музыкально-ритмические занятия с детьми, страдающими ринолалией и дизартрией
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Мельникова Елена Владимировна

Методика обучения. Логоритмика (занятия и упражнения) в коррекции ринолалии и дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_s_dizartriey_rinolaliey.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-ритмические занятия с детьми, страдающими ринолалией.

На этих занятиях средствами логоритмики следует развивать: 1) мимику лица; 2) общую моторику: тонус движений, координацию, переключаемость; 3) подвижность нёбной занавески; 4) речевую моторику; 5) преодолевать назализацию.

   Для развития мимики лица используются уже известные ситуации: « Мы едим лимон» и т.д., подвижные игры с соответствующим текстом.

   Для развития общей моторики проводятся игры на переключаемость движений.

   Для активизации нёбной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением и исполнение песен. Текст песен должен быть насыщен гласными звуками. Во время пения педагог следит за дыханием, дикцией, за достаточно широким раскрытием рта. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях. Например, дети под музыку идут в ритме движущегося поезда, останавливаются, дают гудок: « У-у-у!» Или педагог показывает различные картинки, дети с восклицаниями реагируют на них; например, видят круглый помидор и пропевают: « О-о-о!» Ходят по лесу и перекликаются: «Ау-ау-ау!» и т.п.

    Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся таким образом, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее действие.

Логоритмические и музыкально-ритмические средства для детей с дизартрией.

Педагогическое, логопедическое лечение дизартрии включает также комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Коррекционные задачи:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловнорефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений – элементы основной двигательной деятельности.

3. Улучшить общую активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и д.р.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

  Для детей с дизартрией любого генеза в данном комплексе большое значение имеет лечебная физкультура. Из методов лечебной физкультуры для детей с дизартрией наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика, занятия следует проводить в игровой форме: это игры с мячом, эстафетные игры. Полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой общефизиологоического воздействия на организм под мелодичную, ритмичную, негромкую музыку в медленном и среднем темпе. Необходимо сочетать общие физические упражнения со специальными мимическими, менять активность выполнения в зависимости от пареза мимических мышц: пассивные движения, активные движения с помощью и сопротивлением; целесообразно применение отдельных приемов артикуляторной гимнастики.

  Логоритмическая работа с дизартриками включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её можно разделить на три периода. Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка. Для активизации просодических компонентов речи используется, прежде всего, пение. Методика обучения та же, что и при заикании. Полезны инсценировки песни, при исполнении которых надо менять силу, высоту, тембр голоса.

  Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. Например: «Головой качает слон». Под мелодекламацию педагога дети наклоняют голову к левому плечу, поднимают, наклоняют к правому плечу, поднимают, наклоняют голову вперед, на грудь, поднимают.

  Для слухопроизносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки, например  С-Ш, с определенными музыкальными образами: С- водичка бежит ( музыкальный образ капли), Ш - змея шипит (музыкальный образ).

  В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с проявлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но чётко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве и т.п.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми страдающими общим недоразвитием речи.

                   Это заболевание характеризуется не только нарушением звукопроизношения и ритмико – слоговой структуры слова, но и несформиро...

Перспективный план индивидуальных логопедических занятий с детьми страдающими ОНР I периода обучения.

Цель: развитие у детей с ОНР на индивидуальных занятиях мелкой моторики рук, графических навыков,артикуляционной гимнастики, звкопроизношения, фонематического слуха, речевого дыхания, слоговой структу...

Перспективный план индивидуальных логопедических занятий с детьми страдающими ОНР II периода обучения

Цель: развитие у детей с ОНР на индивидуальных занятиях мелкой моторики рук, графических навыков,артикуляционной гимнастики, звкопроизношения, фонематического слуха, речевого дыхания, слоговой структу...

Перспективный план индивидуальных логопедических занятий с детьми страдающими ОНР III периода обучения.

Цель: развитие у детей с ОНР на индивидуальных занятиях мелкой моторики рук, графических навыков,артикуляционной гимнастики, звкопроизношения, фонематического слуха, речевого дыхания, слоговой структу...

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет (дизартрия) с использованием песочной терапии

Конспект отображает роль песочной терапии как инновационного метода развития речи дошкольников....

Особенности заучивания стихов на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР, осложненное дизартрией

В данной методической разработке показаны приёмы по заучиванию стихов детьми с ФФНР, осложненном дизартрией,  в основе которых лежит  воздействие на двигательную сферу ребёнка.  Рекомен...