РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР.
план-конспект занятия по музыке (младшая группа) по теме

Золотарева Валентина Ивановна

Развивать воображение через фольклор: продолжать учить малышей выполнять образно-имитационные движения \ходить, как мишка\, не наталкиваясь друг на друга и останавливаться с окончанием слов стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_voobrazhenya_cherez_folklor.doc57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

    РАЗВИТИЕ  ВООБРАЖЕНИЯ  ЧЕРЕЗ  ФОЛЬКЛОР

МУЗЫКАЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ  В  ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ

 ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:

Развивать воображение через фольклор: продолжать учить малышей выполнять образно-имитационные движения \ходить, как мишка\, не наталкиваясь друг на друга и останавливаться с окончанием слов стихотворения.

Слушать песню веселого характера, вызывать эмоциональный отклик на нее, побуждать желание детей передавать характер  песни своими действиями по показу воспитателя.

Вспомнить название музыкальной игрушки, повторить знакомую песню, сопровождая пение звоном погремушки.

Закрепить умение выполнять различные танцевальные движения в паре, отмечая смену характера музыки и ее окончание.

Продолжать развивать воображение детей в умении перевоплощаться в роль различных персонажей по ходу игры через использование фольклора как наиболее доступной и эмоционально ярко выраженной формы.

Доставить детям радость от общения с музыкальным фольклором.

 

МАТЕРИАЛЫ:

Мишка из кукольного театра                                                                                                  

Погремушки на каждого ребенка                                                                                              

Большая корзинка

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ:

Выразительное исполнение музыкальных произведений музыкальным руководителем.

Игровой момент с использованием игрушки кукольного театра.

Использование художественного слова в виде потешки.

Пояснения как эмоционально-образный прием ознакомления с музыкой.

Сочетание пения с пальчиковыми движениями для улучшения восприятия содержания песни.

Наглядно-выразительный показ приемов исполнения движений и способов игры с музыкальными игрушками – погремушками.

Использование музыкальных игрушек для самостоятельных действий детей.

 

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ:

УПРАЖНЕНИЕ «Мишка косолапый» рус.нар.м.

СЛУШАНИЕ  «Ладушки» рус. нар

ПЕСНЯ «Ладушки» рус.нар.м.

ПЕСНЯ «Погремушечка» укр. нар. мел.

ИГРА  с музыкальной игрушкой погремушкой

ТАНЕЦ «Калинка» рус. нар. В обработке Т. Ломовой

ИГРА «Медведь и дети» рус. нар.м

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Дети с воспитателем входят в зал, проходят на середину.

Вос – Детки, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

\дети здороваются с гостями, музыкальный руководитель надевает на руку мишку из кукольного театра\

Муз – А еще кто к нам в гости пришел?

Дети – Мишка.

Вос – Дети, как ходит косолапый мишка? Давайте покажем!

\педагог вместе с детьми проговаривает слова и выполняет имитационные движения, изображая «косолапого медведя»\

                     УПРАЖНЕНИЕ «Мишка косолапый» рус.нар.м.

Вос – Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет.                                           Как поет мишка?

Дети – Р-р-р!!!

Муз – Молодцы! А сейчас тихонько проходите и садитесь на стульчики. Давайте покажем мишке, как нужно красиво сидеть на стульчиках.

\дети садятся на стулья, куклу мишки усаживают на пианино\

Муз – А мишенька хочет, чтобы я спела вам новую песенку «Ладушки».

\ музыкальный руководитель исполняет русскую народную песню «Ладушки»\

                     СЛУШАНИЕ  «Ладушки» рус. нар.

Муз – Понравилась вам песня? Давайте теперь ее вместе покажем.

\ музыкальный руководитель и воспитатель поют песню, а воспитатель с детьми показывают движения по ее тексту\

Вос –  Молодцы, детки, мишке понравилось, а за это он вам что-то принес, послушайте!

\ воспитатель гремит погремушкой\

Муз – Что это? Это погремушка!

\ музыкальный руководитель и воспитатель раздают всем детям погремушки\

Муз – Давайте споем для Мишеньки песню «Погремушечка». Положите погремушки на колени. Приготовьтесь!

\ музыкальный руководитель, воспитатель и малыши поют песню, сопровождая пение игрой на погремушке по тексту песни\

                      ПЕСНЯ «Погремушечка» укр. нар. мел.

Муз – Мишке понравилось! Давайте ему еще раз споем.

\повторяют песню\

Муз – Молодцы, детки, хорошо пели. А теперь мишка хочет посмотреть как вы танцуете. Выходите на коврик, потанцуем!

\малыши выходят на середину зала, исполняют знакомый танец\

                     ТАНЕЦ «Калинка» рус. нар. В обработке Т. Ломовой

Муз – Как красиво малыши танцевали. А мишенька устал и заснул.

\ воспитатель надевает на руку кукольного мишку, «укладывает» его спать\

Муз – А давайте поиграем с ним! Давайте его разбудим – громко-громко в ладошки похлопаем.

                     ИГРА «Медведь и дети» рус. нар.м

\дети хлопают в ладошки, а мишка-воспитатель «просыпается»\

Мишка – Где эти дети, которые играют, мне спать мешают?

Муз – Что ты, мишка, здесь нет деток, тут только кошечки сидят.

Мишка – А почему они не мяукают?

Дети – Мяу-мяу-мяу!

Мишка – И правда, кошечки, пойду еще посплю!

\мишка снова «засыпает»\

Муз – Давайте еще с мишкой поиграем. Громко-громко ножками потопаем.

\дети топают, а мишка-воспитатель «просыпается»\

Мишка – Где эти дети, которые играют, мне спать мешают?

Муз – Что ты, мишка, здесь нет деток, тут только собачки сидят.

Мишка – А почему они не лают?

Дети – Гав-Гав-Гав!

Мишка – И правда, собачки, пойду еще посплю!

\мишка снова «засыпает»\

Муз – Еще поиграем с Мишкой? Давайте его разбудим – громко-громко в ладошки похлопаем.

\дети хлопают в ладошки, а мишка-воспитатель «просыпается»\

Мишка – Где эти дети, которые играют, мне спать мешают?

Муз – Что ты, мишка, здесь нет деток, тут только петушки сидят.

Мишка – А почему они не кукарекают?

Дети – Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Мишка – И правда, петушки, пойду еще посплю!

\мишка снова «засыпает»\

Муз – Давайте еще с мишкой поиграем. Громко-громко ножками потопаем.

\дети топают, а мишка-воспитатель «просыпается»\

Мишка – Где эти дети, которые играют, мне спать мешают?

Муз – Вот они, детки!

Мишка – А! Догоню! Догоню!

\звучит музыка, дети врассыпную бегут по залу, мишка их догоняет, с окончание музыки дети останавливаются, мишка тоже\

Муз – Музыка закончилась, детки остановились.                                                                   Молодцы, детки! Никого мишка не догнал! А наше занятие закончилось.  Давайте скажем мишке и всем гостям «До свидания!»

Вос – А теперь все за мной пойдем в группу.

\занятие заканчивается, дети уходят\

 

 

 

 

ВОПРОСЫ  К  ЗАНЯТИЮ:

•1.            Соответствует ли программное содержание возрасту детей и содержанию занятия.

•2.            Методы и приемы, направленные на привлечение внимания, эмоциональный настрой на занятие.

•3.            Какой репертуарный материал был использован во время занятия?

•4.            Какие виды музыкальной деятельности детей были использованы на занятии?

•5.            В каких из них был использован фольклорный материал?

•6.            Как дети откликались на предложенный  фольклорный материал?

•7.            Как влияет фольклор на развитие воображения детей?

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

•1.            «Программа воспитания и обучения в детском саду». Ташкент, «Укитувчи», 1988

•2.            «Музыкальное воспитание в детском саду»  Н.Ветлугина, «Просвещение» Москва, 1981

•3.            «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Т.Бабаджан, «Просвещение» Москва, 1957

•4.            «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугина, А.Кенеман, «Просвещение» Москва, 1983

•5.            «Музыкальное воспитание младших дошкольников» И.Дзержинская, «Просвещение» Москва, 1985

•6.            «Дошкольное воспитание» № 2, 1992

•7.            «Русский фольклор» В.Аникин, «Художественная литература» Москва, 1985

•8.            «Русское народное детское музыкальное творчество» Г.Науменко, «Советский композитор» Москва, 1988

•9.            «Жили-были» В.Калугина, «Молодая гвардия» Москва, 1988

 

                                                     ДОКЛАД

«РАЗВИТИЕ  ВООБРАЖЕНИЯ  ЧЕРЕЗ  ФОЛЬКЛОР»

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества.

Фольклор – это художественная педагогика. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, слова и музыки. Здесь, в фольклорном воспитании все это заложено изначально. Фольклор, как и народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятия пользы и красоты в них нерасторжимы.

Детский фольклор состоит как бы из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей, такие как:

Колыбельные песни:

- Ай, бай, бай, бай, не ходи, старик Бабай,

Коням сена не давай.                                                  

Кони сено не едят,

Все на Мишеньку глядят.                                                

Миша спит по ночам,

и растет по часам.                                                                

Ай, бай, бай, бай,

не ходи ты к нам Бабай!

 

Потешки:

Идет коза рогатая,

по боку дратая,                                            

Кто молочко не пьет,

того рогом бьет – пыр, пыр, пыр!

 

Пестушки:

Тяги, тяги, потягушеньки,

на Катю порастушеньки!                                                                    

Расти, доченька, здоровая,

как яблонька садовая!

 

Прибаутки:

А качи, качи, качи,

пекла баба калачи.                                              

Калачики, калачи,

хороши и горячи.                        

Калачи, калачи, как огонь, горячи.                                                

Калачи вам не дадим, лучше сами их съедим!

 

Для более старшего возраста:

 

Приговорки:

Божия коровушка,

олети на небушко!                                                  

Если хочешь, так лети,

а не хочешь, так сиди!

 

Дразнилки:

Ябеда соленая, на горшке вареная,                                                

Шишками обитая, чтоб не была сердитая!

 

Жадина-говядина,турецкий барабан!                                                  

Кто с тобой подружится – тот рыжий таракан!

 

Считалки:

Черепаха хвост поджала

и за зайцем побежала.                                          

Оказалась впереди, кто не верит – выходи!

 

Заклички:

Дождик, лей, лей, лей,

на меня и на людей!  

На людей по ложке,

на меня по крошке,                                                                                    

А на Бабу Ягу лей

по целому ведру!

 

Загадки:

Выпуча глаза сидит,

по-турецки говорит,                                                                                  

По-блошьи прыгает,

по-человечьи плавает!  \Лягушка\

 

Скороговорки:

Павел Павлушку пеленовал,

пеленовал и распелёнывал!

 

А также пословицы и поговорки.

Кроме этого, начиная с младшего возраста используются такие фольклорные формы как детские игры, например:

игра «Цапки»                                                                                        

«На горе стояли зайцы и кричали:

«Прячьте пальцы! Цап!»»

 

А так же сказки, начиная с «Репки» и «Колобка».

Далее идут песни и хороводы.

Большинство этих фольклорных форм имеет музыкальное сопровождение. При этом детские фольклорные напевы характеризуются небольшим объемом, узкими интервалами, нисходящим направлением мелодических линий. Здесь сказывается и то, что напеву и характеру его интонирования отводится детьми не ведущая, а второстепенная роль, т.к. они обычно концентрируют свое внимание не на художественной стороне исполняемого произведения, а на определенном действии, которое оно иллюстрирует. Но даже при том, что в образах музыкального фольклора детей отражаются их ограниченные потребности и исполнительские возможности, они привлекают внимание своим интонационным богатством, совершенством и красотой музыкально-поэтических образов.

В первой младшей группе появляются разные формы организации музыкальной деятельности, музыка звучит не только на занятиях, она включается в самостоятельные игры, развлечения. Для того, чтобы занятия и развлечения были более яркими, красочными, интересными мы используем народные пляски, песни, потешки, сказки, тем самым доказывая и подчеркивая нужность и незаменимость  фольклора для младших дошкольников.

Психология детей, особые законы детской логики и восприятия – все это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Отсюда, например, основной художественный прием как детских песен, так и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов.

Начинается все с колыбельных песен, пестушек, потешек, которые вводят малыша в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад. Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождаются песенками-приговорками, а «Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки», «Сорока-воровка кашу варила…» - это к тому же наилучший способ координации движений, пальчиковой гимнастики \детская аэробика\. При этом, музыкальная деятельность  и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания взрослому, педагогу.

Ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях с ритмом слова, музыки является первоначальной предпосылкой развития музыкально-ритмических движений. Опять же на ритме, не поэтическом слове основаны скороговорки для старшего возраста, которые способствуют развитию речи, устранению ее недостатков, вот вам народная логопедия!

Следующей ступенью народного художественного воспитания являются детские игры, песни, хороводы. Это первые уроки детского театра, веками существовавшего и существующего в детском песенно-игровом и сказочном фольклоре, которые начинаются с первых же незамысловатых сюжетов сказок о животных и продолжаются в более старшем возрасте – в бытовых, сатирических и волшебных сказках.

При этом, фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей, когда, воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. А для самых маленьких, сказки – это художественный способ познания окружающего мира.

 

Таким образом, фольклорное воспитание – это приобщение детей не только к истокам национальных, но и общенациональных культур. Фольклор сближает, а не разъединяет народы, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих культурных ценностей.