"Формирование основ музыкальной культуры посредством музыкально-ритмических движений"
статья по музыке по теме

Попова Светлана Олеговна

Данная статья раскрывает опыт работы по одному из направлений музыкального образования дошкольников музыкально-ритмического воспитания

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование основ музыкальной культуры посредством музыкально-ритмических движений

Работа музыкального руководителя многогранна: мы учим детей петь и танцевать, играть на детских музыкальных инструментах и в веселые подвижные игры, учим, слушая музыку, видеть красоту окружающего мира. Как это прекрасно - знакомить ребят с музыкой! Вместе с детьми я, часто обо всем забывая, уношусь в волшебный мир сказок и музыки, мечтая и фантазируя, играя и творя.

Проанализировав свою работу за много лет, я сделала вывод, что наиболее близкими, доступными и привлекательными для детей являются музыкально-ритмические движения.

Дети-дошкольники по своей природе чрезвычайно подвижны, длительное пребывание без движения утомляет их. Возможность ходить, бегать, играть, танцевать под хорошую музыку, доступную для их понимания, и, по содержанию близкую их интересам, дает им необходимую разрядку и доставляет большое удовольствие, особенно в наш век, когда дети зачастую ведут малоподвижный образ жизни из-за фильмов, компьютера и интернета. На своих занятиях я заметила, что дети ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение уже с самого раннего возраста. Музыка пробуждает у них светлые и радостные чувства, и я получаю огромное удовольствие, когда вижу, как дети легко и свободно двигаются, сочетая музыку с пластикой своего тела и жестами, поднимают свое настроение, повышают свой жизненный тонус.

Дети очень любят танцевать. Действительно, что может быть лучше удалого русского танца с ложками, веселого чарльстона и зажигательной тарантеллы, современных ритмов и спокойного, плавного вальса. В этих танцах есть все для творческого и музыкального развития ребенка: мысли и чувства, душа и характер, образ и движение. Подбирая, таким образом, разнообразные танцы, я вижу, что детям (да и взрослым) трудно оставаться равнодушными при звуках замечательной музыки, от которой ноги сами просятся пуститься в пляс.

В мои занятия включены как движения спортивного характера (основные движения, гимнастические упражнения с предметами, построения и перестроения), так и танцевальные движения (элементы народного, бального, современного танцев). Кроме того использую как сюжетно-образные движения (животных, птиц, действия людей и т.д.), так и игры и потешки, связывающие слово и движение. Свои занятия стараюсь строить так, чтобы движения детей постепенно совершенствовались, становились более свободными, ритмичными, выразительными, ведь участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствуют правильному физическому развитию детей и имеет оздоровительное значение. Все двигательные упражнения подбираю строго соответствующему возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Так же считаю, что мои занятия несут и воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всей подгруппой, и часто требуют четкого взаимодействия всех участников, повышает у них чувство ответственности, товарищества. Кроме того, у детей развивается память и внимание, уверенность и инициатива.

С большой ответственностью я подхожу к отбору музыкальных произведений. Считаю, что не каждая пьеса может быть использована в работе по формированию движения, а лишь та, которая представляет собой художественную ценность, выразительна и доступна для детского восприятия. Если в младшей и средней группах это преимущественно народная музыка и музыка таких композиторов как М. Красева, В. Рябикова, Г. Фрида и др., то в старшей и подготовительной группах уже использую музыку русских и советских классиков П.Чайковского, М. Глинки, Д. Шостаковича и др. Использование высокохудожественной музыки не только обогащает детей эстетическими впечатлениям, но и расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус. В музыкальной пьесе, которую я выбираю для развития того или иного движения, должно быть ярко представлено то средство музыкальной выразительности, к которому хочу привлечь внимание детей:

  1. темповые изменения
  2. динамические контрасты
  3. особенности ритмического рисунка и т.д.

Основной своей задачей считаю вызвать живой интерес к музыке, желание создать в движении хотя и самые несложные, наивные, но непременно созвучные музыке образы.

я

Планируя свои занятия, я не забываю о том, что дети - дошкольники, отличающиеся чрезмерной подвижностью, в то же время быстро устают, их внимание не устойчиво, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. Таким образом, каждое занятие составляю из ряда недлинных и разнообразных заданий - игр, чередуя моменты умственной и физической нагрузки с моментами отдыха. Планируя занятие, учитываю его связь с предыдущими и последующими занятиями. Не оставляю также без внимания то, что дошкольники с большим удовольствием возвращаются к уже пройденным заданиям, нередко сами просят о повторении упражнения, игры или пляски. Возвращение к знакомым играм и движениям позволяет добиться большей точности движений. Новый материал, как более трудный, помещаю ближе к началу занятия, а «веселые» задания, знакомые игры и пляски к концу. Увеличивая на занятиях объем разнообразных движений, стараюсь этот процесс сделать радостным и привлекательным для детей, не превращая его в муштру. Наряду с упражнениями, развивающими основные танцевальные движения, я использую занимательные игры, связанные с декламированием, игры-превращения, а так же игры, развивающие чувство ритма, связанные с «звучащими» жестами. Я сделала вывод, что когда детям интересно, они готовы слушать музыку, петь, танцевать и играть без устали.

Также широко использую в своей работе игры и потешки, сопровождая их движениями. Ведь соединяя слово и движение, мы получаем пластический образ. Дети с большим удовольствием подражают мне, а так же предлагают свои варианты, включаются в обыгрывание сюжетов (как идет дождь, качается трава, скачет конь).

Эти образно - игровые упражнения. Доступные уже с младшей группы. Развивают не только артистические способности, речь, память, но и точность и разнообразие двигательных умений, чувство ритма, помогает ребенку овладеть своим телом, способствует поочередному мышечному напряжению и расслаблению. Овладевать своим телом ребенку также помогают игры -превращения, которые я включаю в начало каждого занятия.

Игры-превращения хороши тем, что не занимают много времени, не требуют особых усилий и к тому же доставляют удовольствие детям. Такие игры как «Деревянные и тряпичные куклы», «Незнайка» и др. помогают не только почувствовать напряженное и расслабленное состояние мышц всего тела, но и оживляют фантазию и воображение, без которых не обойдется ни один танец.

Для успешной реализации всех задач, которые ставлю перед собой на занятиях, стараюсь обеспечивать каждому ребенку психологический комфорт, не делая вслух резких замечаний, подбадривая детей. Стараюсь в каждом ребенке увидеть его «изюминку», его индивидуальные возможности и особенности.

Главной моей целью является приобщение к движению не только одаренных в музыкальном и двигательном отношении детей, но и детей не умеющих согласовывать движения с музыкой, неловких, заторможенных, не умеющих ориентироваться в пространстве, коллективе. Я стараюсь выправить все эти недостатки путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка и его индивидуальность. Например, при подготовке к празднику-игре с родителями «Полет на неизведанную планету» в старшей группе я предложила роль инопланетянина Олегу В. - мальчику очень артистическому, но носящему ортопедическую обувь. Мальчик очень серьезно отнесся к своей роли, придумал себе имя - инопланетянин Гоша, мама мальчика сшила великолепный костюм, почитала детскую художественную литературу о космосе. А когда я предложила Олегу послушать музыку Я. Лусенса «Таинственная галактика», то он с большим удовольствием придумал собственную танцевальную композицию, на доступном ему уровне, используя имеющийся запас танцевальных движений, приобретенных им в процессе музыкальных занятий. Таким образом, я дала ему проявить свою индивидуальность, побудила к танцевальной импровизации.

К самостоятельному движению в соответствии с характером музыки подвожу детей постепенно, когда уже имеется достаточный запас элементов движения при помощи таких игр как: «Плетень», «Передача платочка», «Зеркало» и.т.д. Эти игры, как правило, использую на вечерах досуга. Очень нравиться детям игра - пляска «Зеркало», которую начинаю уже проводить с младшей группы, правда, в младшей и средней группе дети выполняют движения по показу воспитателя, но зато в старших группах дети уже сами придумывают движения и показывают их, нередко удивляя меня. Задания стараюсь  разнообразить, внося в игру различные атрибуты (ленты, цветы, мячи). Очень нравятся детям задания на воображение, которые использую с младшей группы. Например, дав послушать детям мл. группы во II половине года музыку А.Щуровского «Шарманка» я предложила им двигаться так, как подсказывает музыка. Дети, свободно передвигаясь по залу, выполняли плавные (рисующие) движения руками, кружились. С концом музыки Лиза легла на пол. Я спросила: «В чем дело?». На что Лиза ответила, что она была воздушным шариком, меня надули, и я полетела высоко-высоко, через леса и поля, но постепенно воздух сдулся, и я упала на землю.

Также любимы детьми младшей и средней группы «прогулки в лес», когда мы едем сначала на поезде, а потом встречаемся с различными зверюшками (медведем, лисой, зайцем и т.д.), которым подражаем, танцуя под соответствующую музыку. В таких «прогулках» использую также композиции А.И. Бурениной «Веселые путешественники», «Белочка», «Кузнечик» и т.п.

К старшей группе отдельные образы перерастают уже в целые танцы -этюды, построенные на образах животных: «Лиса и волк», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Кошки - мышки» и др.

В начале года я не предъявляю слишком больших требований к четкости и выразительности исполняемых движений. Для меня важно на первоначальном этапе привлечь всех детей к танцу, заинтересовать их, больше уделить внимания детям, у которых разучиваемое движение не получается, позаниматься с ними индивидуально. Я подбадриваю, хвалю детей, чтобы в дальнейшем они были уверены в себе и верили в свои силы.

Процесс обучения на музыкальном занятии взаимосвязываю с повседневной жизнью детей.

Познакомив детей с новой игрой, танцем или упражнением, заинтересовав их, знаю, что они будут повторять понравившийся материал в группе, на улице, на физкультурном занятии, дома. Это повышает восприимчивость детей, вызывает у них эмоциональный отклик. Еженедельно вместе с воспитателями, с физкультурным руководителем планирую воспитательно-образовательную работу в каждой возрастной группе, знакомлю их с основным материалом. Который будет даваться на музыкальном занятии.

Наблюдая за деятельностью ребят вне занятий, стараюсь отмечать ситуации, которые помогают осмысленному усвоению данного мной материала. Так, посещая детей средней группы, я заметила, что девочки играя в «Дочки-матери» укладывают кукол спать, осторожно «баюкая» их перед собой. Такая непринужденная игровая обстановка подсказала мне упражнение на развитие выразительности движения. На музыкальном занятии я предложила послушать «Колыбельную песню». Дети сразу угадали название музыки. Я спросила об ее характере. Дети не только ответили, что музыка плавная, тихая, спокойная, но и сразу же начали «рисовать картинки».

Федя: «Мама мне пела «Колыбельную песню», гладила по голове, а когда я уснул, долго на меня смотрела и улыбалась».

Маша: «Я ходила тихо, осторожно, укачивала свою куклу. А потом положила ее в кроватку».

Затем я предложила детям сначала под музыку погладить воображаемую игрушку, как предложил Федя. После этого предложила исполнить Машину «картинку»: как будто они укачивают куклу или мишку (сложить руки перед собой, обнимая пальцами одной руки локоть другой и покачивая под музыку вправо-влево, делая одно движение на такт). Дети выполняли движения выразительно, а под конец музыки (первый раз по моему подсказу, на последнюю фразу) уложили игрушку в кроватку (на стул). Повторяя «Колыбельную» еще раз, уже говорила детям: «Слушайте музыку внимательно! Я не буду подсказывать, когда надо уложить куклу в «кроватку». Такие «картинки» очень любимы детьми, в этих случаях дети с особым вниманием и старанием работают над выразительностью движения под музыку.

Посещая группы, я включаюсь в различные виды детской деятельности. Придя, например, в старшую группу, я заметила, что дети оживленно обсуждают прочитанную воспитателем русскую народную сказку «Гуси - Лебеди». Дети стали передавать мне ее содержание, тут же непроизвольно распределившись на роли. Такой интерес к сказке натолкнул меня на мысль предложить детям подобрать танцы, песни, игры, сочинить простые диалоги и поставить целый спектакль, тем более что весь первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) строю занятия преимущественно на русском народном творчестве, считая, что народная музыка наиболее доступно воспринимается ребенком, ее простота и в тоже время богатство выразительных средств (форма, ритм, динамика). Так получился осенний праздник - сказка «Гуси – Лебеди».

Сюжетно - образная драматизация в целом занимает особое место в детском саду. Дети любят играть, перевоплощаться в игровые образы, проявляя при этом выдумку и творчество. Опираясь на это, я показываю несколько элементов, образных движений, стараюсь ярко описать игровой образ, предлагаю подобранное мной музыкальное произведение, соответствующее характеру данного персонажа, и дети на основе этого сами создают несложные музыкальные композиции. Так родились композиции к празднику - сказке «Гуси - Лебеди»: танец Лебедей муз. Чайкина «Лирический танец», танец с ложками р.н.м. «Как у наших у ворот» и т.д.

Дети с большим удовольствием помогают придумывать движения к танцам.

Также любимым творчеством для детей является и обыгрывание песен как русских народных, так и песен современных авторов, каждая из которых превращается в небольшую, яркую игру-драматизацию, где ребята не только поют и танцуют, но и исполняют интересные роли, сопровождая их характерными движениями.

Игровая песня - это еще одна возможность соединения музыки и движения. Используя игровые песни, я решаю различные педагогические задачи. Играя, дети лучше запоминают и осваивают мелодию, слова, ритм, таким образом, облегчается процесс разучивания. В своей практике использую такие песни как: «Уточки» муз. Соснина, «Зверобика» муз. Б.Савельева, «Веселый концерт» муз. Протасова, «Калинушка» муз. Михайленко, русские народные песни «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Ах вы, сени» и т.д.

Задания на танцевально-игровую импровизацию стараюсь включать в каждое занятие, каждый праздник, придумывая для этого различные предлоги: «Научи танцевать Бабу - Ягу», «Потанцуй с Дедом Морозом», «Покажи инопланетянам, как танцуют на Земле». Считаю, что импровизация движений также важна в воспитании, как и исполнение фиксированных норм. Дети получают возможность сами определять характер движений, помня о правиле - двигаться так, как подсказывает музыка.

Родители не только гости на моих праздничных утренниках, но подчас и их участники. Родители наравне с детьми готовятся к празднику, учат слова песен, готовят увлекательные конкурсы, учатся играть на детских музыкальных инструментах, исполняют роли.

Используя многоликий образ танца (простейшие импровизации, определенный ряд движений, пространственные, образно-игровые композиции и др.), я стараюсь воспитать в детях доброту, умение радоваться, видеть красоту. Музыка должна приносить детям радость! И когда я вижу, как сияют глаза девочки, верящей, что именно при ее старательном участии получился танец, и именно в ее адрес звучат аплодисменты, или как горят щеки и уши у мальчугана, отстукивающего ритмический рисунок в танце с ложками, я с огромным удовлетворением и радостью оглядываюсь на пройденный путь.

                                                                                Попова С.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Активизация музыкального восприятия посредством музыкально-ритмических движений (утренняя гимнастика)"

Активизация  музыкального  восприятия посредством  музыкально-ритмических движений  (утренняя гимнастика)     ...

Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию реб...

Формирование основ музыкальной культуры в музыкально-ритмической деятельности

Выбранную мной тему я считаю актуальной для сегодняшнего времени, т.к. в настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходим...

Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.

Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...

«Творчество в музыкально –ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей .»

«Творчество в музыкально –ритмических движенияхкак средство формирования основ музыкальной культуры детей .»...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...