Главные вкладки

    «Художественная гимнастика как универсальное средство физического воспитания и оздоровления детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

    Ирина Викторовна Захаренко

     

    «Великая ценность каждого человека – здоровье, оно не мыслимо без систематических занятий физическими упражнениями»

     

    Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.

    Работая инструктором ФИЗО и проводя занятия с детьми, я замечала, что дети быстро устают от однообразия  и повторения движений. Хотя в занятия включаются психогимнастические этюды и игровые упражнения, но мне бы хотелось, чтобы занятия доставляли детям больше радости.

    Одной из форм физического воспитания дошкольников в детском саду является спортивно-оздоровительный кружок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon referat_po_hudozhestvennoy_gimnastiki.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    План:

    Введение.

    Цели и задачи программы.

    Методические особенности проведения занятий.

    Структура занятия.

    Возрастные особенности развития физических качеств.

    Контроль над уровнем физических качеств детей.

    Заключение.

    Литература.

    Введение

    «Великая ценность каждого человека – здоровье, оно не мыслимо без систематических занятий физическими упражнениями»

    Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.

    Работая инструктором ФИЗО и проводя занятия с детьми, я замечала, что дети быстро устают от однообразия  и повторения движений. Хотя в занятия включаются психогимнастические этюды и игровые упражнения, но мне бы хотелось, чтобы занятия доставляли детям больше радости.

    Одной из форм физического воспитания дошкольников в детском саду является спортивно-оздоровительный кружок.

    Я хочу поделиться своим опытом работы по проведению кружковых занятий по художественной гимнастики в подготовительной группе.

    Гимнастика – впервые появилась у древних греков в период        расцвета древнегреческой / эллинской / культуры в    VIII в. до н. эры.  И до наших дней живет и расцветает этот красивый  и удивительный вид спорта. Со  словом гимнастика связывают понятие красивого и стройного тела, крепких   мышц, грациозных движений. Художественная гимнастика в детском саду – это прежде всего интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить свое  собственное  восприятие  музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий упражнений художественной гимнастики развиваются  музыкально-пластические способности, двигательные  навыки и умения в  процессе  игрового общения  детей  с  музыкой  через  движения.

    Благодаря этому виду спорта дети избавятся от неуклюжей походки, угловатости, излишней  застенчивости. Формированию правильной осанки  красивой походки, развитию ритмичности и координации движений,

    возрастает благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную,  кровеносную и центральную нервную системы.

    Музыкальное сопровождение обогащает занятие физической культуры, а упражнения  художественной гимнастики делают урок насыщенным и разнообразным, такое занятие повышает эмоциональное состояние детей. Воздействие музыки многогранно. Во-первых, правильно подобранная музыка содействует эстетическому воспитанию детей. Формированию положительных эмоций. Во-вторых, музыка воспитывает ритм движений, музыкальный слух. В-третьих, дети стремятся выполнять упражнения в сочетании с музыкой, а это повышает культуру движений.

    Данная программа вводит детей в большой и удивительный мир гимнастики и музыки, посредством игры знакомит с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями с предметом (обруч, скакалка, мяч), стилем хореографии, элементами танца. В основу программы легли элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Дети с большим желанием занимаются гимнастическими упражнениями, т.к. занятия проводятся в игровой форме. Им нравится видеть как оживает предмет в их руках, как становится послушным хрупкое тело. У детей расширяется двигательный опыт, совершенствуются приобретенные ранее навыки и умения, развивается ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, формируется самостоятельность, активность, положительное отношение со сверстниками.

    Дети наше будущее, а будущее надо беречь. Что может быть более прекрасным, если будущее будет эстетически воспитанным, гармонически развитым, физически здоровым.

    Цели  и  задачи  программы.

    Художественная гимнастика эстетически яркий вид спорта, в Олимпийскую систему видов спорта этот вид спорта вошел в 1984 году. И получил признание всего мира. Занятия художественной гимнастики в ДОУ организуется по принципу  групп начальной подготовки и имеет цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.

    Гимнастика одно из действенных и универсальных средств  физического воспитания. Обучение упражнениям художественной гимнастики это прежде всего педагогический процесс.

    На занятиях художественной гимнастики решаются следующие задачи:

    Образовательно-развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма детей:

    формирование двигательных способностей  детей;

    воспитание физических качеств (гибкость, ловкость, равновесие).

    Оздоровительного воздействия с целью повышения  жизнедеятельности организма детей:

    укрепление физического и психического здоровья детей.

    Воспитательного воздействия:

    воспитание эстетических, нравственных, волевых качеств ребенка.

    Основные средства и методические особенности программы.

    Средствами реализации программы являются специально подобранные двигательные действия, выполняемые в сопровождении музыки.

              В зависимости от характера физических упражнений средства можно разделить на следующие подгруппы:

    упражнения общей физической подготовки;

    упражнения специальной физической подготовки;

    упражнения хореографии;

    упражнения  ритмики;

    упражнения акробатики;

    упражнения без предмета;

    упражнения с предметом (мяч, обруч, скакалка ).

    В соответствии с педагогическими требованиями и разносторонним воздействием на занимающих средства программы можно охарактеризовать  следующим образом.

              Упражнения общей физической подготовки включают в себя:

    строевые упражнения: построения, повороты, виды передвижений,  размыкания; их основная функция развивать умения ориентировки в пространстве;

    общеразвивающие упражнения- без предметов (для рук и плечевого пояса, мышц туловища и ног), с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка), на снарядах (гимнастическая скамейка, шведская стенка); направлены на развитие разных мышечных групп;

    упражнения из других видов спорта- легкоатлетические упражнения (бег, ходьба, прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега, метание), лыжи (ходьба, подъемы,), спортивные игры (волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис), подвижные игры, туризм (прогулки, походы); необходимы для целенаправленной физической нагрузки, для отдельных мышечных групп. Упражнения ОФП имеют как общее так и специальное назначение. Упражнения  ОФП организуют, активизируют занимающихся, настраивают на предстоящую работу, способствуют разнообразной физической подготовке, формированию правильной осанки, формируют свод стопы. Упражнения ОФП выполняемые в музыкальном сопровождении помогают     детям овладеть различными по характеру движениями (плавными, бодрыми, энергичными и т. д.)

           

     

    Упражнения специальной физической подготовки:

    упражнения для развития гибкости - наклоны вперед, в сторону, назад, мост, полушпагаты, шпагаты, махи, удержания;

    упражнения для развития скоростно-силовых качеств - пружинный шаг, пружинный бег, приседания, прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега, отжимания;

    упражнения на развитие ловкости - лазания по шведской стенке, подвижные игры, эстафеты;

    упражнения на развитие равновесия - стойки на носках, стойка на одной ноге, стойка на пятках, ходьба по гимнастической скамейке, ходьба по бумам, ходьба по канату и т. д.

    Упражнения СФП способствуют развитию качеств (гибкость, скорость, сила, ловкость, равновесие), развивают двигательные умения и совершенствуют работу центральной нервной системы, способствуют эластичности мышц и связок.

               Упражнения хореографии:

    упражнения у опоры - приседания, позиция ног (I,II,III),  выставления ноги  на носок (вперед, в сторону, назад), махи (вперед, в сторону, назад), удержания ноги (вперед, в сторону, назад);

    упражнения на середине зала (без опоры) - позиции ног (I,II,III), переводы рук из позиции в другую позицию (I,II,III), выставление ноги на носок (вперед, в сторону, назад), махи (вперед, в сторону, назад), волнообразные движения руками (вперед, в стороны, вниз).

                Упражнения ритмики:

    комплексы ритмической гимнастики без предмета;

    комплексы ритмической гимнастики с предметом (мяч, скакалка, гимнастическая палка).

    Упражнения комплекса выполняются в сопровождении музыки, в едином  музыкальном ритме, что способствует музыкально-ритмическому воспитанию детей.  Положительно воздействуют на работу сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной,     центрально нервной систем, способствуют формированию правильной осанки.

              Упражнения акробатики:

    наклоны вперед, стороны, назад;

    полушпагаты, шпагаты;

    мост;

    боковой кувырок в группировке, вперед.

    Акробатические элементы способствуют развитию гибкости, координации, владению своим телом. Способствуют правильному формированию характерных изгибов позвоночника, формируют работу  вестибулярного аппарата, а следовательно и ц.н.с., пластику и эластичность мышц.

    Упражнения без предмета характерные для художественной гимнастики:

    пружинные и волнообразные движения, взмахи, равновесия, повороты, прыжки.

    Данные упражнения способствуют активизации музыкального восприятия детей. Пружинные движения сочетаются с ярко метрической музыкой, для которой типично чередование слабых и сильных долей такта. Волнообразные движения, выполняемые равномерно, плавно соответствуют мелодичной музыке. Взмахи   соответствуют широкой, ярко акцентированной мелодии.

    Упражнения с предметом -  типичные упражнения для художественной  гимнастики:

    мяч, обруч, скакалка - броски, ловля, перекаты, вращения, махи.

    Упражнения с предметами - ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты. Эти упражнения связанны с умением распределять движения предмета в пространстве и сочетать их с движениями тела. При выполнении этих упражнений создаются благоприятные условия для совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координационных способностей.

    Методические особенности проведения занятий.

    Процесс обучения упражнениям в художественной гимнастике построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.                  

    Принцип сознательности и активности - сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой. Преподаватель должен точно и доступно формировать музыкально - двигательную задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулировать интерес к занятиям.

    Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Приемы наглядности: демонстрация упражнений; словесный разбор музыки в сочетании с движениями; просмотр, пособий, рисунков, схем.

    Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному.        

     Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально - двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий. Процесс обучения упражнениям художественной гимнастики условно можно

    разделить на три этапа: I этап   – начальное обучение  новым упражнениям;  II  этап – углубленное разучивание; III  этап – закрепление упражнений.

    Обучение на I этапе направлено на создание общего представления  о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают сведения о характере музыки; о форме упражнений соответствующих данной музыки, прослушивание музыкального произведения.

    На II этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением. На этом этапе обучения происходит овладение основным движениям во взаимосвязи с музыкой.

    III этап обучения направлен на закрепление движений во взаимосвязи с музыкой. Закрепляются движения путем самостоятельного выполнения упражнений, выполнения упражнений под музыку.

    В художественной гимнастике применяются традиционные методы обучения: использования слова, наглядного восприятия и практики.

    Метод использования    слова – метод обучения, с помощью которого решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняется техника движений в связи с музыкой. Приемы: беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку.

    Методы наглядного восприятия способствует более быстрому, прочному усвоению изучаемых движений, упражнений, демонстрация плакатов,  рисунков, прослушивание музыки. Все  это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

    Игровой метод основан на элементах сюжетно - ролевых, подвижных, спортивно-игровых играх. Этот метод повышает эмоциональность обучения. Для детей ДОУ этот метод обучения самый приемлемый.  

                                       

                           

    Структура занятия художественной гимнастики.

    Основной формой организации учебной работы в художественной гимнастике является занятие. Для занятия характерны постоянный состав занимающихся,  определенная длительность, строгая регламентация заданий.

    Каждое занятие вне зависимости от места его проведения должно иметь три части - подготовительная, основная, заключительная.

    Подготовительная часть - занимающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений.

    Основная часть - решаются главные задачи, т.е. выполняются элементы и упражнения присущие художественной гимнастики.

    Заключительная часть - выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы занимающиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху.

    В каждом отдельном занятии художественной гимнастики решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат занятия при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.

    Как отметил методист по гимнастике В. А. Губанов, основными предпосылками, определяющими наиболее целесообразную последовательность решения педагогических задач занятия, т. е. его построение, являются:

    достижение максимальных результатов занятия с минимальной затратой энергии и времени занимающихся;

    сохранение высокой работоспособности детей в течении всего дня;

    обеспечение благоприятных для здоровья детей условий проведения и режима занятий.

    Возрастные особенности развития физических качеств.

    Развитие физических качеств следует начинать с дошкольного возраста. При этом мышечная сила, выносливость, скоростные качества и ловкость в разные возрастные периоды развиваются не одновременно.

    Наиболее благоприятным периодом развития силы является возраст от 6 до 12 и после 15 лет.

    Выносливость для детей старшего дошкольного возраста характеризуется в незначительной степени. Но уже в 10-летнем возрасте дети способны выполнять  интенсивные упражнения в течении продолжительного времени. Но применять большие нагрузки в этом возрасте недопустимо, так как в этот период происходит наиболее активное развитие сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма.

    Особенно благоприятным периодом для развития ловкости является возраст от 6 лет до 12 - 13 лет. Этому способствует высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, а так же использование на занятиях по художественной гимнастике упражнений с предметами , игровых заданий, упражнений акробатики.

    Развитие скоростных способностей заканчивается к 14 - 15 годам, начинать же развивать это физическое качество можно начинать от 3 лет.

    Самые высокие темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 5 до 10 лет. Чтобы  избежать  травм  при развитии  гибкости  надо    особенно

    осторожно выполнять упражнения, направленные на развитие подвижности плечевых, коленных, тазобедренных суставах и позвоночного столба. Перед выполнением упражнений на гибкость необходимо сделать специальную разминку, которая способствует разогреванию мышц.

    Упражнения художественной гимнастики развивают подвижность позвоночного столба и суставов конечностей, эластичность связок и мышц, что способствует всестороннему и гармоничному развитию тела ребенка.  

    Контроль над уровнем физических качеств детей занимающихся художественной гимнастикой.

    Для регулярного контроля над уровнем физических качеств детей занимающихся художественной гимнастикой можно применять контрольные упражнения (тесты) по физической подготовке. Тест состоит из упражнений позволяющих выявить как общий уровень физической подготовки, так и уровень специальной подготовки двигательного аппарата для выполнения различных элементов художественной гимнастики.

    Гибкость – гимнастический мост из положения, лежа на спине.

    Низкий уровень –  ноги и руки согнуты, стойка с опорой на голову от 1 балла до 2 баллов.

    Средний уровень – ноги и руки полусогнуты, нет фиксированной позы от 3 баллов до 3,5 балла.

    Высокий уровень – ноги и руки выпрямлены, есть фиксация позы от 4 баллов до 5 баллов.      

    Равновесие – стоя на гимнастической скамейке на одной ноге, другая согнута вперед, руки в стороны. Фиксируется удержание позы.

    Низкий уровень – от 7 секунд до 10 секунд.

    Средний уровень – от 13 секунд до 25 секунд.

    Высокий уровень – от 28 секунд до 45 секунд.                

    Ловкость-лазание по гимнастической стенке.

    Низкий уровень - от 15 секунд до 20 секунд.

    Средний уровень - от 10 секунд до 14 секунд.

    Высокий уровень - от 6 секунд до 9 секунд.

    Сила - отжимания. Фиксируется количество раз.

    Низкий уровень - от 0 раз до 4 раз.

    Средний уровень - от 5 раз до 10 раз.

    Высокий уровень - от 11 раз до 20 раз.

            

    Быстрота- бег 30 метров.

    Низкий уровень - от 8,8 секунд до 12 секунд.

    Средний уровень - от 7,8 секунд до 8,7 секунд.

    Высокий уровень - от 6,3 секунды до 7,5.

            В художественной гимнастике особое значение придается воспитанию прыжковой выносливости. В связи с этим рекомендуется контрольное упражнение - прыжки на двух ногах со скакалкой. Определяется максимальное количество выполненных прыжков.

    Уровень физической подготовленности детей

    на начало учебного года.



    Ф.И. ребенка

    Гибкость

    балл

    Равно-весие

    сек.

    Сила

    раз

    Быст-рота

    сек.

    Лов-кость

    сек.

    Выносливость

    раз

    Общий уровень

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Высокий уровень -                                                        

    Средний уровень -                                                  

    Низкий уровень   -

    Уровень физической подготовленности детей

    конец учебного года.



    Ф.И.ребенка

    Гиб-кость

    балл

    Равно-весие

    сек.

    Сила

    раз

    Быст-рота

    сек.

    Лов-кость

    сек.

    Выносливость

    раз

    Общий уровень

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Высокий уровень-                                                            

    Низкий уровень-

    Средний уровень-

    Заключение.

    Обучаясь на курсах повышения квалификации по вопросам инновационных технологий, я стала вводить в свои кружковые занятия всё новые методы и приёмы оздоровления. Например, начинаю занятие со спокойной лёгкой музыки, самомассажа или пальчиковой гимнастики, которая переходит в разминку. Затем дети выполняют упражнения акробатики, ритмики и художественной гимнастики. Далее идёт знакомство с базовыми шагами аэробики. Танцевальные движения под музыку снимают не только мышечную закрепощённость, избавляют от нервных нагрузок, но и повышают работоспособность, улучшают физическое самочувствие, раскрывают творческий потенциал ребёнка. В конце занятия – релаксация.

    Дети с удовольствием выполняют упражнения, как на расслабление отдельных частей тела, так и на общую релаксацию.

    Делая оценку физической подготовленности детей, занимающихся в кружке в начале и в конце года, можно сказать следующее.

    У детей расширился двигательный опыт, развились физические качества (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие); сформировалась красивая походка и осанка, а также самостоятельность, активность и положительные отношения со сверстниками. Поэтому, я считаю, занятия художественной гимнастикой универсальным средством физического воспитания  и оздоровления  детей дошкольного возраста.

    Литература.

    Т. Т. Ротерс «Музыкально - ритмическое воспитание и               художественная  гимнастика.»

    В. А. Солонинкова «Упражнения художественной гимнастики.»

    Е. Ю. Черемнова «Танцевально-оздоровительные методики для детей.»

    Б. А. Ашмарина «Теория и методика физического воспитания.»

    З. Шушкина «Ритмика.»

    Г. А. Боброва «Художественная гимнастика.»

    Э. А. Куду «О влиянии музыки на образование деятельных навыков в художественной гимнастике.»

    Н. А. Фомина «Сказочный театр физической культуры.»

    С. А. Меканцишвили «Планирование и учет тренировочных нагрузок в художественной гимнастике»

                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста"

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развивать интерес у детей к подвижным играм, предоставлять возможность организовывать их самим. ЗАДАЧИ: •Прививать интерес к русским народным подвижным играм. •Повысить уровень зна...

    Консультация для воспитателей "Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста"

    Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма и выступают как оздоровительный фактор.Какой предмет может повысить двигательную активност...

    Семинар-практикум «Интерактивная книга лэпбук, как универсальное средство в работе по развитию детей дошкольного возраста».

    Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста по теме «лэпбук»....

    Консультация для воспитателей «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей  «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»...