Консультация для родителей «Как выбрать игрушки для аутичных детей»
консультация

Гарифянова Валерия Олеговна
При выборе игрушек для детей с аутизмом важно учитывать их сенсорные потребности, уровень развития и индивидуальные интересы. Правильно подобранные игрушки могут помочь в развитии моторики, коммуникации, сенсорного восприятия и социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vybrat_igrushki_lya_autichnyh_detey.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Как выбрать игрушки для аутичных детей»

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность). Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.

К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.

На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Игрушками могут быть :

• изделия с музыкальными элементами;

• тканевые и картонные книги;

• кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;

• рельефные фигурки.

Игрушки должны выполнять связующую роль между ребенком и его сверстниками, взрослыми. С данной задачей помогут справиться настольные игры (викторины, «бродилки», лото). При выборе необходимо учитывать степень заболевания, возраст, увлечения и реакцию на проигрыш или выигрыш.

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Больше разнообразия

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.

Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Батуты и пазлы

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.

Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Мультипликационные герои

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Игры-головоломки

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:

• конструкторы;

• строительные блоки;

• детские железные дороги;

• головоломки.

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.

Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушкиосновной задачей которых является развить:

• крупную и мелкую моторику;

• зрительное восприятие;

• тактильные ощущения;

• слух;

• мышление;

• навыки общения.

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т. д. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.

Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов : одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.

Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

• чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;

• предпочитают играть в одиночестве;

• преобладают монотонные и цикличные движения;

• не допускают к процессу посторонних.

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.

Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как выбрать игрушку ребёнку".

В консультации вы найдётё несколько полезных советов как правильно выбрать игрушку своему ребёнку....

Консультация для родителей "Как выбрать игрушку"

Как правильно выбрать игрушки для детей. Чем можно играть детям дошкольного возраста....

Консультация для родителей: "КАК ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ МАЛЫШУ? "

Консультация для родителей. "КАК ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ МАЛЫШУ?  Какие игрушки необходимы детям?"...

консультации для родителей "Как выбрать игрушки для детей"

Консультации  для  родителей  «Какие игрушки необходимы детям»Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, ис...

Консультация для родителей: «Как выбрать игрушку для ребенка»

Консультация для родителей:«Как выбрать игрушку для ребенка» При выборе игрушки для ребен­ка необходимо учитывать общие требования и правила.Игрушка должна быть простой и доступно...

Консультация для родителей "Как выбрать игрушку"

laquo;Игрушки – не балушки». Какова роль игрушки в жизни ребенка, как игрушка влияет на развитие личности. Какие игрушки можно назвать «хорошими»....