Главные вкладки

    Проект "Мир фоновой музыки"
    методическая разработка по музыке по теме

    Как влияет музыка второго плана на ребенка, его умственную активность?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rostochek._proekt_2010_god.doc747 КБ

    Предварительный просмотр:

    Всероссийский конкурс «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»

    инновационных идей и опыта обучения, воспитания и развития детей

    дошкольного возраста

       Номинация: «Инновации в содержании, формах, методах и средствах дошкольного образования»

                                                     Муниципальное дошкольное образовательное

                                                            учреждение детский сад общеразвивающего вида

     №5 «Колокольчик»

                            города Котельнича Кировской области

            

    ПРОЕКТ

    «Мир фоновой музыки»

             Авторы  проекта:   Майорова Татьяна Леонидовна,

                                                                  музыкальный руководитель

                                                                  детского сада общеразвивающего вида

                                                                  №5 «Колокольчик»

                                                                  города Котельнича  Кировской области

                                                                  Вылегжанина Елена  Сергеевна,

                                                                  заведующая   МДОУ

                                                                  детского сада общеразвивающего  вида  

                                                                  №5 «Колокольчик»

                                                                  города Котельнича Кировской области

                                                                  Перминова  Ольга Николаевна

                                                                  старший воспитатель МДОУ

                                                                  детского сада общеразвивающего вида

                                                                  №5 «Колокольчик»

                                                                  города Котельнича Кировской области

         

    город Котельнич 2011 год

    Аннотация инновационного проекта

    По мнению известного психолога Б.М.Теплова музыку называют зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете «расходятся пути по всем направлениям».  

    Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

    К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

    Изучая работы С.Фадеевой, С.Богдановой, И.Стародубцевой пришли к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом всей жизни ребенка в детском саду и дома.

                 Назначение проекта «Мир фоновой музыки» связано с необходимостью формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста и их родителей. Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

    Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

    1. Краткая справка

    о дошкольном образовательном учреждении.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  № 5 «Колокольчик» города Котельнича Кировской области расположен по адресу: Кировская область, город Котельнич, улица Победы, дом 8а., тел: (8242) 4-48-09.

            Учредитель: Управление образования городского округа города Котельнича Кировской области.

             Детский сад функционирует с 1984 года, рассчитан на 7 возрастных групп для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

    -группа детей раннего возраста / 2-3 года/;

    -младшая группа /3-4 года/;

    -две средние группы /4-5 лет/;

    -две старшие группы /5-6 лет/;

    -подготовительная группа /6-7 лет/.      

           Списочный состав – 162 воспитанника.

                Учреждение осуществляет образовательную деятельность в соответствии с  основной  общеобразовательной  программой:

    -  лицензия, регистрационный №0204 от  08.04.2011г;

    - свидетельство о государственной аккредитации Департамента образования Кировской области,  ГА 021195 от 10 июля  2007 г.   

    1. Обоснование значимости инновационного проекта

    «Мир фоновой музыки».

    Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности и по сей день. Что может стать фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей? Уверены, музыка!

    Почему именно фоновая музыка?  Фоновая музыка – музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

    В результате наблюдений отметили, что на практике педагоги нашего дошкольного учреждения редко используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.  Это вызвано рядом причин не только объективного (недостаточная оснащенность звукопроигрывающим оборудованием), но и субъективного характера (трудоемкость процесса подбора музыкальных произведений, отсутствие опыта и соответствующих умений). Поэтому считаем использование  нашей инновации особенно актуальной. Увлеченность идеей, осознание важности ее воплощения в жизнь детского сада стимулировали нас к поиску оригинальных педагогических идей.

    Для осуществления данной идеи использовали метод проекта, так как он предполагает объединение усилий всего педагогического коллектива и направлен на достижение реального результата.

    1. Основные ориентиры проекта.

    Срок реализации проекта: 2 года (сентябрь 2009 г. – август 2011 г.)

     

    Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

    Соучастники проекта: Управление образования города Котельнича, МОУ центр дополнительного образования, Котельничская детская школа искусств, городской Дом Культуры, детская библиотека,  дошкольные образовательные учреждения города.

    Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство детского сада и семьи.

    Социальная значимость проекта: направлен на создание благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранения здоровья воспитанников.

     Экономическая целесообразность проекта:

    1. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
    2. Становление готовности детей ориентироваться в мире музыки;
    3. Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту;
    4. Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города, установление прочных связей с Котельничской детской школой искусств
    5. Обновление материально-технической базы  детского сада музыкальным оборудованием и новыми методическими пособиями.

    Возможные риски проекта:

    1. Экономические – дефицит финансовых средств.
    2. Психологические – сложившиеся стереотипы общественного сознания, особенности характеров и поведения участников проекта.

    Гипотеза:  включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада, что позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

    Новизна идеи заключается в том, что образовательный процесс детского сада, направленный на развитие музыкальной культуры дошкольника,  выходит за рамки отдельно взятого учреждения,  привлекает к совместному сотрудничеству родительскую общественность.

    Открытый:  предполагает социальные контакты.

    Особенности проекта: музыка является системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.

    Цель проекта:  гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление музыкальных впечатлений посредством координации деятельности всех участников образовательного процесса.

    Задачи проекта:

    1. Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.

    2. Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности.

    3.  Повысить качество усвоения знаний через активизацию мыслительной деятельности.

    4.  Создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня.

    5. Пополнить материальную базу дошкольного учреждения музыкальным  оборудованием и новыми методическими пособиями.

    Предполагаемые результаты:

    Для педагогов:

    1. Повышение уровня компетентности педагогов в музыкальной деятельности.
    2. Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса.
    3. Творческое применение фоновой музыки в разных видах детской деятельности.

    Для воспитанников:

    1. Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.
    2. Появление интереса к музыкальной культуре.
    3. Активизация эмоциональной отзывчивости детей в самостоятельной деятельности.
    4. Проявление творческого самовыражения.

    Для родителей:

    1. Повышение музыкальной культуры.
    2. Мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.
    3. Рост статуса семейного воспитания.

    1. Ресурсное обеспечение проекта

    1. Нормативно-правовое обеспечение
    2. Информационное
    3. Организационное
    4. Материально – техническое
    5. Методическое
    6. Характеристика семей воспитанников

    Нормативно-правовое обеспечение

    1. Закон  «Об  образовании  Кировской  области»,  декабрь  2001г.
    2. «Типовое  положение  о  дошкольном  образовательном  учреждении»

    Утверждено  постановлением  Правительства  РФ  от  12.09.2008г.  

    1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Утверждены  Главным  государственным  санитарным  врачом  РФ  22.07.2010г №91
    1. «О  гигиенических  требованиях  и  максимальной  нагрузке  на  детей  дошкольного возраста  в  организованных  формах  обучения»,  от  14.03.2000г.,  

    №  65/23-16

    1. Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  23.11.2009 г.  №  655  «Федеральные  государственные  требования  к  структуре  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования»  
      А.  Фурсенко /образовательная  область  «Музыка»/.

    Информационное обеспечение

    1. Информационная страничка в газете «Новости детского сада»  для родителей и воспитанников МДОУ детского сада № 5 «Колокольчик» города Котельнича Кировской области (выходит 2 раза в год);
    2. Информационные корзины о музыкальной культуре, стенды, ширмы;
    3. Мультимедийные презентации;
    4. Информация в СМИ.

    Организационное обеспечение

    1. Сотрудничество с МОУ «Котельничская детская школа искусств» ;
    2. Сотрудничество с МУ Котельничским городским Домом Культуры;
    3. Сотрудничество с МОУ ДОД  центр дополнительного образования детей;
    4. Сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями города;
    5. Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта;
    6. Работа по управлению деятельностью участников проекта.

    Материально – техническое обеспечение

             Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении  имеется методический кабинет, кабинет психолога,  музыкально – спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей. Подобрана фонотека классической и современной музыки, приобретены  музыкальный центр, DVD-проигрыватель, аудио аппаратура для каждой возрастной группы, что способствует более красочному и яркому воспроизведению музыкальных произведений.

    Методическое обеспечение ДОУ

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5 «Колокольчик» города Котельнича Кировской области реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому воспитанию детей. Одной из ведущих задач программы является включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада, что позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество художественно-эстетического воспитания.

            В методическом кабинете оформлен и систематизирован методический инструментарий,  исходя из особенностей воспитательно-образовательного процесса, сформирована фонотека классической и современной музыки, которая постоянно пополняется музыкальными новинками.

    Характеристика семей воспитанников

      Составной частью работы детского сада является сотрудничество с семьями воспитанников, так как семья играет главную роль в жизни ребенка и является определяющей социальной сферой в гармоничном воспитании и развитии ребёнка.  Задача педагогов нашего детского сада - раскрыть перед родителями важные стороны психического, физического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, порекомендовать соответствующие приемы воспитания, построить систему работы  с семьей по принципам конструктивного диалога и семейно-общественного взаимодействия, способную сделать наше дошкольное учреждение двигателем педагогической культуры. Анкетирования и социологический опрос родителей позволили сделать выводы о социальном статусе семей, уровне образования, общественной активности родителей.

    79% воспитанников нашего детского сада из полных семей. Многие родители являются  работниками  бюджетной сферы, немалую часть составляют рабочие, есть предприниматели. Достаточно высок показатель безработных родителей – 11%. Это семьи, на которые мы обращаем особое внимание. Каждый пятый  имеет высшее образование, у основной части родителей среднее специальное образование. Практически все  воспитанники детского сада проживают в семьях со средней обеспеченностью, 19% - с низкой. Из наблюдений педагогов следует, что родители заинтересованы в воспитании своих детей.  83% родителей являются активными участниками  воспитательно-образовательного процесса. Однако 17 % можно отнести к малоактивным семьям, а это значит, мы должны заинтересовать их, привлечь к совместной деятельности.

    1. Реализация проекта.

    Разработаны  3  этапа  реализации  проекта:

    1.  этап:  Подготовительный;
    2.  этап:  Практический  /реализация  намеченных  планов/;
    3.  этап: Заключительный  /подведение  итогов  и  внесение  поправок  в  случае  нерешенных  проблем/.

    На подготовительном этапе определили участников проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.

     Задачи подготовительного этапа носили диагностический, исследовательский характер.

    С помощью метода наблюдений, анкетирования, беседы выяснили, что педагогический коллектив готов к принятию нашей гипотезы и нуждается в теоретической и практической подготовке. Поэтому запланировали консультации на темы «Подбор музыкального репертуара и его планирование», «Учет индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара» и т.д. Провели семинар-практикум «Фоновая музыка, как метод накопления музыкальных впечатлений». Надо признать, что проект вызвал большой интерес педагогов.

    В результате анализа состояния развивающей среды педагоги предложили оформить групповые помещения в разные цветовые гаммы, приобрести наглядные пособия и магнитофоны, подобрать фонотеку для разных возрастных групп. Определяя функции каждого, обозначили свою роль в координации, планировании и организации деятельности по оптимальному использованию фоновой музыки в образовательном процессе.

    Нашими предложениями заинтересовались родители, которые помогли оборудовать групповые всем необходимым, а самое главное включились в совместную работу по использованию музыки в повседневной жизни ребенка:

    Подводя итог подготовительного этапа, сделали вывод, что использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.

    Более трудоемким, но и самым плодотворным, на наш взгляд, является второй этап - практический. 

    На этом этапе разработали рекомендации для педагогов:

    1. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.
    2. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.
    3. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей  и должна определяться самим воспитателем.
    4. Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его музыкального вкуса.
    5. Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

    Важным компонентом нашей инновационной идеи считаем подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по - разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, подбираем произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

    Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

     Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада. Учитываем, что маленькие дети воспринимают информацию непосредственно. Подбираемый материал  основан на том, что ребенку знакомо, но является новым в изложении педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки «что-то» и восхититься им. «Мысли похожи на дождь»,- сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций…Так в музыке рождаются  тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое.

               Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это мы считаем одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

               Важным моментом на данном этапе считаем заинтересованность родителей инновационной идеей совместной работы по использованию музыки в повседневной жизни ребенка. Родителей увлекла эта работа, и мы обнаружили интересный опыт семейного воспитания, который был представлен на семейном клубе «Музыка в жизни детского сада». Оказалось, что кто-то отдает предпочтение классической музыке, кто-то современным ритмам, народным, но в каждой семье любят и слушают музыку.

              Подводя итоги совместных мероприятий, сделали вывод: увеличилось количество родителей-участников; и дети, и родители были рады общению друг с другом; даже папы теперь не ссылаются на занятость, а с удовольствием принимают участие в мероприятиях детского сада.

             

    На заключительном этапе проекта важно было оценить: какова же роль фоновой музыки? Насколько педагоги и родители заинтересовались этой работой? Принесла ли она ожидаемые результаты?

            Педагоги, исследуя воспитательно-образовательный процесс, оценили роль нашей инновационной идеи и пришли к выводу:

    1. Большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
    2. Фоновая музыка незаменима при переключении внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления.
    3. Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой музыки,  служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.

            Апробирование данного проекта подходит к завершению и мы видим его результаты:

    1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, о котором свидетельствуют показатели диагностики выполнения программы детского сада. %
    2. Музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка и в детском саду, и дома.
    3. В практику педагогов вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, день музыки, час классической музыки, музыкальные ассоциации и другие.
    4. В детском саду созданы условия для формирования чувства психологического комфорта детей и взрослых:
    1. разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей,
    2. подобрана фонотека классической и современной музыки,
    3. приобретены  музыкальный центр, DVD-проигрыватель, аудио аппаратура для каждой возрастной группы, что способствует более красочному и яркому воспроизведению музыки.
    4. цветовые гаммы оформления групповых помещений способствуют созданию благоприятного психологического микроклимата.
    1. Фоновая музыка стала важнейшим компонентом системы музыкального воспитания в нашем дошкольном учреждении.

    1 ЭТАП  -  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

    Срок реализации: сентябрь – декабрь 2009 года

    Задачи -  исследовать условия для реализации проекта:

    1. Оценить степень активности восприятия музыки детьми в образовательной деятельности.
    2. Проанализировать состояние условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада.
    3. Изучить культурологическую компетентность родителей.
    4. Исследовать профессиональные возможности педагогов и подготовить их к использованию новых форм музыкального сопровождения детской деятельности в течение дня.

    Работа  с  педагогами

    Работа  с  детьми

    Работа  с  родителями

    1. Составление плана повышения  квалификации на 2009-2011 год. Курсы повышения квалификации при КИПК и ПРО для педагогов. Семинары, проблемные группы, конференции.

    2.Составление оптимального репертуара для музыкального фона, соответствующего физиологическим особенностям детей.

     3. Изучение  теоретической, методической  литературы  по  данному  направлению.

    4. Создание развивающей среды, позволяющей использовать фоновую музыку в течение всего дня.

    4. Составление перспективного  плана  мероприятий.

    5.Диагностирование.

    1. Разработка  перспективного  планирования  по оптимальному использованию фоновой музыки в воспитательно-образовательном процессе (по всем возрастным группам).

     2. Диагностирование (определение степени активности восприятия музыки в разные моменты воспитательно-образовательного процесса).

    1.  Анкетирование, беседы, наблюдения, интервьюирование.

    2. Изучение  литературы,

    культурологической компетентности родителей.

    3. Выявление семейного опыта по использованию фоновой музыки.

     3. Изучение степени потребности и желания сотрудничества по данному направлению.

    Ожидаемый  результат

    1.Пакет диагностических материалов по использованию фоновой музыки.

    2.Повышение  уровня  профессиональной  компетентности  педагогов  через  использование  инновационных  форм  работы.

    3.Планирование системы работы по данной теме.

    1.Определение  уровня музыкальных способностей воспитанников.

    1.Информационное просвещение родителей.

    2.Мотивация родителей на активное отношение к сотрудничеству.

    3.Банк данных «Запросы родителей».

    1. ЭТАП  -  ПРАКТИЧЕСКИЙ

    Срок реализации: январь 2010 – май 2011

    Задача: обеспечить применение практических методов  использования фоновой музыки в повседневной жизни дошкольника.

    Работа  с  педагогами

    Работа  с  детьми

    Работа  с  родителями

    1. Консультации: «Подбор музыкального репертуара и его планирование», «Учет индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара».

     2. Семинар-практикум «Фоновая музыка как метод накопления музыкальных впечатлений»

    2. Информационный  лекторий: «Музыкотерапия».

    3. Тренинг:  «Влияние музыки на умственное и психическое развитие ребенка».

    5. Проведение открытых   занятий  и  бесед  по включению фоновой музыки в образовательный процесс.

    6. Просмотр видеофильмов.

    7.Подбор фонотеки для каждой возрастной группы.

    8. Проведение  «Недели музыки».

    9.Вечер вопросов и ответов с преподавателями детской музыкальной школы.

    1. Включение фоновой музыки в занятия, прогулки, беседы, игры, праздники и развлечения в соответствии с планированием для каждой возрастной группы.

    2. КВН  «Угадай мелодию»  с  детьми  детского  сада

    №  8  «Ласточка».

    3. Рисунки  детей «Как я вижу музыку» и участие в городских конкурсах.

    4. Рассматривание  иллюстраций,  плакатов,  книг,  наглядных  пособий  по  музыкальной тематике.

    5. Просмотр  телевизионных  видеороликов  «Мир животных», «Вальс цветов», «Времена года».

    6.Совместные  с родителями  мероприятия с включением фоновой музыки.

    7.Проведение  «Недели музыки».

    10.Выпуск газеты детского сада «Новости детского сада» (музыкальная страничка).

    11.Диагностика и оценка промежуточных результатов проекта.

    1. Совместные  с родителями  мероприятия с включением фоновой музыки.

    2. Семинар  «Музыка в жизни ребенка».

    3. Индивидуальные  консультации  «Психолого-педагогическое воздействие на ребенка посредством музыки», «Что такое фоновая музыка?».

    4. Круглый  стол  «День музыки в семье».

    5. Выставка семейных рисунков «Слушаем музыку».

    8. Семейный  клуб  «Музыка в жизни детского сада».

    9.Оформление  информационных  стендов в каждой группе.

    10. Памятки  для  родителей:

    1. Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для слушания дома
    2. Лечебная сила музыки
    3. Музыка способна разбудить интеллект

    11. Лекция  «Образы вечных понятий в классической музыке».

    12. Подбор семейной фонотеки с учетом музыкальных вкусов родителей.

    Ожидаемый  результат

    1.Повышение  уровня  компетентности педагогов в музыкальной деятельности.

    2.Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.

    3.Обобщение,

    распространение и  презентация опыта работы по данной теме.

    4. Создание комплексной системы работы

     по  данному направлению.

    5.Гуманизация связи МДОУ с  МОУ «Котельничская детская школа искусств».

    1. Проявление  интереса  у  детей  к  музыкальной культуре.

    2. Систематизация  работы по данной теме.

    3. Повышение  уровня  знаний  и  умений детей  на основе использования фоновой музыки в жизнедеятельности воспитанников.

    1. Повышение  музыкальной культуры родителей.

    2. Желание  родителей  участвовать в  совместных  мероприятиях в ДОУ.

    3. Повышение  статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.

    Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах

                 Время звучания                                Преобладающий эмоциональный фон

    Радостно-

    спокойный

    7.30 – 8.00

    Утренний прием

    Уверенный

    активный

    8.40 – 9.00

    Настрой на занятия

    Умиротворенный

    нежный

    12.20 - 12..40

    Подготовка ко сну

    Спокойный,

    оптимистично-просветленный

    15.00 – 15.15

    Подъем

    Включение музыки в образовательную деятельность

    Активное

    восприятие

    Пассивное

    восприятие

    Непосредственно образовательная деятельность:

    1. трудовая
    2. познание
    3. продуктивная
    4. восприятие художественной литературы
    5. коммуникативная

    Непосредственно образовательная деятельность:

    1. познание
    2. игровая
    3. музыкально-художественная
    4. двигательная
    5. коммуникативная

    Педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит негромко, как бы на втором плане

    Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

    Примерный репертуар фоновой музыки

    для детей 5-7 лет

    Функция фоновой музыки

    Примерный репертуар

    Релаксирующая (расслабляющая)

    К. Дебюсси. «Облака»

    А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета

    К.-В. Глюк. «Мелодия»

    В.-А. Моцарт. «Реквием»

    Сен-Санс. «Карнавал животных»

    Шуберт. «Вечерняя серенада»

    Брамс. «Вальс №3»

    Шуман. «Детские сцены», «Грезы»

    Гендель. «Музыка на воде»

    Глюк. «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

    Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

    Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт"

    И.Брамс. «Венгерский танец №7»

    А.Дворжак. «Славянский танец №2»

    Ф.Лист. «Венгерские рапсодии»

    В.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

    Э.Григ. «Утро»

    Бах. «Шутка»

    Штраус. «Весенние голоса»

    Ф.Шопен. «Прелюдии»

    Б.Монти. «Чардаш»

    Активизирующая (возбуждающая)

    Чайковский "Шестая симфония", 3 часть

    Бетховен "Увертюра Эдмонд"

    Шопен "Прелюдия 1, опус 28"

    М.И.Глинка. «Камаринская»

    В.А.Моцарт «Турецкое рондо»

    П.И.Чайковский «Вальс цветов»

    Успокаивающая (умиротворяющая)

    Ф. Шопен. Прелюдия ми минор

    Т.Альбинони. Адажио для органа и струнных

    М.Глинка. «Жаворонок»

    А.Лядов. «Музыкальная табакерка»

    К.Сен-Санс. «Лебедь»

    Ф.Шуберт. «Серенада»

    В.А.Моцарт. «Турецкий марш»

    Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

    И.-С.Бах. «Ария»

    А.Вивальди. «Времена года»

    С.Прокофьев. «Марш»

    Ф.Шуберт. «Музыкальный момент»

    Ф.А.Моцарт. «Гроза»

    Ф.А.Моцарт. Симфония №40

    Д.Шастакович. Прелюдия и фуга фа минор

    П.И.Чайковский. «Времена года»

    3  ЭТАП   -  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

    Срок реализации: июнь – август 2011 года

                    

    Задача:  проанализировать эффективность реализации проекта «Мир фоновой музыки».

    Работа  с  педагогами

    Работа  с  детьми

    Работа  с  родителями

    1. Анализ уровня профессиональной компетентности в музыкальной деятельности.

    2.Обмен  опытом  участников  проекта.

    3. Обобщение  опыта  работы  по  реализации  проекта  на  уровне  города, области.

    1. Сравнительная  диагностика  усвоения знаний и умений воспитанников.

    2. Анализ  полученных  результатов.

    1. Анкетирование  родителей.

    2. Награждение  самых  активных  родителей- участников проекта грамотами.

    Ожидаемый  результат

    1.  Анализ результатов проектной деятельности.

    2. Определение  проблем  и  перспектив.

    3. Творческое применение фоновой музыки в разных видах деятельности.

    1.Повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности.

    1. 2. Появление интереса к музыкальной культуре.

    3. Проявление творческого самовыражения.

    1. Рост статуса семейного воспитания.

    2. Готовность родителей к активному сотрудничеству с детским садом.

    1. Критерии эффективности проекта

    1. Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта;
    2. Взаимодействие педагогов ДОУ города на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов;
    3. Повышение статуса ДОУ и его конкурентоспособности;
    4. Отсутствие случаев дорожно-транспортного травматизма.

    1. Конечные результаты реализации проекта

    1.Создание комплексной системы использования фоновой музыки как важнейшего компонента музыкального воспитания в детском саду.

    2. Повышение компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной культуре.

    3. Качественное изменение условий для художественно-эстетического воспитания через оснащение материально-технической базы по данному направлению.

    4.   Совершенствование системы работы по музыкальному воспитанию у всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

    5.Обобщение и распространение  опыта  на  тему:  «Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в детском саду».

    6.   Участие  ДОУ  во всероссийских,  областных и городских  конкурсах  инновационных  проектов.

    Приложение № 1

    Рекомендации для педагогов

    по использованию фоновой музыки

    в воспитательно-образовательном процессе

    1. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.

    1. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.

    1. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей  и должна определяться самим воспитателем.

    1. Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его музыкального вкуса.

    1. Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

    Приложение № 2

    Примерный перечень музыкальных произведений,

    рекомендованных для слушания музыки дома

    Музыка для утреннего подъема:

    А.Дворжак. «Славянский танец №2»

    Ф.Лист. «Венгерские рапсодии»

    В.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

    Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт"

    Б.Монти. «Чардаш»

    Э.Григ. «Утро»

    Бах. «Шутка»

    И.Брамс. «Венгерский танец №7»

    Штраус. «Весенние голоса»

    Ф.Шопен. «Прелюдии»

    Музыка, настраивающая на занятия:

    А.Вивальди. «Времена года»

    С.Прокофьев. «Марш»

    И.-С.Бах. «Ария»

    П.И.Чайковский. «Времена года»

    Ф.Шуберт. «Музыкальный момент»

    Ф.А.Моцарт. «Гроза»

    Ф.А.Моцарт. Симфония №40

    Д.Шастакович. Прелюдия и фуга фа минор

    Музыка перед сном:

    Шуберт. «Вечерняя серенада»

    Брамс. «Вальс №3»

    К. Дебюсси. «Облака»

    А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета

    К.-В. Глюк. «Мелодия»

    Глюк. «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика

    В.-А. Моцарт. «Реквием»

    Сен-Санс. «Карнавал животных»

    Шуман. «Детские сцены», «Грезы»

    Гендель. «Музыка на воде»

    Просыпательная музыка:

    П.И.Чайковский «Вальс цветов»

    Бетховен "Увертюра Эдмонд"

    Шопен "Прелюдия 1, опус 28"

    Чайковский "Шестая симфония", 3 часть

    М.И.Глинка. «Камаринская»

    В.А.Моцарт «Турецкое рондо»

    Приложение №3

    Влияние классической музыки на организм человека

    Каждый из нас, думаю, слышал о таком понятии, как музыкотерапия. А вот как именно музыка оказывает воздействие на человека, наверное, знают не все. Я с удовольствием спешу Вам рассказать об этой уникальной и чудесной способности музыки. Дело в том, что наш мозг абсолютно не принимает высокочастотные звуки, они действуют раздражительно и угнетающе. Однако классическая музыка, на которой, в принципе, и построена вся музыкотерапия, содержит в себе эти самые высокочастотные звуки. Более того, ещё и обладает довольно большой длиной волны, которую, увы, наш мозг просто не в состоянии уловить и воспринять. Вот почему многие, узнав о лечении классической музыкой, просто забывают об этом методе. Я бы не советовала так быстро признавать метод музыкотерапии безнадёжным, потому что многими исследованиями доказано благотворное влияние классической музыки на организм человека. Говорить о таких известных фактах, как увеличение количества молока у коров, для которых играла музыка Моцарта, думаю, не стоит, - они всем известны. А в Японии, например, выпекали хлеб под Бетховена и его Шестую симфонию, и хлеб в итоге обладал уникальным непередаваемым вкусом. Влияние классической музыки на организм человека заключается в том, что наш мозг при прослушивании классики начинает генерировать тета-волны, которые в свою очередь приводят к улучшению памяти и концентрации внимания, но об этом чуть позже. Каждая музыка по отдельности может оказывать определённое влияние на слушающего.

    Медленная приятная музыка Баха, Вивальди, Корелли и Генделя даст ощущение безопасности и создаст гармонию души и тела. Под такую музыку прекрасно выполнять какие-либо занятия и работу, она призывает к порядку и устойчивости.

    Когда Вам нужно что-либо запомнить и напрячь память, повысить максимально концентрацию внимания – с лёгкостью поможет непередаваемая музыка Моцарта и Гайдна, ведь музыка этих композиторов отличается ясностью, мелодичностью и прозрачностью.

    А вот композиции Шумана, Чайковского, Шопена и Шуберта, напротив, более выразительные, чувственные, страстные. Если Вам не хватает уверенности в себе, Вы пасуете перед серьёзной встречей, советую Вам прослушать мелодии этих композиторов, и Ваш голос не дрогнет в нужный момент.

    Многие люди мучаются такой часто встречающейся проблемой как бессонница. Прежде чем глотать таблетки с успокоительным, попробуйте подремать под музыку Равеля, Фавра или Дебюсси. Их композиции, словно аккомпаниатор самых сладких сновидений, мелодичные, нежные и умиротворяющие.

    Искренне советую Вам опробовать на себе эти несложные методы-советы. И когда Вы убедитесь, что влияние классической музыки на организм человека всё же не миф, смело переходите к следующему этапу под названием музыкотерапия. Именно она подарит Вам бодрость духа и здоровье, чего я, собственно, Вам и желаю!

    Приложение №4

    Музыка способна разбудить интеллект

              Множество методик развития интеллектуальных способностей направлены на одну единственную цель: активизировать как можно больше клеток мозга. Оказывается, это можно сделать с помощью музыки. Ученые все чаще и чаще находят подтверждение того факта, что классическая музыка повышает способности считать и читать. Чем это объясняется? Дело в том, что у ребенка до 7 лет активнее всего работает правое полушарие мозга, отвечающее за образное восприятие мира. А большинство развивающих методик рассчитаны на то, что у ребенка включится левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление. Музыка же помогает объединить работу обоих полушарий мозга, поскольку активизирует  одновременно каждое из них.

              Большинство родителей строят грандиозные планы по поводу будущего своего ребенка. Это стимулирует их к использованию разнообразных методик раннего развития. Однако, в раннем возрасте неверные методы способны дать противоположный эффект: апатичное отношение к учебе, проблемы со здоровьем и нервной системой.

              Классическая музыка, напротив, гармонизирует состояние ребенка, благотворно влияет на его физическое здоровье и  развитие интеллектуальных способностей. Исследования ученых показали, что гармоничная музыка меняет состояние организма. Это выражается в объективных показателях: частоте пульса или уровне сахара в крови.

               Такое влияние классической музыки было описано как эффект Моцарта. Ряд экспериментов показал, что после прослушивания произведений Моцарта ученики показывают более высокие результаты при выполнении привычных школьных заданий. Использовать эффект Моцарта можно в любых сферах. Сложная подготовка к сдаче экзаменов пройдет успешнее, если параллельно слушать классическую музыку. Даже коровы на фермах дают больше молока, если им ставить классическую музыку.

              Однако, более глубокий эффект дает не простое прослушивание классики, а самостоятельная игра на музыкальных инструментах. К тому же живое звучание инструмента оказывает глубинное воздействие на каждую клеточку организма, в том числе и на мозг. Если в семье кто-то играет на музыкальных инструментах, для ребенка это станет лучшим тренингом интеллекта. Даже младенец, слушая музыку в живом исполнении, реагирует всеми клеточками мозга и развивается быстрее. 

               Но значит ли это, что для интеллектуального воспитания детей подойдет любая музыка? Разумеется, нет. Современные музыкальные композиции могут иметь даже разрушительный эффект. Классическая музыка – своеобразное отражение универсальных законов гармонии. А современный рок, например, лишь транслирует деструктивное состояние нашего современного мира. И потому после рок-концерта ухудшается общее физическое и психологическое состояние организма, выделяются гормоны стресса, которые снижают способности к концентрации внимания и притупляют память.

    Приложение №5

    Музыка с пеленок

        Доброжелательная атмосфера музыки, пения, движений, ритмов, красок и любви, в которую погружаются малыши дома и в детском саду, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и укреплению нервной системы детей.

    В чем смысл слушания музыки?

        Задолго до того, как малыш начинает понимать и произносить первые слова, у него возникают отчетливые реакции на музыку, ведь мелодический слух формируется у ребенка еще до рождения.

        Но для того, чтобы врожденные задатки развивались, нужно приобщать ребенка к миру музыки с первых дней жизни. Младенчество – чрезвычайно важный  период в жизни человека. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.

        Научно установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга. Музыкальное обучение повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики.

        Музыкальные занятия способствуют развитию личности ребёнка и психических процессов, таких как  восприятие, внимание, мышление, память, речь, воображение и, конечно же, эмоционально-волевая сфера. Закладывается основа мотивации ребёнка, ориентированная на успех. К тому же, дети с хорошим слухом легче усваивают иностранные языки.
    Работу над ритмикой так же необходимо начинать с самого рождения. Чувство ритма способствует координации движений. Исследования ученых конца XX века доказали, что музыкальный ритм усиливает электрическую активность мозга, содействуя увеличению энергетических запасов организма человека.

        Различные фольклорные попевки, пестушки, потешки, произнесение которых сопровождается ритмичным поглаживанием ручек и ножек малыша, танцы под музыку с малышом на руках – отличные способы развить чувство ритма.

        Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи. Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.
       А слушание классики помогает ребенку ярче воспринимать мир, обостряет его эмоции и переживания, развивает фантазию и воображение.

        Но самое главное то, что музыка - это опыт переживания радости и удовольствия!

    В чем основная цель слушания музыки?

        Прежде всего - в развитии музыкальных способностей и формировании основ гармоничной личности.

    В чем состоят задачи музыкального воспитания?

    1. Формирование интереса и любви к музыке
    2. Формирование образа и схемы тела, умения ощущать свое тело и управлять им
    3. Формирование координации общей и тонкой моторики, рук и ног
    4. Формирование восприятия музыки и согласованности ее с движением
    5. Формирование артикуляционной и мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики
    6. Развитие речевой и певческой интонации
    7. Комплексное формирование музыкальных способностей: развитие слухового внимания и слуховой памяти, чувства ритма, темпа, формы
    8. Развитие музыкального слуха
    9. Нормальное психофизиологическое развитие ребенка
    10. Снятие психологического и мышечного напряжения, формирование положительных эмоций и душевного равновесия
    11. Развитие психических процессов : внимания, воображения, памяти, мышления и др.
    12. Стабилизация артериального давления, частоты дыхания и частоты сердечных сокращений
    13. Улучшение обменных процессов организма и сна.

        Все будущее музыкальное развитие ребенка зависит от того, сколько положительных эмоций и удовольствия он испытает в первые годы жизни.

    Приложение №6

    Лечебная сила музыки

    Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

    Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

    Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

    Достоинствами музыкотерапии являются:
    1. Абсолютная безвредность;
    2. Легкость и простота применения;
    3. Возможность контроля;
    4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

    С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;

    ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;

    самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;


        Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, — считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.
        Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.

    Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

    Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

    Что показали исследования?
    У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

    А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?

    Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

    Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

    Какую музыку должны слушать младенцы?

    ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.
    Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

    Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

    Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

    Музыкотерапия противопоказана:
    * Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
    * Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
    * Больным отитом.
    * Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

    Мамам на заметку!!!
    Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
    – Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
    – Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
    – Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
    – Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
    – Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
    – Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
    – Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
    – Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
    - Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

    СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила — у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.
    А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.
    Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фоновая музыка в жизни детского сада.

    Фоновая музыка в жизни Детского сада!Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реал...

    Фоновая музыка в жизни детского сада

    консультация для воспитателей и родителей...

    Фоновая музыка в детском саду

    Консультация для педагогов...

    Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в жизни детского сада"

    В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Праздник в дет.саду - это день, наполненный радостью, весельем, музыкой.Но музыка способна украсить повседневную жизнь детского сада...

    Межгрупповой долгосрочный проект «Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в детском саду».

    Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности и по сей день. Что может стать фактором наиболее эффективной организац...

    Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

    Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

    Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

    Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...