Дыхание творчества
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Дайбова Наталья Степановна

Методическая разработка по художественно-эстетическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_tvorchestva.docx19.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дыхание творчества

       Еще древние греки верили: глядя на прекрасное, слыша и слушая о прекрасном, человек совершенствуется. Красивые образы, запечатленные в душе в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь - так считал великий Платон. Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда ребенок так редко видит что-то прекрасное, благодарное в окружающем мире.

Анализируя произведения искусств, дети создают творческие работы, преломляя в образной форме свои представления о мире. Имея накопленный опыт в лице искусства, которые является уникальным смысловым фоном, дети расширяют горизонты познания – от близкого к далекому, от простого к сложному. Так дети рисуют, лепят, танцуют, сочиняют, создают.

Так, например, после прочтения песенок и стихов о дождике, рассматривания иллюстраций, дети рисуют дождик, что бы полить зеленую травку (цветными карандашами, мелками), а после прослушивания произведения композитора А. Лядова «Окликание дождя», берут погремушки, колокольчики, металлофон и изображают светлыми, прозрачными звуками игривый дождик (это, наверное, теплый, летний дождик). Для сравнения можно предложить пьесу Д. Кабалевского «Грустный дождик», где мелодия жалобная, поникшая (наверно, это осенний дождик, когда листья уже опали, деревья стоят голые, а дождь все льет и льет) – изобразить такой дождь можно штрихами, восковыми мелками часто-часто.

После прочтения стихотворения А. Толстого «Колокольчики мои, цветики степные» и рассматривания иллюстраций художника Белюкина, где дети, действительно видят высокую нескошенную траву, а в ней – цветки степные и мчащегося лихого коня, они, подражая художнику, рисуют высокой траве темно-голубые цветочки (гуашь – примакивание), а после прослушивания песни русского композитора Булахова, которая написана на стихи Толстого, дети через музыку услышали стремительные скачки лихого коня, бег, стук его копыт. И у ребят возникло желание взять домой и нарисовать при помощи родителей мчащегося по полю коня.

При прочтении стихов А. Пушкина «Сквозь волнистые туманы пробирается луна» и стихотворения Есенина:

Ночь. Вокруг тишина.

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Дети рисуют звездное небо, луну (оттиск печатками из картофеля, т.к. самим звездочки рисовать еще очень сложно), а сопровождает эту работу нежная, задумчивая, сказочная, волшебная музыка Сергея Прокофьева «Ходит месяц над лугами». Детям захотелось сделать что-то необычное, показать, как луна осветила все небо и звезды засверкали (набрызг – жесткой кистью ударяешь о кусочек плотного картона, предварительно набрав на кисть гуашь. Краска разбрызгивается на бумагу).

Или вот такое занятие с использованием нетрадиционных техник изобразительного искусства. За окном дождь, пасмурно, небо хмурое, серое, листопад:

Скучная картина! Тучи без конца…

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

(Плещеев)

А мы в группе составляем красивый натюрморт из живых осенних цветков, а затем полюбовавшись, создаем натюрморт «Осенний букет» (скатывание бумажных разноцветных салфеток + отпечатки пальцев + восковая свеча для украшения вазы + акварель).

И еще одна коллективная работа «Осенний хоровод» (знакомая форма – новый образ: дети обводят ножницы простом карандашом, затем превращают в девиц-красавиц путем дорисовывания и раскрашивания).

Так, от разноцветных страниц художника Мая Митурича « В пустыне» (автор Г. Снигерев), художника Дувидова «Здесь я живу» (автор Снигерев) мы с детьми создавали свои разноцветные страницы. После рассматривания в младшей группе «Лужайки» Серовой у нас появилась своя «лужайка», дети вообразили себя цветочками, читали стихи и под «Вальс цветов» П. Чайковского танцевали.

А после прочтения «Разноцветной книги» Маршака (художник Лебедев) на нашей лужайке появились бабочки, стрекозы, божьи коровки. Такая зеленая страница послужила поводом создать в средней группе смысловую , целостность, которая меняет свои световые оттенки в зависимости от времен года. Весной – при смешивании красок основных цветов с добавлением белого – превращается в нежно-голубую, светло-зеленую, розовую со всеми первыми весенними цветами. Во всей красе наш лесной ландшафт выступает в период золотой осени, где дети наряжают деревья разноцветными листочками, орешки; для ежика – яблочки, грибочки. Зимой – превращается в снежную страницу:

Это снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая след хвостом.

Тут вприпрыжку вдоль страницы

В ясный день гуляют птицы,

Оставляя след крестом.

Но здесь и животные, которые хорошо подготовились к зиме и, всяк по-своему, решили перезимовать:

Спать зимой ложатся ежик и барсук,

В дереве трухлявом спит усатый жук,

Спит медведь в берлоге, Спит в норе сурок,

Ну а зайка серый спать зимой не лег.

Не зарылся в листья,

Не залез в нору –

Бегает по лесу да грызет кору.

А уж морская страница, к которой мы шли от маленького кораблика С. Маршака «Кораблик» (художник Хлебникова), доставляет детям больше всего удовольствия. Вода всегда привлекает детей, а морские глубины, такие загадочные, это тайна, которую дети могут постичь только с помощью художников, поэтов, писателей, композиторов, которые дают нам возможность увидеть, услышать, заглянуть в морские глубины:

А эта страница морская,

На ней не увидишь земли,

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

В младшей группе мы брали емкость с водой, пластмассовый кораблик и дети сами создавали волны своими ладошками. И кораблик привез детям мешочек с леденцами. В дальнейшем дети сами способом аппликации создавали кораблики и дарили их папам.

Продолжая морскую тему, на другом занятии, малыши печатали ладошками с дорисовыванием, каждый свой образ: чудо-юдо рыба-кит, осьминожки, чудище морское, рыбаки и т.д.

В средней группе мы возвращаемся к морской странице. После прочтения «Паруса» М. Лермонтова и рассматривания иллюстраций к этой книге художника Билюкина, дети уже способны сами смастерить из скорлупы от грецких орехов, соломинок и бумаги парусники, которые пускают уже в воображаемое море, но волны, как настоящие, нарезаны из креповой бумаги. Если такую плоскость опустить в прозрачную коробку, сделать фон, а коробку положить ракушки, камушки, то получиться настояший макет моря.

В средней же группе дети готовы познакомиться со сказкой о «Волне и великом художнике». После прочтения сказки и рассматривания репродукций картин художника -мариниста И. Айвазовского, дети рассказывали о наиболее понравившейся картине. Потом рассказывали о своих собственных впечатлениях. Какое море? (волнистое, ласковое, поющее, глубокое, черное, синее, зеленое). Читаются стихи о море Тютчева, Брюсова, Пушкина, Лермонтова. Затем можно нарисовать море (у кого-то оно спокойное, у кого-то штормовое).

В старшей группе дети, познакомившись с книгами «Домик в море» (автор В. Иваненко, художник Федотов); «Гиганты океанов» Сергея Юнатова (художник Келейников); «Как увидеть морское дно» А. Тамбиева (художник Целищев); «Самый-самый» М Александровой, дети сами рисуют морских обитателей (актинию, водоросли, различных рыбок, осьминогов, медуз), вырезают и пополняют целостности, макеты.

Снова переворачиваем страницу. О чем она? Как вы догадались? Какие здесь краски подобрал художник? Какое возникает ощущение?

- Да, это жаркая пустыня – огромное пространство. Художник цветом рассказал нам о жаре, о горячем песке. Дети раскрашивают пустынную страну в познавательной игре-расскраске «Пустыня» (художник Сичкарь), а затем нарезав или нарвав из бумаги оранжевого и желтого цветов полоски-барханы, сначала играют с ними, изображая песчаную бурю, а потом создают песчаную страну на подиуме. Здесь растет сухой саксаул, кактусы, колючки, ходят важные вараны, бегают ящерицы, суслики, сайгаки, конечно же, верблюды. Слушая музыку Мусорского из альбома «Картинки с выставки», дети обязательно определят, где, кто шагает и , войдя в образ понравившегося животного, продемонстрируют это каждый по-своему. Могут представить и постоять не теплом или раскаленном песке в пустыне, подпрыгивая или поднимая ноги. Под музыку Римского-Корсакова, Чайковского и других композиторов могут побродить по берегу моря по воображаемым камушкам(мешочки из гороха). Ощутить прикосновения волн или поплескаться руками в воде. А потом найти в море ракушки, камушки, спутавшиеся зеленые водоросли (клубочки с толстыми нитками) и даже жемчужины-бусинки, спрятавшиеся в раковинах. Используя такие дары моря, дети выкладывают картины, узоры и т.д. Такие элементы психогимнастики, использование тактильно-чувственных методов, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, можно широко применять в индивидуальной работе с детьми и при проведении групповых дидактических игр, на занятиях по изобразительной деятельности. Но желательно, чтобы они дополняли, органично сочетались и помогали детям при создании выразительных образов в том или ином виде художественно-творческой деятельности. А она, в свою очередь, является ведущим способом эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Итак, на основе деятельностного подхода можно определить путь формирования эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста: от организации творческой художественной деятельности средствами разных видов искусств через включение эстетического опята в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру.

Таким образом, чтобы развить у наших детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре, - а это одна из главных трудных задач, нам необходимы три составные части красоты(литература, живопись, музыка), которые призваны спасти мир.

Так происходит своеобразный вдох – напитывание детей образами, впечатлениями, эмоциями. А после вдоха неизбежен выдох – творческое самовыражение детей. Такой процесс можно назвать «дыханием творчества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхание творчества

Еще древние греки говорили, что человек глядя на прекрасное, общаясь с красотой - совершенствуется!...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...