Развитие двигательных качеств и умений
статья по музыке (старшая группа) по теме

Белогубкина Елена Валерьевна

    Представленный материал из опыта работы по ритмике для детей дошкольного возраста. В статье раскрывается значение ритмики, задачи, схема проведения занятий, методические рекомендации, результаты работы. В конце статьи указана используемая литература.  К статье прилагается презентация с фото отчётом. Материал предназначен для музыкальных руководителей ДОУ, воспитателей по хореографи, физ. инструкторов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                  Опыт  работы

                музыкального руководителя

                  МБДОУ № 1 «Җир җиләге”

            г. Нижнекамска

          Белогубкиной Елены    

                 Валерьевны

                  Стаж работы: 19 лет

                Квалификационная  

                    категория: 1.

                                         

г. Нижнекамск, 2011

Развитие двигательных качеств и умений у дошкольников на кружковых занятиях ритмики.

    Белогубкина Елена Валерьевна

Музыкальный руководитель ДОУ № 1

     В комплексном развитии детей дошкольного возраста ритмика по праву занимает одно из важнейших мест. Занятия ритмикой способствуют развитию ребенка, формированию средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

      Одной из главных задач ритмики является развитие двигательных качеств и умений, которые включают в себя:

- развитие ловкости, точности, координации движений;

-  развитие гибкости и пластичности;

- воспитание выносливости, развитие силы;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

     Занятия по ритмике представляют собой выполнение детьми музыкально-ритмических композиций, этюдов, упражнений, направленных на решение конкретных задач. Занятия по ритмике проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью до 30 минут (в зависимости от возраста и возможностей детей). Рассмотрим, как на протяжении занятия развиваются двигательные качества и умения.

     Схема занятий.

     Первая часть занятия «Разминка» или «Разогрев». Её основная задача подготовить организм к дальнейшим нагрузкам, то есть разогреть его. В разогреве используются ходьба бодрая, спокойная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, с каблучка, танцевальный бег. Такие движения способствуют развитию силы ног, постановки корпуса, координации. Во время выполнения этих упражнений дети выполняют коллективно перестроения и перемещения в пространстве в различных направлениях: змейкой, перестроение в 2 шеренги, что способствует развитию ориентировке в пространстве.

     Вторая часть занятия «Партерные упражнения» или «Растяжка». Такие упражнения улучшают осанку, развивают гибкость, пластичность, укрепляют спину, брюшной пресс. Дети выполняют гимнастические элементы, такие как, «Мостик», «Лягушка», «Полушпагат» и другие. Ещё одна задача таких упражнений это выполнение синхронно и музыкально, т.е. учат слушать музыку, чувствовать партнера.

     Третья часть занятия «Динамические упражнения» или «Кросс». Её задача: воспитание выносливости, развитие силы, легкости танцевальных движений, прыгучести. Дети выполняют поскоки, галоп, ходьбу гусиным шагом, отдельные элементы движений, а так же разные  виды прыжков, бега. Дети выполняют  вместе по кругу или со сменой ведущего, а так же в соревновательной форме между двумя командами.

     Четвертая часть занятия «Танец» или «Ритмическая композиция». Это основная центральная часть занятия. Поэтому здесь развиваются двигательные качества и умения в полном объёме. Если танец имеет элементы аэробики, пластики, подражательные движения, то развиваются гибкость, пластичность.

    Выполняя танцевальные движения одно за другим, повторяя их несколько раз, это формирует у ребенка выносливость, силу.

     На протяжении всей музыкальной композиции педагог обращает внимание детей на спину, корпус, голову, плечи, то есть тем самым формирует правильную осанку.

     Нередко танец имеет в своей структуре перестроения в шеренги, колонны, круги, врассыпную, что способствует умению ориентироваться детей в пространстве.

     Ну и, конечно же, движения одного танца всегда отличаются от другого танца, его сюжетом, игровыми моментами, музыкой. Это способствует обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений.

     Танцевальные композиции разучиваются поэтапно: сначала элементы движений, связки и полностью танец. В этой части занятия дети как знакомятся с новыми музыкальными композициями, так и закрепляют ранее изученные.

     В заключении занятия поклон, после которого дети аплодисментами благодарят друг друга и преподавателя.

     Схема занятий не постоянная, а зависит от этапа разучивания танцевальных композиций. Если разучивается новый танец, то части занятия укорачиваются за счет динамических упражнений и разминки, так как больше времени уделяется объяснению, повторению без музыкального сопровождения, выполнению под счет и выполнению с музыкальным сопровождением.

     На протяжении всего занятия используется музыкальное сопровождение: это классическая, народная музыка, песни из мультфильмов, современные детские песни, эстрадные мелодии. Подбор разнообразной музыки помогает детям быть на занятиях более активными или собранными; побуждает к выполнению тех или иных танцевальных движений, развивает эмоциональность.

     Ключом к созданию полезных и в то же время увлекательных танцевальных композиций, является так называемый разговорно-игровой метод проведений занятий. Обыгрывается буквально каждое упражнение.

     Так начиная объяснять задания можно со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п. Элементарным танцевальным движениям тоже даем игровое название: «Почемучки» - поднимание плеч или словами: «Не знаю, не знаю!» и т.п.

     Исполнение разнообразных танцевальных композиций доставляет детям большое эстетическое удовлетворение и тем самым приносит не только пользу, но и радость. Детей привлекают сами занятия так таковые, а не желание скорее изучить в совершенстве какие-либо элементы и связки. Акцент делается на сам процесс занятия, а не на быстрый результат.

     Занятия строятся на контрастах: силовые упражнения сменяются мягкими. Если сначала развивается пластичность, гибкость, то далее развиваем выносливость  и силу.

      Результаты работы это квартальные отчетные концерты для родителей, выступления с музыкальными композициями на праздниках, фестивале детского творчества, в школе № 8, на площадке по микрорайону.

     Таким образом, на занятиях ритмикой осуществляется развитие двигательных качеств и умений при использовании разнообразных упражнений, этюдов, танцевальных композиций.

 

Использованная литература:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. Горшкова Е.В. Двигательно-пластическая выразительность и её развитие в дошкольном детстве// тезисы V Всероссийского съезда психологов. – СПб, 2003.
  3. Кулагина Е.И. Художественное движение. Метод Л.Н.Алексеевой: Пособие для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительно образования. В 2 ч. – М., 1999, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистационное обучение старших воспитателей. Развитие двигательных качеств

Тема: Развитие двигательных качеств и способностей детей ( ловкость, быстрота, гибкость, сила, смелость, находчивость) в повседневной жизни. Цель: Выяснить состояние работы по физкультурно-оз...

Влияние танцевально-ритмической гимнастики на развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, ...

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"Содержание:1. Введение2. Характеристика основных двигательных ка...

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"Содержание:1. Введение2. Характеристика основных двигательных ка...

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"Содержание:1. Введение2. Характеристика основных двигательных ка...

Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...

Технология реализации программы по развитию двигательных навыков и умений дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола

Технология реализации программы по развитию двигательных навыков и умений дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола...