Оборудование музыкальных уголков
учебно-методический материал (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Кирсанова Татьяна Ивановна

Методологические рекомендации для организации музыкального уголка в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oborudovanie_muzykalnykh_ugolkov.docx15.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Оборудование  музыкальных  уголков

     

                      Младший  дошкольный  возраст

              Необходимое  условие  для  формирования  самостоятельной  музыкальной  деятельности  дошкольников – это  создание  определенной  

Материальной  среды (музыкальный уголок),  где  дети  могут  собственному  желанию петь  песни,  исполнять  несложные  па,  водить  хороводы,  слушать  любимые  произведения  или  подбирать  простые  мелодии  на  металлофоне.

               По  собственной  инициативе  дети  могут  играть  в  музыкально-дидактические  игры  и  организовывать  «концерты»  и  «театры»  с  игрушками,  плоскостными  фигурками  и  куклами.

              Создавать  музыкальные  уголки  в  каждой  возрастной  группе  необходимо  с  учётом  возрастных  особенностей  детей.  Для  того  чтобы  у  воспитанников   постоянно  поддерживался  интерес  к  самостоятельной  музыкальной  деятельности,  нужно  время  от  времени  (один  раз  в  месяц)  обновлять  пособия  в  музыкальном  уголке,  вносить  новые  музыкально-дидактические  игры,  оборудование  и  самодельные  шумовые  инструменты  (стуканчики,  шуршанчики,  сыпунчики,  бурбунчики,  коробочки,  волшебные  нити,  волшебные  барабаны,  трещетки,  погремушки,  японский  дождик  (см: Т.Боровик  «Пути  педагогического  творчества» - Музыкальный  руководитель – 2004г - № 1 – 6;  2005г - № 1.)

                Кроме  того,  можно  использовать  наушники,  чтобы  один  ребёнок,  прослушивая  музыку,  не  мешал  другим.  Но  это,  конечно,  больше  относится  к  дошкольникам  старшего  возраста.

                Оборудование  музыкального  уголка  разделяют  на  два  уровня:  для  воспитателя  и  для  детей.  На  верхнюю  полку  помещают  инструменты,  которые  используются  детьми  дозировано (например,  металлофон),  и  те,  с  которыми  дети  могут  заниматься  только  под  контролем  воспитателя  по  санитарным  нормам (дудочки,  губные  гармошки).  На  нижней  полке – барабаны,  ложки,  треугольники,  маракасы.

                Необходимо  уделить  особое  внимание  качеству  звучания  музыкальных  инструментов.  Они  должны  быть  хорошо  настроены  и  издавать  знакомые  детям  звуки.  Не  забывайте,  что  некачественное  звучание  калечит  и  засоряет  слуховой  опыт  ребёнка!

                В  младших  группах  необходимые  пособия  вносят  в  игровую  зону,  так  как  у  детей  ещё  нет  опыта  музыкальной  деятельности  и  они  не  могут  исполнять  музыку,  а  лишь  «играют»  в  неё,  включают  её  элементы  в  сюжетно-ролевые  игры.

                В  музыкальных  уголках  должны  находиться:

  1. Озвученные  игрушки:  музыкальный  молоточек (малыши  используют  его  для  восприятия  ритмических  отношений);  музыкальный  волчок (2 шт.);  погремушки  (3 шт.);  шарманка.

Дети  рассматривают  их,  пытаются  извлечь  из  них  отдельные  звуки  или  фиксированную  мелодию.

     2.  Музыкальные  инструменты:  бубны (2 шт.);   барабаны  разной  высоты  звучания  (2  шт.);  металлофон;  дудочка;  колокольчики;  деревянные  палочки;  барабан  с  кожаной  основой.

     3.  Неозвученные  музыкальные  игрушки  (фабричные  или  самодельные,  выполненные  воспитателями):  пианино;  гармошка (2 шт.);  балалайка (2 шт.);   «звуковые»  книжки  и  картинки.

          Такие  игрушки  стимулируют  самостоятельную  деятельность:  малыши  напевают,  представляя  себя  играющими  на  музыкальных  инструментах.

          К  ним  относится  и  «звуковая»  книжка,  изготовленная  из  картона  или  плотной  бумаги.  На  каждой   странице – цветная  иллюстрация,  сюжет  которой  соответствует  названию  знакомой  детям  песни.  Малыши  устанавливают  книжки  на  пюпитр  неозвученного  пианино  и  поют  свою  любимую  песенку.

          Принцип  работы  со     «звуковыми»  картинками – аналогичный.  Каждой  песне  соответствует  отдельная  карточка—картинка.  Ими  удобно  пользоваться:  их  можно  часто  менять  и  постоянно  накапливать,  используя  большое  количество  разнообразных  песен.  (Подробная  информация  о  изготовлении   пособий  изложена  в  книге  В.Н.Изгаршевой  «Игрушки  и  пособия  для  детского  сада»  Москва: Просвещение,  1997г.)

  1. Атрибуты:  рули  (3  шт.); лошадки (3шт.);  вожжи (3 шт.).
  2. Костюмы:  косыночки (3 шт.);  фартучки (3 шт.);  шапочки-ушки

    (10 шт.).

  1. Настольные  музыкально-дидактические  игры:  на  развитие  звуковысотного  слуха,  чувства  ритма,  тембрового  слуха,  на  закрепление  программного  материала.

 Кроме  того,  в  музыкальных  уголках  младшего  возраста используют

аудиозаписи  с  произведениями  классической  музыки,  песен  и  музыкальных  сказок.  В  организации  музыкальных  зон  важна  роль  взрослого,  воспитателя  и  музыкального  руководителя.  Самостоятельная  музыкальная  деятельность  дошкольников  должна  осуществляться  при  тактичном,  почти  незаметном  руководстве,  в  котором  основная  линия  поведения  взрослого  -  это соучастие.  Он  как  бы  советуется  с  детьми:  «Как  нам  получше  разложить  музыкальные  инструменты,  чтобы  всем  было  удобно  брать  их  и  играть?».  «А  я  вот  как  умею  играть», - говорит  воспитатель,  показывая  приёмы  игры  на  инструменте,  и  тут  же  отходит.  Педагог  то  включается  в  совместную  игру,  демонстрируя  свои  умения,  то  регулирует  участие  малоактивных  или,  наоборот,  излишне  активных  детей.

             Музыкальный  руководитель  контролирует  воспитателя  и

  оказывает  практическую  помощь  в  руководстве  самостоятельной  музыкальной  деятельностью  дошкольников.  Он  заходит  в  группы  и  наблюдает  за  детьми.  Ведь  многое  в  содержании  занятий  можно  оценить  по-другому,  когда  видишь,  как  дети  реагируют  на  них,  чему  они  научились,  а  главное  сформировалась  ли  у  них  потребность  в  самостоятельном  музицировании.