкое).

*«Назови ласково» (кошка — кошечка, дом — домик).

*«Один — много» (стол — столы, ухо — уши).

*«Повар»: «Что можно сварить из картошки? (пюре, суп), а что можно пожарить? (котлеты, рыбу)».

*«Угадай по описанию»: «Это овощ, длинный, оранжевый, растёт в земле, хрустит. Что это?».

4. Развивайте мелкую моторику и речевое дыхание.

*   Пальчиковые игры, лепка, шнуровки, мозаика, нанизывание бусин.

*   Игры на дыхание: сдувать ватные шарики («футбол»), задувать свечи (под присмотром!), пускать мыльные пузыри, дуть на бумажные кораблики в тазу.

5. Артикуляционная гимнастика — как весёлая зарядка для язычка.

Делайте её перед зеркалом, по 5-7 минут в день, в форме сказки: «Как язычок ходил в гости к зубкам» («Чистим зубки»), «Как катался на качелях», «Как стучал молоточком» («Молоточек»). Упражнения готовят мышцы к правильному произношению сложных звуков.

Самое важное: создавайте положительную, поддерживающую атмосферу. Не критикуйте ошибки, а аккуратно поправляйте, давая правильный образец: «Да, ты прав, это *машина*. Она *ехала* быстро». Хвалите за любые успехи!

Помните, вы — главный проводник ребёнка в мир красивой и богатой речи. У вас всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевое развитие ребёнка 4-5 лет."

Сведения для родителей об условно нормотипичном развитии речи детей 4-5 лет и возможных нарушениях  её  развития....

Консультация для родителей Речевое развитие ребёнка в 6-7 лет

Консультация для родителей Речевое развитие ребёнка в 6-7 лет...

Консультация для родителей"Речевое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"

В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью.Язык становиться средством общения и мышления.Старшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.Серьёзно...

Консультация для родителей "Речевое развитие ребёнка от 1 года до 2 лет"

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизн...

Консультация для родителей «Речевое развитие ребёнка младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей  «Речевое развитие ребёнка младшего дошкольного возраста»...