"Встреча с прекрасным"
календарно-тематическое планирование (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме

Тимченко Людмила Владимировна

"Встреча с прекрасным"-программа интеграции речевой и музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Представляю  тематический план на учебный год. Есть возможность  менять темы и практический материал каждый год,тем самым  вносить новизну и интерес в работу. Совместно с педагогом по развитию речи мы диагностировали детей в процессе занятий,  концертной деятельности, в праздниках.  Результаты наблюдений показали неплохую динамику в развитии у детей интонационной стороны речи,выразительности в пении, артистизма и общей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_plan.doc93.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка №10»

Программа

интеграции речевой и музыкальной

деятельности ребенка дошкольного возраста

«Встреча с прекрасным»

Составили:

воспитатель

по развитию речи

Кудрина Е.В.

музыкальный руководитель

Тимченко Л.В.

Саянск

2009г.

Пояснительная записка

        На современном этапе одним из актуальных вопросов в педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей.

       Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

При правильной организации учебного процесса интегрированное воспитание  становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива, которое направлено на понимание региональной культуры, общезначимых, культурных ценностей, на развитие творческой деятельности в различных ее видах.

Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой  деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).                  

Интеграция разных видов деятельности обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств. Идея, убеждение, замысел произведения воспринимается сердцем, через эмоции. А убеждение, воспринятое через эмоции наиболее эффективно.                                                                            

Совместные наблюдения воспитателей и специалистов за детьми в процессе самостоятельной деятельности позволили определить уровень речи, состояние их музыкальных способностей и навыков детей, уровень их знаний и представлений об окружающем мире. С учетом выявленных  знаний дошкольников, совместная  работа была спроектирована таким образом, чтобы повысить уровень развития речи  и  музыкальные способности детей.

         Система работы предусматривает индивидуальные и фронтальные занятия, музыкально-литературные   праздники, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, музыкальной среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого,    музыкального развития ребенка.

       Работа с детьми старшего возраста   по интеграции речевого и музыкального воспитания  осуществляется   в рамках программы  “ Встреча с прекрасным”, которая является результатом практической деятельности     воспитателя по развитию речи, музыкального руководителя.

                                                     

Цель:

 Формирование эстетически развитой личности, воспитание нравственной культуры  детей дошкольного возраста  средствами литературного и музыкального искусства

   

Задачи:

-Формировать у детей представление о специфике восприятия произведений различных видов искусства,

-Воспитывать у детей   культуру слушания литературного, музыкального произведения

-Развивать навыки анализа произведений искусств через освоение средств художественной выразительности (лад, темп, динамика, интонация, структура)

- Развивать умения детей составлять ассоциативные связи  художественного и музыкального образа

-Стимулировать творческую активность, свободу и эмоциональную отзывчивость  детей посредством восприятия произведений различных видов искусства

      Теоретической и методологической основой   программы является рассмотрение общих закономерностей функционирования и восприятия произведений различных видов искусства как форм отражения материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей.

    Воспитатель по развитию речи  осуществляет: расширение объема словаря об окружающих действиях, уточнение значений слов, активизации словаря, что помогает личностному росту каждого ребенка, формированию уверенного поведения;  

     Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное сопровождение,   иллюстрирующее явления природы — журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя, раскрывающее художественный замысел произведения, способствующее наиболее полному раскрытию  темы интегрированной деятельности( музыка для восприятия, пения, танца, музицирования))

     Также музыкальный руководитель принимает активное участие    в постановке  правильного диафрагмально-речевого дыхания, работает над развитием силы, высоты, тембра голоса, его выразительности.

       В процессе знакомства с литературным, музыкальным и художественным материалом дети имеют возможность не только заучивать стихотворения, песни, работая над интонационно-выразительной стороной речи, целенаправленной активизацией отработанной лексики, но и наблюдать, рассматривать иллюстрации, репродукции картин, учатся выражать свое отношение к художественному слову посредством музыки и танца.

        Комплексный, интегрированный подход позволит обогатить познавательно-речевые  и  музыкальные впечатления детей.

 

    Освоению содержания   программы способствуют:

 а) речевые, музыкальные игры-упражнения для детей, направленные на активизацию психических  процессов (внимание, память, воображение), комплекса музыкальных способностей (вокально-слуховая и музыкально-двигательная координация, дифференциация слуховых ощущений) и связной выразительной и логической речи;

 б) музыкальный и литературный материал,  подобранный с учётом природосообразности детского возраста, возможностей и интересов детей.

Методологические подходы

Личностно – деятельностный подход предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение  ее в различные виды деятельности; обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания; предполагает максимальную обращенность к внутреннему миру личности.

Принципы:

        Интеграция программного содержания. Содержание программы органично вплетается в канву содержания основной комплексной программы, реализуемой в дошкольном учреждении. Интеграция предусмотрена с организацией деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой, музыкальной деятельностью детей.

  • доступность произведений искусства детскому пониманию (опираться на детский опыт);
  • реалистичность произведений художественной литературы,  музыки.
  • привлекательность для детей, по возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающий эмоциональный отклик в душе ребенка.
  • Учет возрастных особенностей детей
  • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей.

          Системность. В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически, в процессе речевых и музыкальных занятий.   Как итогом данной работы предусмотрено проведение совместных музыкально- литературных   мероприятий 1 раз в два месяца по соответствующей тематике.

      Формы: Фронтальные занятия,индивидуальные,музыкально-литературные занятия, праздники и развлечения, конкурсы.

     Контроль за развитием музыкальных и  речевых способностей детей осуществляется непосредственно на каждом занятии и на итоговых занятиях через серию заданий творческого типа. Формой отчётности являются открытые занятия для родителей,   праздники, музыкальные спектакли, музыкально-литературные салоны, викторины, конкурсы чтецов

Исполнители  : музыкальный руководитель, воспитатель по развитию речи

Организация: Работа    проходит в течении фронтальных занятий, итоговых музыкально-литературных занятий, в индивидуальных   занятиях

Ожидаемый результат: К концу года у детей сформируются высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повысится точность и выразительность. Дети начнут успешно употреблять средства художественной выразительности в своем словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов), устанавливать ассоциативные связи художественного слова и музыкального  образа.У детей расширятся знания о творчестве детских писателей, композиторов-классиков, средствах музыкальной выразительности.

 Система занятий  предполагает  работу в блоках:

1 блок  . «Моя родина  - Россия»

Цель: Воспитание гражданина своей страны, закрепление знаний о государственной символике

 Задачи блока решаются в течении фронтальных и индивидуальных занятий.

Итогом по данной теме является музыкально-литературный салон для детей старшего возраста и их родителей

2.Блок  «Писатели и композиторы»

Цель: воспитание в детях интереса к художественной литературе и  классической музыке, расширение кругозора, словарного запаса детей, обогащение музыкальных впечатлений детей.

Задачи блока решаются в течении  тематических , доминантных музыкальных и речевых занятиях.

Итогом по данной теме является Конкурс чтецов для детей  старшего возраста

3.Блок  «Мой родной край»

Цель: воспитание в детях  патриотических чувств через восприятие и знакомство с творчеством  сибирских поэтов, композиторов, сибирским фольклором.

  Задачи блока решаются на интегрированных музыкально-речевых занятиях,   фронтальных занятия. Итогом данного блока является развлечение для детей  старшего возраста и их родителей  

Используемые понятия:

 Эмоции – особый класс психических процессов и  состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфические формы отражения действительности

Интеграция  трактуется как, integratio  - «восстановление», «восполнение», от integer – «целый

 Интеграция  - это сложный структурный процесс, требующий развития умения  детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Классификация  интегрированных занятий

1). По содержанию   занятия могут быть достаточно разнообразными и осуществляться в разных вариантах:

  • отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и  литературного искусства);
  • блоки занятий, объединенных по наиболее интересным для детей  
  • блоки занятий по знакомству детей с творчеством писателей , музыкантов
  • блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой  
  • блок занятий по ознакомлению с народным искусством;
  • блок занятий по нравственному и эмоциональному воспитанию.

2). Структура   занятий зависит от возраста ребенка, от накопления чувственного опыта: от живого наблюдения к рассматриванию картин, к восприятию образа в стихах, музыке.

 3).  Интегрированные занятия делятся на два типа по значению видов искусства:

  • доминантный тип, когда один вид искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном (например, стихотворение о природе   помогают понять  музыкальное произведение, его настроение, содержание);
  • равнозначный тип, когда каждая часть занятия дополняет друг друга

4).  Интегрированные занятия могут варьироваться по сочетанию музыкальных и художественных произведений.

Вариант 1. Поочередное включение произведений разных видов искусства.

Цель: усилить воздействие искусства на эмоции детей.

Структура

  • прослушивание музыкального произведения;
  • общение педагогов и детей о характере музыкального произведения;
  • прослушивание литературного произведения;
  • общение педагогов и детей о характере литературного произведения;
  • сравнение сходства музыкального  и литературного произведений по выраженному в них эмоциональному настроению, характеру художественного образца.

Вариант 2.

Попарное включение произведений разных видов искусства.

Структура.:

  • прослушивание нескольких музыкальных произведений;
  • обмен мнениями педагога и детей, сравнение чем и похожи и отличаются по характеру музыкальные произведения;
  • прослушивание нескольких литературных произведений;
  • сравнение сходства и различия произведений по характеру, настроению;
  • сравнение похожих по эмоциональному по настроению музыкальных  и литературных произведений.

Вариант 3.

Одновременное включение в восприятие разных видов искусства  

Цель: показать гармонию музыки  и литературы.

Структура:

  • звучит музыкальное произведение и на его фоне воспитатель читает литературное произведение;
  • воспитатель   предлагает детям прослушать несколько музыкальных произведений   и отобрать только одно из них , соответствующее литературному произведению
  • звучит одно музыкальное произведение и дети подбирают к нему из нескольких    литературных одно, созвучное по настроению.

Вариант 4.

Включение контрастных произведений разных видов искусства.

Цель: сформировать оценочные отношения.

Структура:

  • прослушивание контрастных по звучанию литературных произведений;
  • обмен мнениями педагога и детей об их отличии;  
  • прослушивание контрастных по настроению  музыкальных произведений;
  • обмен мнениями педагога и детей об их отличии;
  • восприятие похожих между собой музыкальных, литературных   произведений;

обмен мнениями педагога и детей об их сходстве

 


дата

проведения

СОДЕРЖАНИЕ

Музыкального развития

Речевого развития

Музыкальный репертуар

задачи

Литературный

материал

задачи

 

Сентябрь

октябрь

Ноябрь

1 блок  «МОЯ РОДИНА-РОССИЯ»

Цель Воспитание гражданина своей страны, закрепление знаний о государственной символике

«Осенняя песня»

П.И. Чайковский

«Во поле береза стояла»р.н.п.

«Звуковая веревочка»

«Осень в саду»

Г. Вихарева

«Гимн РФ»

« Моя Россия» Г.Струве

«Русский хоровод»

 -Чувствовать красоту музыкального языка,воспринимать оркестровое звучание, находить созвучные настроения  со стихами

-развивать протяжность,

напевность пения,  понимать красоту русской народной песни

-Упражнять детей в пении гласных звуков ,  моделировать звуковысотную линию

-Учить детей передавать настроение, ласковые интонации

в пении,развивать певческие умения детей.

-дать знания о государственной песне России

-Учить детей петь разным способом звукообразования, добиваться выразительности,четкой дикции в окончаниях.

-Учить детей двигаться хороводным шагом с темповыми оттенками,  сужать и расширять круг,добиваться  выразительности движения.

Русь

Россия в стихах

С.Есенин

«Сторона ль, моя сторонка», «С добрым утром», «В хате»,«Береза»,»Черемуха»

«Мы живем в России»

 Москва–столица Родины

-познакомить с жизнью и укладом наших предков; обогащать общеведческий словарь детей.

-помочь детям почувствовать образный язык стихотворения; познакомить с новыми стихотворениями; помочь выучить некоторые из стихотворений; совершенствовать интонационную сторону речи.

-

- углубить и уточнить представления  о Родине – России; закрепить знания о флаге,гербе;совершенствовать  связную речь; воспитывать патриотические интернациональные чувства, любовь к Родине.

; -закрепить знания о столице Москве; совершенствовать связную речь; воспитывать любовь к Родине

Итог по теме- музыкально-литературный салон «В стране березового ситца» по творчеству С. Есенина

Декабрь

Январь

Февраль

Март

2 блок  -  « ПИСАТЕЛИ И КОМПОЗИТОРЫ»

Цель: воспитание в детях интереса к художественной литературе и  классической музыке, расширение кругозора, словарного запаса детей, обогащение музыкальных впечатлений детей.

«Любитель-рыбалов»Барто,

Старокодамский

«На катке» А. Барто

«Детский альбом» П.Чайковский

(Игра в лошадки, Новая кукла,Болезнь куклы,Марш солдатиков)

«Игрушки» А.Барто

«Мышиное горе»

«Кошки-мышки»

 «Собачки»

Песни на стихи С. Черного

« Музыка на крыльях» Рамо

«Приход весны» В.Моцарт

«Весна» Т.Боровик

Итог по теме-

-Дать знания о вокальной и инструментальной музыке, развивать внимание к тексту песни.

-Продолжать развитие певческих умений, точно передавать ритмический рисунок  и звуковысотный строй песни

-Различать характер звучания музыки и соотносить с образом игрушки,устанавливать ассоциативные связи со стихами А.Барто

-развивать творческие песенные импровизации на заданный текст,закрепить жанровые особенности марша, песни. танца

- Учить детей выразительно петь,используя динамические,темповые

 оттенки, дать детям знания о мажоре и миноре.

-Понимать изобразительный язык музыки,уточнить знания о регистрах,динамике,тембре муз. Инструментов.Учить детей подбирать  художественное слово,созвучное характеру музыки.Развивать творческое коллективное музицирование

- Учить детей приемам Ритмодекламации

КОНКУРС  ЧТЕЦОВ    

Творчество А.Барто

тема: Детство

тема: Семья

ТворчествоС.Черного

тема: «Про все на свете»

Творчество А.Фета

тема «Времена года»

«Мои любимые книжки

-познакомить детей с жизнью и творчеством писателей А,Барто, С.Черного, А.Фета;  продолжать расширять знания детей о писателях; совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворения; помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову; развивать интонационную сторону речи

воспитание любви к природе; расширение кругозора и представлений о мире; закладывание нравственных основ и начал.

3 БЛОК-«.МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Цель:  восприятие и знакомство с творчеством  сибирских поэтов, композиторов, сибирским фольклором

Март

Апрель

Сибирский

Музыкальный

Фольклор

«Сибирская кадриль»

«Иркутский вальс»

(трио Ретро.Иркутск)

«  Байкальские волны»

Сл. и муз. Скорнякова В., Мингалева А., исп. Андрей Мингалев.

Итог по теме-

-развивать певческие умения детей через обыгрывание потешек

,дразнилок, колыбельных,Развивать музыкальную память,слуховое восприятие

-Показать детям особенности сибирского танца. положения рук, танцевальные движения кадрили

-Воспитывать культуру слушания вокального произведения. Отмечать жанровые особенности, выразительный музыкальный язык.

-развивать творческие проявления детей в создании коллективной танцевальной композиции «Байкал»

«С днем рождения, город»

          развлечение

Сибирский фольклор

 Пословицы и поговорки

Дразнилки,скороговорки

жеребьевки

«Нерпенок и его друзья»

«Улицы города»

стихи о Саянске

-формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения пословиц и поговорок;  использовать для устранения некоторых речевых проблем за счет скороговорок (нечеткое выговаривание слов, проглатывание окончаний,  т.д.) 

-закрепить знания детей о детёнышах животных Прибайкалья, О среде обитания нерпы, обогащать словарь: сущ.- название детёнышей животных; воспитывать бережное отношение к животным.

- обобщить и дополнить знания детей о нашем городе; воспитывать любовь и интерес к родному краю

совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Встречи с прекрасным" по становлению духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с музыкальным пространством родного города

Педагогический  проект реализован на базе детского сада №87 Октябрьского района города Барнаула. Проект расситан на детей старшего дошкольного возраста. ...

Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она!

Сценарий осеннего утренника в младшей и средней группе...

" Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она"

Цель: Создать у детей радостное, веселое настроение. Развивать активность детей в двигательной деятельности, формировать дружеские взаимоотношения в игре....

Тематический вечер (встреча): «Мамочка у каждого самая прекрасная!»

Сценарий праздника посвещённый дню матери "Мамочка у каждого самоя прекрасная"  был разработан с целью развивать интерес к традициям, способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье. Содей...

Картотека "Встреча с прекрасным"

Картотека поможет воспитателям детских садов планировать работу совместной образовательной деятельности в режимных моментах....

Сценарий осеннего утренника в средней группе «Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она»

Сценарий осеннего утренника в средней группе «Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она»...