Музыкальные занятия – основная форма развития чувства ритма
статья по музыке (старшая группа) на тему

Волкова Елена Николаевна

Музыкально-ритмическое чувство характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения.

Одна из основных музыкальных задач в детских учреждениях -  развитие ритмических способностей ребенка.

Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий, и сам принимает участие в них. Он играет, прыгает, танцует,  декламирует стихи, поёт песни. Во всем ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Можно хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже музыкальную работу. Во время занятий по развитию у детей чувства ритма нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным.

Занятия надо начинать на основе того музыкального репертуара, который дети знают, с декламации стихов и пения народных детских песен. При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом важно использовать наглядность, понятную ребенку. Задания должны быть простыми, чтобы все могли овладеть новыми знаниями. Полезны  ритмические  упражнения с ложками, кубиками, погремушками. Целесообразно проводить музыкально-дидактические игры на развитие ритмического чувства.

Развитие ритмического чувства в песенном репертуаре надо избегать ритмических трудностей, к которым не были достаточно подготовлены дети.  Полезно выкладывать ритм песни специальными знаками.

Это способствует заинтересованности детей, успешному  выполнению  заданий.

Для развития чувства метра  можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Музыкальный руководитель показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений необходимо подвести детей к пониманию темпа, к ощущению ударений.

Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 – 10 минут, но на следующих занятиях  песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям  ритма.

В некоторых песнях и инструментальных пьесах моторного игрового характера ритм воспринимается ребенком ярче, чем мелодия или гармония. Музыка такого характера дает возможность ребенку двигаться самым разным образом – танцевать, прыгать и т.д. Для сознания нового ритмического материала огромную роль играет движение ребенка.

Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие у детей внутреннего слуха. Эта работа начинается не только тогда, когда дети уже могут выполнять ритмические задания определённой трудности, а гораздо раньше. Обычно мы выбираем известные простые мелодии.

Дети поют несколько раз один из музыкальных примеров, двигаясь в маленьких кружках или делая равномерные движения. Когда это задание выполняется хорошо, предлагаем детям отметить хлопками  ритм исполняемой мелодии. Затем, обращая внимание только на ритм, продолжаем  «безмолвное пение» (Музыкальный руководитель может аккомпанировать на инструменте, а дети не поют, а только выполняют ритм).

Кроме «безмолвного пения», хорошо использовать музыкальные загадки. Дети прохлопывают или отстукивают ритмические фразы:

а) │  ∏ │ ∏  ∏  ∏ │ z                 

б) ) ∏ │  ∏ │  ∏ │  ∏ │ 

После этого музыкальный руководитель выполняет сам один из ритмов, приведенных выше песен, а дети, мысленно напевая мелодию, должны догадаться, какой пример он исполнил. Можно сделать и наоборот, называть известные детям слова песни, а они, мысленно напевая, прохлопывают ритм.

 

Для ощущения и осознания паузы также используем известные песни. Естественно, что осознание паузы только в пении недостаточно, следует ритмическую фигуру с паузой прохлопать. В качестве примера берем самую известную песню: «Где же ты,  кукушечка,  летала?».                                                   Где же ты,  кукушечка,  летала?           ∏  ∏ │ │ │ │ │ │

Что давно не куковала?                          │   │  │ │ │ │ │ │

Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку.               │ │ z│ │z │ │z │ │z

        

  1. Дети много раз поют эту мелодию и одновременно прохлопывают длительности, шагают четвертями или делают другие равномерные движения.
  2. После вопросов дети  понимают, что на третьем шаге они не пели.
  3. Затем еще раз поют эту мелодию, но теперь во время паузы вместо шага они немного склоняются вперед (безмолвное движение). Если ритм выполняли  хлопками, то во время паузы  разводим руки в стороны: нет музыки. Объясняем, что «тихое» движение продолжалось во время одного шага (или хлопка) и обозначало паузу.

Когда дети произносят под музыку ритмические слова, они могут сказать и слово «пауза», но позже это не нужно, во время паузы они будут слушать тишину.

Интересным приемом является использование вопросов-ответов: задаём «ритмический вопрос», прохлопываем первый ряд ритма. Дети ищут «ритмический ответ» на второй строчке данного примера.  Позже можно и наоборот. Первую и вторую часть ритмического ряда (вопрос-ответ) хорошо давать на инструментах различного тембра.

Таким образом, можно сделать следующие выводы об основных путях развития ритмического чувства:

  1. Исходным пунктом должны быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т.д., которым дети учились).
  2. Элементы ритмических заданий вводим в музыкальную деятельность детей постепенно, сохраняя элемент игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pechat.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные занятия – основная форма развития чувства ритма.

Музыкально-ритмическое чувство характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения.

Одна из основных музыкальных задач в детских учреждениях -  развитие ритмических способностей ребенка.

Ребенок, начиная с первого года своей жизни, встречается с многочисленными формами ритмических действий, и сам принимает участие в них. Он играет, прыгает, танцует,  декламирует стихи, поёт песни. Во всем ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Можно хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже музыкальную работу. Во время занятий по развитию у детей чувства ритма нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным.

Занятия надо начинать на основе того музыкального репертуара, который дети знают, с декламации стихов и пения народных детских песен. При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом важно использовать наглядность, понятную ребенку. Задания должны быть простыми, чтобы все могли овладеть новыми знаниями. Полезны  ритмические  упражнения с ложками, кубиками, погремушками. Целесообразно проводить музыкально-дидактические игры на развитие ритмического чувства.

Развитие ритмического чувства в песенном репертуаре надо избегать ритмических трудностей, к которым не были достаточно подготовлены дети.  Полезно выкладывать ритм песни специальными знаками.

Это способствует заинтересованности детей, успешному  выполнению  заданий.

Для развития чувства метра  можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Музыкальный руководитель показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений необходимо подвести детей к пониманию темпа, к ощущению ударений.

Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 – 10 минут, но на следующих занятиях  песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям  ритма.

В некоторых песнях и инструментальных пьесах моторного игрового характера ритм воспринимается ребенком ярче, чем мелодия или гармония. Музыка такого характера дает возможность ребенку двигаться самым разным образом – танцевать, прыгать и т.д. Для сознания нового ритмического материала огромную роль играет движение ребенка.

Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие у детей внутреннего слуха. Эта работа начинается не только тогда, когда дети уже могут выполнять ритмические задания определённой трудности, а гораздо раньше. Обычно мы выбираем известные простые мелодии.

Дети поют несколько раз один из музыкальных примеров, двигаясь в маленьких кружках или делая равномерные движения. Когда это задание выполняется хорошо, предлагаем детям отметить хлопками  ритм исполняемой мелодии. Затем, обращая внимание только на ритм, продолжаем  «безмолвное пение» (Музыкальный руководитель может аккомпанировать на инструменте, а дети не поют, а только выполняют ритм).

Кроме «безмолвного пения», хорошо использовать музыкальные загадки. Дети прохлопывают или отстукивают ритмические фразы:

а) │  ∏ │ ∏  ∏  ∏ │ z                

б) ) ∏ │  ∏ │  ∏ │  ∏ │  

После этого музыкальный руководитель выполняет сам один из ритмов, приведенных выше песен, а дети, мысленно напевая мелодию, должны догадаться, какой пример он исполнил. Можно сделать и наоборот, называть известные детям слова песни, а они, мысленно напевая, прохлопывают ритм.

 

Для ощущения и осознания паузы также используем известные песни. Естественно, что осознание паузы только в пении недостаточно, следует ритмическую фигуру с паузой прохлопать. В качестве примера берем самую известную песню: «Где же ты,  кукушечка,  летала?».                                                Где же ты,  кукушечка,  летала?           ∏  ∏ │     

Что давно не куковала?                                    

Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку.                  z │z  z  z

        

  1. Дети много раз поют эту мелодию и одновременно прохлопывают длительности, шагают четвертями или делают другие равномерные движения.
  2. После вопросов дети  понимают, что на третьем шаге они не пели.
  3. Затем еще раз поют эту мелодию, но теперь во время паузы вместо шага они немного склоняются вперед (безмолвное движение). Если ритм выполняли  хлопками, то во время паузы  разводим руки в стороны: нет музыки. Объясняем, что «тихое» движение продолжалось во время одного шага (или хлопка) и обозначало паузу.

Когда дети произносят под музыку ритмические слова, они могут сказать и слово «пауза», но позже это не нужно, во время паузы они будут слушать тишину.

Интересным приемом является использование вопросов-ответов: задаём «ритмический вопрос», прохлопываем первый ряд ритма. Дети ищут «ритмический ответ» на второй строчке данного примера.  Позже можно и наоборот. Первую и вторую часть ритмического ряда (вопрос-ответ) хорошо давать на инструментах различного тембра.

Таким образом, можно сделать следующие выводы об основных путях развития ритмического чувства:

  1. Исходным пунктом должны быть собственная ритмическая деятельность детей (игровые песни, ритмические движения и т.д., которым дети учились).
  2. Элементы ритмических заданий вводим в музыкальную деятельность детей постепенно, сохраняя элемент игры.


 Чувство ритма как условие формирования музыкальной культуры.

Музыкальная культура. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Понятно, что музыкальная культура – это и часть общей культуры, и показатель уровня этой общей культуры.

 Формирование музыкальной культуры дошкольников направлено на активизацию и развитие духовных сил ребенка, если он постигает  богатейший опыт музыкального искусства. Процесс музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка.

Процесс формирования музыкальной культуры дошкольников – это процесс выражения в музыке личностно значимого для ребенка жизненного смысла. Установлено, что художественно-эстетическое развитие детей начинается в детском саду или центрах эстетического воспитания. Здесь закладывается фундамент систематического образования, гуманистического и целостного воспитания, эстетического отношения к миру и самому себе.

Цель музыкальных занятий в детских дошкольных учреждениях – воспитание музыкальной культуры детей. Понятие «музыкальная культура» довольно емкое. Оно включает:

  1. нравственно-эстетические чувства, музыкальные вкусы и потребности;
  2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);
  3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующей осознанному, выразительному исполнению песен,  плясок, игр.


Заключение

В нашей жизни музыка занимает значительную часть. Музыку мы слушаем и в радости и в печали. Без нее не обходится ни один праздник. В музыке существуют разные направления, но какой бы ни была музыка, ее надо уметь слушать, а для этого у человека должна быть развита «музыкальная культура».

Музыкальная культура – это, с одной стороны часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры. Музыка – это совокупность взаимосвязей звуков ритма. Составная часть музыкальной культуры – это ритм и звук. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм – это одно из условий его развития. Ритм регулирует длительность, темп, акцент и т.д. Это все, что необходимо для создания мелодии, а это значит, что музыка развивается по законам ритма.

Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

Развитие чувства ритма будет являться эффективным условием формирования музыкальной культуры дошкольников в процессе реализации их возможностей заключающихся:

  1. в развитии памяти, мышления, активности, наблюдательности, целеустремленности, логике, интуиции;
  2. в сознании условий для переживания личностного благополучия;
  3. в развитии детей в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения.

Музыкальные занятия очень важны для расширения и обогащения детских представлений о музыкальном искусстве. Музыка-это сила, которая проявляется в том, что она «вскапывает» детское подсознание.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов  по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»

В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....

Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «РИТМЫ ЗИМЫ» Для детей 5 – 7 лет

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «РИТМЫ ЗИМЫ»Цель игры: Развитие у детей чувства ритма и памяти.Правила игры : игрокам показывают карточки с изображением символов зи...