Вместе поем и играем да cтаринушку Белгородскую встречаем
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

 

 Цель: Познакомить детей с истоками и традициями русской народной культуры Белгородского фольклора. Создать атмосферу национального быта. Формировать душевные качества  ребенка- развивать любознательность, воспитывать чувство прекрасного. Использовать на занятиях песни, хороводы, частушки, сказки, игры, пословицы и поговорки.

 

 

                                              

                                            Ход занятия.

 

Сцена или горница, где будет проводиться встреча оформлена в русском стиле: на стенах расшитые полотенца, в углу - пряха, на полу домотканные коврики. Большой, ярко разрисованный сундук в центре.

Ребенок:

Есть у нас часок фольклора:

Игры, шутки, тары-бары,

Песни, конкурсы, забавы,

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.        

С плясовой песней "Матаня" на сцену выходят участники, фольклорного ансамбля.

Из-за домика выходит "бабушка -хозяйка".

Бабушка:  Ох, напелись, да наплясались вы, внученьки. Пора и честь знать, за дело приниматься.

Знаете пословицу: "Делу время - потехе час". Надо за работу садиться, шить - вышивать, нитки мотать, да детишек, гостей наших загадками, шутками, прибаутками, да песнями величать.

Внучка:    Милости просим, гости дорогие, на нашу беседу -старинушку, да песни Белгородские послушать.

Бабушка садится за прялку и говорит: ну-ка внученька запевай песню "Ой, ниточка тоненькая"

Участницы ансамбля подхватывают ее.

Внучка:    Бабушка, а что ты делаешь, поведай ребятишкам.

Бабушка: Куделю, внученька, пряду, носочки да варежки тебе вязать буду.

Внучка:    Какая замечательная да умная машина, и колесико на ней какое проворное и круглое, как солнышко. Скажи, бабуля, как называется эта волшебная машина?

Бабушка: А давай мы, внученька, у ребятишек, гостей наших, спросим. Ну - ка, милые, кто из Вас скажет, как она называется?

(реплики детей: "Прялка").

Бабушка: Правильно, дети, это  прялочка  моя помощница, да

выручалочка. Я на ней куделю из шерсти чешу, да пряжу мотаю.                                                                                                                                                                                                                                                                                    Внучка:    А где шерстъ, бабушка, берешь? На ярмарке покупаешь?

Бабушка: Нет, милые. Козушек да барашков по весне стригу. И из их шерстки полотнушко на сарафан внучке готовлю, да носочки и варежки вяжу. Вот послушайте, ребятки, песенку про такого черного барашка, который мне пушистую шерстку дает. Веди его сюда, внученька.

(внучка выводит в центр участника ансамбля в маске "барана". Фольклорный ансамбль исполняет песню "Где же ты был наш , черный баран"  "Баран" обыгрывает ее).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Бабушка: Вот, видите, детишки, какой замечательный у нас барашек оказался. Он не только шерстку нам дает, но и петь - плясать умеет, и, обращаясь к участникам фольклорного ансамбля, говорит:

"Давайте, внучатки, гостей наших еще и с козочкой

познакомим!

И скажу я вам по секрету, ребятки, козочку нашу Настей

зовут".     

 

(из числа участников ансамбля в центр выходит девочка в маске "козочки"

и запевает игровую, хороводную "Пошла коза по лесу"

 

Коза:       А разреши мне, бабушка, еще по горенке походить, да маленькую принцессу среди гостей наших отыскать.

Бабушка: А это мы, козушка, у ребяток сейчас спросим. Ну, как, дети, разрешим козочке еще походить да принцессу себе найти ?

(Реплики детей: "Разрешаем, пусть найдет себе принцессу) На сей раз "Коза" идет к гостям и ищет принцессу среди них, а участники ансамбля вновь исполняют песенку - игру "Пошла коза по лесу".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Бабушка: Вон какую славную принцессу наша козочка отыскала. И зовут ее.

(называет имя девочки - принцессы)

Давайте, ребята, поприветствуем принцессу, так замечательно она ножками топала и нам подпевала.

Внучка:    А можно мне, бабушка, еще по лесу поскакать, листочков, да травки пощипать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Бабушка: Знать, не к добру ты, козочка, разгулялась. В лесу, сказывают охотники, злой волчище, острый зубище рыщет, все  норовит козочку съесть.

Внучка: Тогда не пойду бабушка, лучше расскажи мне  сказочку!!!

Бабушка: Слушай внученька.

  Гуси-Лебеди.

Жили - были дед с бабкой. И был у них внук Иванушка. Собрались один раз они на базар и Иванушку взяли. А Иванушка отбился от них, стоит и плачет. Поднял головку вверх смотрит летят белые гуси. Он стал их просить:

А гогочут гуси :Там серые летят, проси серых гусей." Он их просит (повтор песни.)

Взяли они его с собой. Прилетели домой, оставили Иванушку у дверей, а сами

дальше полетели. Стоит Иванушка у дверей и слышит как бабка с дедом между

собой гостинцы делят:

-Это тебе старик, а это мне.

-Это тебе, а это мне.

А Иванушка стоит у дверей и тихим голоском говорит: "А мне?"

А они по новой:

-Это тебе, а это мне.

А Иванушка под дверью: "А мне?"

Услышали голос Иванушки дед с бабкой обрадовались и все подарки отдали Иванушке.

 

Внучка: Ой, какая хорошая сказочка. А теперь можно с подружками хоровод поводить?

Бабушка: Можно, внученька ! (Девочки танцуют танец.)

 

Бабушка: А сейчас ребятки, кто знает старинные загадки?

Эти загадки нужно произносить в игре.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Дети передают бубен из рук в руки, на  ком закончилась считалочка , тот загадывает загадку, а стоящий рядом отгадывает.

 

 "Стоит Матрена,

Здорова, ядрена.

 Пасть открывает,

 Что дают - глотает" (печь)

Набито пухом, лежит под ухом.(подушка)

"Чем больше я верчусь, тем больше толстею" (веретено)

Стоит копна

Вся в дырках,

На копне гора,

Из горы дым идет.(изба)

Толстый, пузатый,

Стоит и пыхтит.(самовар)

Бабушка: Ай, да молодцы, ребятки. Все загадки отгадали.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Бабушка: А теперь настал черед хоровод  "Про репку" из волшебного сундука достать да гостям нашим показать. Помните, ребятки, как ваши бабушки да дедушки эту сказочку играли?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

(участники фольклорного ансамбля "разыгрывают" сказку - песню "Про репку" )

Сейчас мои внученьки выберут Репку, Деда, Бабку, Внучку, Жучку, Кошку и Мышку из числа гостей наших. Они будут играть, а мы с Вами им петь, да подпевать.

(вновь "разыгрывается" сказка "Про репку" с новыми действующими лицами из числа детей);

Бабушка: Замечательно справились наши гости. Как весело и дружно Репку вытянули                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Бабушка: Ну вот, дорогие девочки и мальчики. Все народные песни, сказки, загадки, шутки, да прибаутки из сундука для Вас выбрали. Что знали про старинушку белгородскую на нитку нанизали да Вам рассказали.

Если Вам понравилось у нас - милости просим в следующий раз

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Мы весну встречаем - поем и играем".

Сценарий весеннего развлечения для детей средней группы детского сада....

Авторское дидактическое пособие "Цветочные песни Ляли" (поем и играем по рисунку)

Представленные в презентации  «Цветочные песенки» помогают развивать музыкальную память, соотносить свои действия с музыкой (движение руки) по слуховому восприятию, умение отличать напевное звуча...

"Вместе весело играем, дружно мы весну встречаем"

Конспект спортивного досуга в старшей группе...

Совместная досуговая деятельность с детьми и родителями средней группы. «Вместе с мамами играем, и День матери встречаем»

Цели:• Установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, развитие творческого сотрудничества.• Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включен...

Памятка для родителей "Поем и играем вместе с ребенком"

Памятка для родителей по форме работы и подбору материала для массажа и самомассажа дома с ребенком....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОЕМ И ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ»

Музыкальный руководитель предлагает родителям  варианты песенок для развития музыкального слуха и речи....