Консультации для родителей
консультация (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Стельмакова Елена Васильевна

Консультация для родителей. Что такое музыкальность?

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Музыка»

Консультация для родителей

«Ваш малыш

слушает музыку»

Многие двухлетки с удовольствием слушают музыку. Ребенок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это не надолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слушал песенку.

Таким образом, при слушании музыки малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только так он может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки.

Кроха растет и хочет больше знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед прослушиванием песни или инструментального произведения поговорите с ним об их содержании. Используя мимику, интонации, сообщите малышу, что сейчас он будет слушать песню про птичку или про дождик. Постепенно ребенок начинает понимать, что музыка о чем-то, о ком-то рассказывает, и просит вас сыграть песню про зайчика или про медведя (если вы не играете сами, надо иметь соответствующие пластинки или магнитофонную запись). Ну а если у вас нет детских пластинок? Как быть в таком случае? Надо прослушать свою фонотеку, выбрать подходящие записи (особенно обратите внимание на мелодии народных песен в исполнении оркестра народных инструментов), а потом соотнести понравившуюся вам музыку с доступными для малыша образами — зайчика, медведя, птички и т. п. Затем эту музыку предложите ему послушать. Но, безусловно, это не лучший вариант! Лучше приобретать специальные детские альбомы и иметь записи классической музыки разного характера: спокойного, веселого, подвижного, бодрого. Как правило, малыш легче воспринимает песни или музыкальные пьесы, контрастные по характеру.

А может быть, вы сами играете на музыкальном инструменте? Считайте, что вашему ребенку повезло с родителями. Тогда можно придумывать небольшие рассказы и иллюстрировать их музыкой.

Например: «Сережа с мамой приехали в деревню к бабушке. Идут они по улице, вдруг видят — маленькая птичка летит (муз. «Птичка»). Птичка пропела песню и улетела. Идут они дальше и подходят к дому бабушки, а им навстречу собачка выскочила и залаяла. Сережа говорит: «Ты, собачка, не лай, я про тебя песенку спою» (поет песенку «Собачка»). Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встречать дорогих гостей, обрадовалась и запела веселую песенку («Кто у нас хороший» — русская народная мелодия) и т. п.»

В таком контексте малыш лучше воспринимает музыкальные образы и запоминает музыку. Естественно, всегда помните о выразительной эмоциональной речи, соответствующей мимике и, конечно, выразительном исполнении музыкальных произведений.

Если слушание музыки в течение года было регулярным, то ребенок сам попросит вас сыграть или включить музыку и с интересом будет слушать ее. Он уже по вступлению сможет узнать знакомую песню или музыкальную пьесу. После слушания предложите малышу выбрать и показать картинку, содержание которой соответствует знакомой песенке.

Желательно, чтобы вы продолжали развивать у ребенка восприятие выразительных особенностей музыкальных звуков. Постепенно с вашей помощью малыш узнает и запомнит, что у кошки-мамы голос звучит низко, а у маленького котенка — высоко (аналогично у собаки и щенка). Первоначально звуки должны быть контрастными.

Точно так же постепенно он узнает, что по звукам, по ритму, который вы прохлопываете (простукиваете), можно узнать, кто идет в гости — медведь или зайчик и т. п.

Можно также познакомить ребенка с различной динамикой (силой) музыкальных звуков: колокольчик (или другой инструмент) может звучать тихо или громко. Постепенно малыш усваивает, что музыка также может звучать тихо или громко.

В этом возрасте малыш уже способен различать детские музыкальные инструменты по тембру: например, отличает колокольчик от дудочки.

Предлагая ребенку задания по различению основных свойств музыкальных звуков, вы можете использовать песню «Есть у нас чудесный дом» (муз. Н. Д. Бордюг) о доме, который вы сами сделали из картонной коробки. Перед игрой спрячьте в домик игрушки различной величины (большая птица — маленький птенчик, кошка — котенок и т. п.). Затем вы поете:

Есть у нас чудесный дом, дом, дом, дом, дом, И живут игрушки в нем, в нем, в нем. Миша (имя вашего ребенка) к дому Подойдет, подойдет, подойдет. Миша спросит: «Кто живет? Кто в домике живет?»

После исполнения песни имитируете голосом, например, пение птицы-мамы («чирик-чирик»). И если ребенок узнает, кто его зовет, вы вынимаете из домика птицу и отдаете ее малышу. Впоследствии он сам будет искать в домике игрушки. В другой раз вы простукиваете ритм, соответствующий музыкальным образам других игрушек: например, медведя и зайчика. А малыш по этому простому ритмическому рисунку должен отгадать, кто в домике живет. В случае правильного ответа вы также из домика вынимаете соответствующую игрушку. Естественно, такое общение должно проходить очень эмоционально и весело.

Напомним, что первоначально вы делаете все сами, затем постепенно начинаете побуждать малыша к совместной деятельности, и лишь потом он сам станет включаться в исполнительство, петь низко или высоко, прохлопывать заданный ритм, играть громко или тихо на колокольчике и т. д.

Считайте, что ваши усилия не пропали зря, если вы увидите, что ваш малыш:

• может подолгу и заинтересованно слушать пластинку с записью детских песенок, несложных музыкальных пьес, с радостью узнает знакомую мелодию;

• различает музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания.

                                                               Консультацию подготовила

                                                                музыкальный руководитель



Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Музыка»

Консультация для родителей

«Вместе песенку споём»

Наиболее яркая форма музыкальной активности в этом возрасте — подпевание и пение. Если малыш может слушать довольно сложную музыку, если в движениях под музыку он тоже многого достиг, то подпевает чаще всего по-прежнему лишь отдельные слоги, слова. Поэтому для пения рекомендуем подбирать специальный репертуар с повторяющимися простыми по звуковому составу словами (например, «Машенька», «Паровоз», «Собачка», в которых целые части куплета поются на слоги: «гав-гав», «бай-бай»). Постарайтесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно пропевая каждый звук. Ребенок будет вам подражать. Если песня исполняется впервые, можно перед пением выразительно проговорить слова и затем исполнить ее. Самое главное для вас — заинтересовать малыша, вызвать у него желание петь. Постарайтесь сделать так, чтобы он хотел петь вместе с вами и делал это с удовольствием.

Чаще используйте пение в течение дня.

Если вы хотите с малышом выучить новую песню, помните, что сначала надо дать ребенку ее послушать (и не один раз). Исполняйте песню с предельно ясной артикуляцией, с четкой дикцией и в замедленном темпе, а затем постепенно и последовательно вовлекайте его в совместное пение. Попросите ребенка помочь вам. После песенки ему непременно захочется выполнить какие-либо движения по ее тексту (это характерно для данного возраста). И хвалите кроху, если он это сделал.

Если малыш поет с удовольствием, но нечисто, наберитесь терпения. Главное для вас — чтобы он пел охотно.

В этом возрасте можно формировать первые творческие проявления у детей в музыкальной деятельности, в частности в певческой. Например, вы даете ребенку куклу и предлагаете прослушать песенку про его любимую куклу Катю:

Катю очень я люблю, Кате песенку пою.

После этих слов звучит или колыбельная, или плясовая музыка, и под музыку ребенок самостоятельно выполняет соответствующие движения с куклой (пляшет с ней или укладывает ее спать).

Благодаря таким незатейливым развивающим заданиям-играм ребенок привыкает не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваться в ее характер и самостоятельно действовать. И, конечно, малышу будет легко играть с вами, если такое общение будет постоянным.

Считайте, что ваши усилия не пропали зря, если вы увидите, что ваш малыш:

• любит петь знакомые песни, поет эмоционально. В зависимости от речевого развития может спеть всю песню (или один куплет) или подпевать отдельные фразы. Поет самостоятельно в повторяющейся игровой ситуации. Чаще всего ребенок этого возраста не пропевает верно мелодию, однако не останавливайте его, главное — поддерживать желание петь.

Да-да-да!

Муз. Е. Тиличеевой

Сл. Ю. Островского

Ручками мы хлопнем –

Да-да-да-да!

Ножками мы топнем –

Да-да-да-да!

Ручками помашем –

Да-да-да-да!

Ножками попляшем –

Да-да-да-да!

Машина

Муз. К. Волкова

Сл. Л. Некрасовой

В машине, в машине

Шофёр сидит.

Машина, машина,

Идёт гудит.

Би-би-би!

Би-би-би!

Машина, машина,

Ты нас покатай.

Машина, машина,

Быстрей поезжай!

Би-би-би!

Би-би-би!

Солнышко

Муз. Т. Попатенко

Сл. Н. Найдёновой

Солнышко, солнышко,

Ярче нам свети.

Будут на лужайке

Цветы цвести.

Солнышко, солнышко,

Ярче нам свети.

Будут все ребята

Венки плести.

Шарики

Муз. И. Кишко

Сл. В Кукловской

Шарики, шарики

Подарили нам.

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли мы над головой.

Заплясали шарики –

Красный, голубой!

                                                                                                 Консультацию подготовила

                                                                           музыкальный руководитель.

Образовательная область

«Музыка»

Консультация для родителей

«Мы танцуем и поём»

Большой популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет «пляску» под песни, выполняя несложные движения: топает ножкой, хлопает, полуприседает — эти движения естественны для малыша.

Он любит танцевать в паре не только с мамой, но и с игрушкой.

Понравятся крохе танцы с атрибутами: цветочками, листочками, флажками, снежинками, платочками.

Поощряйте, если он что-либо в движении придумал самостоятельно.

Несомненно, ориентация на творческие проявления — основа музыкально-игровой деятельности ребенка.

Как и прежде, ваш малыш любит играть. Позаботьтесь, чтобы он помнил знакомые игры. Слова песни ребенок поет вместе с вами. Не забывайте, что дети в этом возрасте довольно консервативны, они предпочитают играть в уже известные им, хорошо усвоенные игры.

Естественно, разучивайте и новые игры. Наиболее популярными на третьем году становятся игры в догонялки: «Зайцы и медведь», «Курочка с цыплятами и кошка»,— в которых первая часть — выполнение образных движений, а вторая — бег малыша от медведя, кошки.

Нравится ребенку игра в прятки. Под веселую плясовую (грамзапись) вы с малышом танцуете, по окончании ее предлагаете ему спрятаться. Малыш может отвернуться к стульчику или закрыть лицо ручками. Затем вы начинаете его искать, приговаривая: «И здесь нет, и тут нет...» Наконец находите! Общая радость, ликование. Снова включаете грамзапись, игра продолжается.

В домашнем театре звучит все более разнообразная музыка, ребенок сам наряжается, используя для изображения персонажей игры элементы костюмов. Музыкальные инструменты пополняются музыкальными шарманками.

Помните, что музыкальность можно развить у каждого здорового ребенка. Многое зависит лично от вас.

Считайте, что ваши усилия не пропали зря, если вы увидите, что ваш малыш:

  • с удовольствием танцует, играет под музыку. Танцует в паре и один. Выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст. Охотно играет в игры под музыку.

Ноги и ножки

Взрослый поёт песню и двигается вместе с ребёнком, отмечая соответствующими шагами разные длительности

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ. Топ, топ, топ!

Маленькие ножки, бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ!

Топ, топ, топ, топ, топ!

Мы идём

В соответствии с содержанием текста, дети ходят в разных направлениях или подпрыгивают на месте

Мы идём, мы идём,

Громко песенку поём!

Мы идём, мы идём,

Громко песенку поём!

Прыгнем раз, прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда!

Прыгнем раз, прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда!

Зарядка

Взрослый поёт, дети выполняют движения в соответствии с текстом песни

Малыши, малыши – дружные ребятки. Малыши, малыши вышли на зарядку.

Раз-два-три, раз-два-три,

Ноги поднимаёте.

Раз-два-три, раз-два-три,

Веселеё шагайте.

Раз-два-три, раз-два-три,

Потянитесь дружно.

Раз-два-три, раз-два-три,

Закаляться нужно.

Раз-два-три, раз-два-три,

Сели и привстали.

Раз-два-три, раз-два-три,

Ноги крепче стали.

Малыши, малыши – дружные ребятки. Малыши, малыши сделали  зарядку.

Консультацию подготовила

музыкальный руководитель



Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Музыка»

Консультация для родителей

«Советы тем, кто хочет научиться петь»

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, кто именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает  особенностям возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы не| знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенности текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.

2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (объясните их ребенку).

3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии.

4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.

5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3—4 лет — это всего 4—5 звуков, у детей 6—7-летнего возраста он расширяется до октавы(8 звуков).

В пределах возрастного диапазона голос ребёнка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки. Все эти рекомендации вы должны, учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным.

РАЗУЧИВАЯ С ДЕТЬМИ ПЕСНЮ, ПОМНИТЕ:

1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется:

мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.

4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо  открывающийся рот.

5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками знакомого всем одуванчика.

6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех-пяти звуках, распевки. Это может быть  «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и птенчики» и др.

7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

ЧТО ТАКОЕ ПЕТЬ ЧИСТО?

Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?                                

Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь — это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.                            

Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым»,низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните:

Прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.

                                                                 Консультацию подготовила

                                                                  музыкальный руководитель.

Образовательная область

«Музыка»

Консультация для родителей

«Зачем нужны игры со словом?»

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие — по сути своей характеристики одного и того же.

В течении не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностъю является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет  выполнять движения по содержанию текста в нужном ясном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизовать.

Игра «Козы»

Можно ль козам не бодаться,

Если рожки есть?

В пляс девчонкам не пускаться

Если ножки есть?

За рога возьмем козленка,

Отведем на луг.

А девчонку за ручонку —

В наш веселый круг.

А девчонку за ручонку —

В наш веселый круг.

Исходное положение. Дети стоят по кругу, лицом к центру круга, руки опущены.

Ход игры. На текст первых двух строчек дети двигаются поскоком в центр круга, на текст третьей и четвертой строк расширяют круг поскоком. На пятую строчку дети, стоя на месте, выполняют полуприседание с разворотом из круга, как будто они берут козленка за рога и отводят его на луг. На текст шестой — выполняют три шага на месте. На седьмую, восьмую строки кружатся вокруг себя поскокам, на повторение текста кружатся в другую сторону.

На заметку

 Текст должен произноситься очень выразительно, в умеренном темпе. На протяжении всей игры надо следить за легким, качественным выполнением поскока. Он должен быть полетным, воздушным. Для этого шаг делается коротким, а отскок от пола очень активным; В конце каждой фразы должна быть четкая остановка, представляющая собой небольшой прыжок и опускание на обе ноги. Текст пятой строки произносится нараспев, а шестой — с очень отчетливым проговариванием каждого слога, для более удобного выполнения движения бодрого маршевого шага.

Коммуникативная игра

«Оладушки»

Встать парами и, выставив руки ладошками вперёд, хлопать попеременно в ладошки друг друга

Диди-ладо-ладушки, испечём оладушки.

Хлоп-шлёп, хлоп-шлёп,

Тесто круто замесили.

Ух-тух, ух-тух,

Сковородки раскалили.

Диди-диди-ладушки,

Жаркие оладушки.

Игра на развитие координации

речи и движения

«Киска»

Лапки мыла киска – вот так, вот так!

Моют руки – «лапки»

Ушки мыла киска – вот так, вот так!

Тереть ладонями ушки

Киска мыла носик и пушистый хвостик.

Тереть ладошкой нос, гладить «хвостик»

Стала киска чистая, красивая, пушистая.

Согнуть руки – «лапки» перед грудью и выполнять повороты корпуса вправо-влево

Двигательное упражнение

«Побежали»

На носочки встали тихо побежали.

Бег на носках

Прыг-скок, прыг-скок,

По дорожке скок-поскок.

Выполнять поскоки

Прыгаем, как зайчики,

Девочки и мальчики.

Прыгать на двух ногах

Ножки поднимаем,

Весело шагаем.

Шагать, маршируя

Массаж рук

«Умывалочка»

Кран открыли – чик-чик!

Делать вращательные движения кистью

Руки мыли – шик-шик!

Трут ладони друг о друга

Пусть бежит водичка – с-с-с!

Мы умоем личико – с-с-с!

Проводить ладонями по лицу сверху вниз

Мылом мы ладошки трём, полотенцем промокнём.

Растирать ладонями тыльную сторону

Вот чистые ладошки.

Показать ладошки

Похлопаем немножко.

Хлопки

                                                           

                                                            Консультацию подготовила

                                                                музыкальный руководитель.



Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Музыка»

Консультация для родителей

«Творчество при восприятии музыки»

«Рисую» музыку

Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребенком такое интересное задание. Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению): это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времен года» Вивальди, некоторые музыкальные картинки «Карнавала животных» К. Сен-Санса) или произведения для детей русских и советских классиков: А. Римского-Корсакова, И. Мусоргского, П. Чайковского, А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского.

Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилась произведение — так же, как начиналось, или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило?

Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что эму представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне, выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная, прозрачная музыка требует для своего отображения одних, а громкая, призывная — совсем других изобразительных средств. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может, просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

Определи форму

Музыкальной формой называется строение, конструкция, соотношение частей внутри музыкального произведения. Основной принцип построения любой музыкальной пьесы или крупного сочинения - повторность. Радиус действия повторности очень широк: могут повторяться мотивы, темы, фразы, части музыкальных произведений.

Чтобы определить форму, необходимо внимательно вслушиваться в исполинскую музыку и обращать внимание на встречающиеся в ней повторения.

Если музыкальное произведение, небольшое по объему, выражает какое-то одно настроение, можно определить его форму как одночастную и, например, так обозначить графически:

Если оно содержит разные по характеру темы, то про эту музыку говорят, что она написана в двухчастной форме.

Графически это может выглядеть следующим образом:

Если звучит сначала одна тема, затем музыка меняется, и потом мы слышим, что она исполняется так же, как в начале — относим это произведение к трехчастной форме:

Послушайте с ребенком яркую фортепьянную пьесу из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и попытайтесь определять форму этого произведения. Какая из трех схем соответствует этой форме?

А теперь попросите ребенка сочинить небольшое произведение, используя для этого любую из предложенных форм: одночастную, двухчастную, трехчастную.                      

Играть удобнее на ударных инструментах. С их помощью легко сочинить и озвучить любой ритмический рисунок.

На заметку

 Собственная фантазия и находчивость в случае необходимости поможет вам заменить маракасы; бубны, кастаньеты, треугольники и другие ударные имеющимися в доме кубиками, ложками, палочками, стаканчиками, в общем всем, что может шуметь, греметь и по чему можно с удовольствием постучать.

                                                Консультацию подготовила

                                                                           музыкальный руководитель.

Образовательная область

«Музыка»

Консультация для родителей

«Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа»

1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого                                  персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. Предложить ребенку от лица любого персонажа, подкрадываться к    спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

4. Изобразить прогулку семейств трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

На заметку

Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать и закреплять выразительные приемы создания игрового образа. Взрослый должен внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. 

Игра «Кто я»

Игру можно проводить с детьми любого возраста. Она не требует специальной подготовки: играть можно в дороге, на прогулке, дома, в гостях.

Взрослый или кто-то из детей жестом, мимикой,  звуком изображают что-то или кого-то, например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыпленка-табака, морскую свинку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, Самовар — это зависит от выдумки играющего. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

Игра «Зеркало»

Представление без слов, с помощью мимики и жеста называется пантомимой. Элементы пантомимы используются при постановке спектаклей, в играх-драматизациях, в танцах. Предложите детям ролевую гимнастику у зеркала.

1. Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2. Улыбнуться, как:

а) вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу,

г) младенец матери,

д) кот на солнце.

3. Сесть, как:

а) пчела на цветке,

б) наказанный Буратино,

в) обиженная собака,

г) обезьяна, изображающая вас,

д) поросенок на кактусе, е) наездник на лошади, ж) невеста на свадьбе.

Задания для развития речевой интонационной выразительности

1. Исполнить песенку козы из сказки «Волк я семеро козлят» то от лица козы, то от лица волка:

Козлятушки, ребятушки, отомкнитеся, отворитеся, Ваша мать пришла, молочка принесла...

2. Произнести следующие стихи то удивленно, то насмешливо, то недоумевая:

Кумушка, послушай! Вправду, кроме шуток, Открывают школу для утят-малюток.

3. Произнести фразы «Оторвали мишке лапу»,. «Побежал ёж по комнате» и «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.

4. Предложить ребенку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он ее попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т. п.

5. Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

6. Взрослый предлагает двум детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей |зайца, лисы, медведя и т. д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу:

Взрослый                    Ребёнок

— Ты кто?               — Я заяц.

— Нет, ты не заяц.       — Нет, заяц?

— Нет, не заяц.          — Нет, заяц.

— Нет, не заяц.          — А кто же тогда я?

Ты? Ты мышонок.     — Я мышонок?

Да, ты мышонок.      — Ладно, пусть я буду мышонок, зато ты   лягушонок.

— Я лягушонок?         — Да, ты лягушонок.

— Не лягушонок я.      — Нет, лягушонок.

Ну, ладно, и ты заяц, и я заяц. Не будем ссориться. Я ведь пошутил.

                                                                     

                                                                                      Консультацию подготовила

                                                                                музыкальный руководитель



Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Музыка»

Консультация для родителей

 «Что такое музыкальность»

   

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

        Может быть профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем?

        Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребёнок пошёл в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

        Однако всё в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором  в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребёнок учёного становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию. Что и его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружён в мир волшебных звуков.

        Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

        Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

        Оказывается, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем  его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилась, окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.

Памятка для родителей

1.Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка с рождения. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3.Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4.Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Что же такое музыкальность?

Специалисты определяют её как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

        Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

        Однако главное, по мнению учёных, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».

Постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более

музыкальным он становится, чем более музыкальным становится,

тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

                                                           

 

                                                              Консультацию подготовила

                                                              Музыкальный руководитель

Образовательная область

«Музыка»

Консультация для родителей

«В мире загадочных звуков»

Что такое звук? 

Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий.

        В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они-то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По эти особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

        Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляют основу музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

        Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова шум, шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

 Прочтите, пожалуйста, с детьми стихотворение Е. Королёвой.

Все на свете дети знают, звуки разные бывают,

Журавлей прощальный  клёкот, самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки.

Сила звука и динамический слух

Тихий и громкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками («динамика» в переводе с греческого означает «силовой, относящийся к силе»). Благодаря оттенкам, наша речь становится более красочной.

Мы никогда не говорим только громко или только тихо. Одно и то же слово можно сказать очень громко, умеренно громко, чуть тише, тихо и совсем шёпотом, еле слышно. Сила голоса будет зависеть от того, какое значение имеет для нас сказанное, что и кому мы хотели сообщить. Динамические оттенки в музыкальной речи – это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать её более выразительно.

Сила любого звука составляет одно из важных его

свойств, одну из его особенностей.

        В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Если вашему ребёнку интересно, объясните ему, что громкое звучание называется «форте», тихое – «пиано», умеренно громко обозначается словом «меццо-форте», а внезапно громко – «сфорцандо».

Кстати, от слияния двух слов: форте (громко) и пиано (тихо) – произошло название известного всем клавишного инструмента – фортепиано. Значит, вместо фразы «Играю на фортепиано» можно сказать?.. Правильно: «Играю на громкотихе». Получается очень забавно. Правда, нужно всегда помнить, что настоящие музыканты всегда произносят название инструмента правильно: фортепиано.

        Для того чтобы развить у ребёнка умение различать разные по силе звуки, выполните с ним несколько игровых заданий, поиграйте в специальные, развивающие эту способность игры.

Сказка про кота

        Хочешь, расскажу тебе сказку про кота? Тогда слушай, каким он был и что с ним приключилось.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

Очень ТИХО всегда он ходил. ГРОМКО, настойчиво кушать просил,

Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел – вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.

ГРОМКО крича он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши ТИХО взмолились:

«Ох, пожалей, пощади, сделай милость!»

Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что.

Мыши ТИХО вышли из норки, ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,

Потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом, они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера ГРОМКО над ним потешались.

ГРОМКО – ТИХО ЗАПОЁМ

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. В игре могут принять участие несколько человек. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего – найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую могут петь все игроки или один человек. Звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё.

Если ребёнок справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.                                

                                                                        Консультацию подготовила

                                                               Музыкальный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...