Что такое дидактическая игра
методическая разработка по музыке по теме

Иванова Ольга Дмитриевна

Понятие дидактической игры и особенности музыкально-дидактических игр.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что такое дидактическая игра

Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерность процесса обучения, т.е. общие законы обучения всем предметам. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это  игры, предназначенные  для обучения.

Маленький ребёнок уже в маленьком возрасте знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами, разными звуками и получает сведения об  их особенностях и качествах. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают не точны,  неупорядоченно.  Для  уточнения, закрепления и приведения знаний в систему и  используют дидактическую игру.

Музыкально-дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель  музыкально-дидактических игр - учить детей, тренировать и развивать их музыкальные способности.

Поскольку в дидактических играх задачи музыкального воспитания сочетаются с деятельностью наиболее естественной и подходят для детей, они являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание музыкально-дидактической игры  - это всегда осуществление какой-либо задачи. Выполнение правил способствует воспитанию чувства лада, тембрового, звуковысотного и ритмического слуха. Например: задачей музыкально-дидактической игры «Весёлые матрёшки» является определением звуков по высоте. В игре «Лесная прогулка» дети учатся различать тембр музыкальных инструментов. Некоторые  дидактические игры, например, «Снеговик и снежинки» совершенствуют слух детей, учат различать спокойную и бодрую мелодию, танцевальные мелодии.  Другие помогают различать длительность звуков, темп музыки. Третьи совершенствуют слуховое восприятие ребёнка и т.д.

Музыкально-дидактическую игру, следовательно, можно использовать довольно широко. Однако нельзя утверждать, что дидактические игры являются специальным средством воспитания детей только 3-6 лет. Напротив, народная практика, признающая целесообразность и действенность этого воспитательного средства, отодвигает его использования на гораздо более низкую возрастную ступень, почти до стадии грудного возраста. Ведь ребёнок относительно рано начинает  знакомится  с первыми играми, которые носят обучающий характер. Такие игры, как «Спать – отдыхать», «Кошки-мышки»   (тихо -громко), мы можем по праву включить в категорию  музыкально-дидактических игр.  Ведь мы знаем множество игр, в которые с удовольствием играют и взрослые и дети.  

Правда, в детском саду музыкально-дидактическая игра выполняет иную задачу, чем в жизни детей ясельного возраста и взрослых детей: мы включаем её планомерно в работу с детьми и поэтому она становится обязательным звеном в системе воспитания и обучения.

                             Характерные особенности  музыкально-дидактических игр

    Для того, чтобы музыкально-дидактическая  игра выполняла свои функции и назначение, она должна иметь специальную структуру. Если бы у неё не было  этой точной структуры, она не была бы дидактической игрой, утратила бы свой специфический характер. Своеобразная структура музыкально-дидактической  игры является музыкально-дидактическая  игра одновременно самым типичным признаком, который отличает её от другой детской деятельности.

Структура музыкально-дидактической  игры включает: 1 - задачу, 2 – действие, 3 – правило, 4 – результат игры.

1 Задача. В каждой музыкально-дидактической  игре имеется точно установленная задача, которой подчинена собственно дидактической цели. Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.

Очень часто задача игры бывает выражена в самом её названии. Так, например, в музыкально-дидактической  игре для младших детей «Кукла шагает и бегает», «Узнай, какой инструмент звучит», названием выражается весь смысл игры.

Задачи музыкально-дидактических  игр можно свести в в основном к нескольким задачам:

а)  различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с возрастом детей);                                                                                                   б)  различать длительность звуков (дети по ритмическому рисунку определяют название песен и наоборот);                                                       в)  различать тембр музыкальных инструментов ( дети угадывают инструмент, прослушав как он играет);                                                            д)  различать силу звучания, темп;                                                                        е)  различать характер произведения;                                                                    ж) различать жанр музыкального произведения.

 При проведении музыкально-дидактических  игр важно помнить, что игры в каждом случае должны соответствовать возрастным особенностям детей. Они должны возбуждать у них интерес, привлекать их внимание.

     2  Действие – самая существенная часть музыкально-дидактической  игры. Без деятельности осуществление цели игры было бы сухим, дидактизированным, оно скорее отпугивало бы детей, чем привлекало их. Без действие в игре мы вообще бы не смогли говорить об игре.                        Игра по словарю – развлечение. Игра – основная форма жизни дошкольника, она формирует личность ребёнка, в игре ребёнок действует, у него есть роль.    Мы ( педагоги, родители) – соучастники, играем на ровне с детьми. Вид игры должен вызывать у детей желание играть в неё. Ребёнка легче заинтересовать, если он будет с предметами, привлекательными по своему оформлению. Особенно в группах младшего возраста важно использовать побольше игрушек, персонажей, т.к. в этом возрасте главное – образ (слово – трудно).                                                                                                                             Игры разработаны в соответствии с основным дидактическим  принципом -  принципом наглядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

В упражнениях и играх используются песни и небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое – либо одно свойство музыкального звука. Упражнения и игры дают лучший результат в формировании восприятия основных свойств музыкального звука, если они будут предложены детям в занимательной форме.

Основное игровое действие – загадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребёнку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков и затем выполнить игровое задание.    

Основные правила игры:

  1. Не мешать товарищу отвечать;
  2. Не подсказывать ему;
  3. Класть карточку только на определённое место.

Каждое из этих правил учит детей действовать согласованно и организованно.

В музыкальном воспитании дошкольников широко применяются наглядные пособия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивая его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Пособия служат прежде всего учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т.д.

Однако между пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально –дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые надо соблюдать.

Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой  музыкально –дидактической игре задачи выполняются действием, которое определяет и организует поведение каждого ребёнка.

В музыкально –дидактической  игре деятельность точно определена и ясно обозначена. Она может быть очень разнообразной, но при этом в интересах успешного решения задачи должна отвечать двум основным условиям:

 а) обязательно подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры;

б) быть занимательной и увлекательной вплоть до окончания игры.

3  Правила  являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней большое место, что часто музыкально –дидактические  игры  по праву называют играми с правилами.

Правила подчиняются задачам игры. Они раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она наверняка была направлена на выполнение задания в игре. Они определяют, как ребёнок должен вести себя во время игры, и что он может, и что не должен делать.

4  Результат игры. Каждая музыкально –дидактическая игра имеет определённый конец. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил. Результат, заключение музыкально – дидактической  игры нужно оценивать с двух точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения М.Р.

Если оцениваем результат с точки зрения детей, то мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполнение дидактической задачи требует от детей определённых усилий, предъявляет требования к их  умственной деятельности. Дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Всё это даёт детям моральное удовлетворение, музыкально –дидактическая игра повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости. Для музыкального руководителя при обсуждении музыкально –дидактической игры важно: выполнена ли задача, осуществлены ли предписания, принесла ли она с этой стороны определённый результат.         

   

                   



Предварительный просмотр:

Игра «Букет»

Программное содержание.

Учить детей различать длительности звуков.

Игровые пособие:

Цветы небольшого размера (ромашки, васильки) по два на каждого ребёнка.

Музыкально-дидактический  материал: бубен.

Ход игры.

Дети с ромашками в руках стоят в одном конце зала, дети с васильками  - в другом.

М.Р. – Сейчас наши цветы будут сначала кивать головками, потом ходить и бегать по лужайке. Если звуки будут долгие, вот такие (играет), то закивают головками скромные ромашки, а если звуки будут короткие, вот такие (играет), то заколышутся головки васильков.

В неравномерной последовательности исполняются звуки. Дети согласно звучанию, покачивают цветами, то редко, то часто. Затем М.Р. предлагает «ромашкам» ходить по залу, когда будут звучать долгие звуки, и останавливаться на тех местах, где их застанет смена звучания, а «василькам» бегать по всему залу (и между «ромашками» тоже) на звучание коротких звуков. В конце игры М.Р. говорит

М.Р. – посмотрим, кто скорее образует большой букет. «Ромашки» или «Васильки? Бегите туда, где стояли  в начале игры, да цветочки вверх поднимите».    

 

Игровое упражнение «Бубен песенку поёт»

Программное содержание: Учить детей различать и передавать ритмический рисунок знакомых песен.

Музыкально-дидактический  материал: бубны для половины группы, металлофон. Мелодии песен «Пирожки» А Филиппенко; «Молодой солдат» В. Карасёвой; «Санки» М.Красева; (( или других песен, известные детям).

Ход упражнения.

М.Р. раздаёт детям бубны по одному на двоих детей и предлагает им вместе  спеть, а затем помочь прозвучать мелодии песенок. Поёт песни с детьми; напоминает в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать, как звучи мелодия песни на металлофоне и затем повторить её ударами по бубну. Отмечает тех детей, которые правильно передавали ритмический рисунок песни ударами по бубну. Вновь просит послушать мелодию уже другой песни и помочь бубну её «спеть» и так далее.  

   

Игра «Курочка, петушок и цыплёнок» ст. гр.

Цель. Упражнять детей в различии трёх ритмических рисунков. Знать песни: «Петушок», «Курочка», «Цыплёнок» Г.Левкодимова.

Петушок – ти-ти-та, ти-ти-та.

Курочка – та-ти-ти, та-ти-ти,

Цыплята – та-а-ти, та-а-ти.

Описание. Восемь карточек типа лото, состоящих из пяти клеток. На четырёх из них даётся контурное изображение петуха, курицы, цыплёнка, т.к. какое-то одно изображение повторяется. На всех карточках два рисунка (например, курицы и петуха) изображаются по 11 раз, а один рисунок (например, цыплёнок) повторяется 10 раз. Под рисунком даётся ритмический рисунок

( составлен из зёрен), соответствующий данной песне. На 32 маленьких карточках нарисованы красочные петух, курица и цыплёнок. С обратной стороны маленькие карточки цветные, сходные с цветом полосы на большой карточке. В игре используется металлофон и ширма.

Ход игры.

Ведущий раздаёт детям ( четырём) по две карты с полосой одного цвета. Маленькие карточки они кладёт в стопу пред собой рисунком вниз, рядом располагает металлофон и всё закрывает ширмой. Ведущий поочерёдно показывает детям рисунки карточек и напоминает им соответствующий  ритмический рисунок. Все поют песни. Затем ведущий берёт верхнюю карточку, проигрывает соответствующий ритмический рисунок и спрашивает: «Кто клюёт зёрна?» отвечать должен тот, у кого цвет полоски такой же, как и цвет карточки, поднятой ведущей. Выигрывает ребёнок, который первым закроет рисунок на своей карточке.      



Предварительный просмотр:

   

.

Музыкально-дидактические игры на развитие музыкального слуха и памяти.

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкального слуха  и памяти детей.

Игра представляет собой одну из  форм жизни ребёнка. Наблюдения за детьми и практика работы показывает, что игра – это любимый вид деятельности детей. Она не только доставляет довольствие и радость ребёнку, но, являясь активным видом деятельности, развивает, воспитывает его. Музыкально-дидактическая игра является одной из разновидностей игр в детском саду. Её главная особенность состоит в том, что задания предлагаются детям в игровой форме. Играя, у них формируются и развиваются музыкальные способности, а именно: музыкальный слух, ритм, тембр, музыкальная память; певческие и двигательные навыки;  действия с предметами и желание общаться друг с другом.

Как любая игра, музыкально-дидактическая включает в себя развитие игровых действий. Игровое действие помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить и сравнить некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

Многолетний опыт работы с детьми дал возможность отобрать и систематизировать наиболее интересные и любимые детьми музыкально-дидактические  игры.

Интересы и стремления детей быть активными участниками этих игр зависят от разнообразия дидактических пособий и музыкального материала.

У детей 3 – 5 летнего возраста чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами   их жизни. А музыка обладает силой эмоционального воздействия. Эмоциональное восприятие у малышей идёт от простейших различий ярких звуков к восприятию красоты гармоничности их сочетания. Ребёнок следит за развитием художественного образа в музыкальном произведении, выраженного поэтическим словом и разнообразными средствами музыкальной выразительности. Гамма чувств, заложенная в музыке, ведёт к сопереживанию, к потребности выразить свои чувства.

Чтобы поддержать в ребёнке активное творческое начало, лучше играть с подгруппами детей (5 – 7 человек).  Играя с небольшой подгруппой детей, взрослый имеет возможность уделять внимание каждому ребёнку. А активное внимание со стороны взрослого в процессе музыкально-дидактических игр имеет для детей решающее значение: развивается детская музыкально-игровая фантазия и музыкальность. Систематизируя музыкально-дидактические игры, способствующие развитию музыкального слуха и памяти, можно определить их задачи. Каковы же эти задачи?

  1. Развивать восприятие контрастной по содержанию и настроению вокальной (изобразительной)  музыки; желание её узнать и запомнить.
  2. Формировать умение слушать музыку.
  3. Познакомить со свойствами музыкального слуха через изобразительную музыку; звуковысотность, ритмические качества, тембровая окраска музыкального инструмента, динамические оттенки.
  4. Поддерживать интерес к музыкально-дидактическим играм, пополняя, видоизменяя, ярко-красочно оформляя.
  5. Способствовать проявлению детской активности в музыкально-дидактических играх.

Музыкально-дидактические игры организовываем на музыкальных занятиях, развлечениях и в свободное время в группе. На музыкальных занятиях музыкально-дидактические игры связаны с применением образных пособий, музыкальных игрушек и музыкальных инструментов. Используя музыкально-дидактические игры, закрепляются певческие и двигательные навыки, выявляются музыкальные задатки, развиваются  музыкальные способности. Интересные по содержанию музыкально –дидактические игры помогают собрать детей, переключить их внимание, внести определённую разрядку и создать приподнятое настроение.

В свободное от занятий время в группе воспитатель с детьми  от 3 до    4 лет организует музыкально –дидактические игры. одной из любимых игр у детей этого возраста является игра «Волшебный волчок». В этой игре у малышей развивается инициатива, они с удовольствием поют без музыкального сопровождения, что способствует развитию музыкального слуха.

А дети 4 – 5летнего возраста уже самостоятельно , без помощи взрослого организуют понравившиеся им музыкально –дидактические игры.

Роль воспитателя в работе с музыкально –дидактическими  играми исключительно велика. Музыкальный руководитель оставляет в группе   музыкально –дидактическую игры. в свободное время дети играют с большим удовольствием в эти игры.

Использование в работе музыкально –дидактических игр на развитие музыкального слуха и памяти даёт возможность двигательно- творческому самовыражению каждого ребёнка, а также приобщения детей к музыкальной культуре.

Игра «Весёлый телевизор»

Цель: воспринимать и узнавать знакомые мелодии в инструментальном исполнении; развивать музыкальный слух и память.

Игровой материал: большая карточка с изображением телевизора;  маленькая карточка с изображением зайца, медведя, птички и т.д.

Ход игры.

На столе перед детьми находится карточка с изображением экрана телевизора, рядом разложены маленькие карточки.

М.Р. – Дети, сегодня по телевизору мы посмотрим весёлую передачу «Угадай мелодию». Звучат мелодии: «Зайчик» Старокадомского, «Медведь» Ребикова, «Воробушки» Красева и др.  Дети узнают музыку, кто-то из них выбирает соответствующую карточку  и помещает её в экран телевизора.

Игра «Три танца»

Цель: развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс.

Описание: пособие возможно в двух вариантах.

1-й вариант. Карточки разделены на три квадрата: на первом изображена гармошка, условно соответствующая плясовой музыке; на втором – цитра, соответствующая исполнению вальса; на третьем – бубен, соответствющий звучанию польки. Три фишки.

2-й вариант. Вместо изображений инструментов, условно соответствующих исполнению разных танцев, можно использовать цветные карточки (например, зелёная соответствует плясовой, голубая – вальсу, оранжевая – польке).

Методика применения: используются три танца (полька, вальс, плясовая) в разной последовательности. Дети узнают танец и закрывают фишкой соответствующие карточки, изображающие инструменты.

Музыкальный репертуар: «Три танца» Г.Левкодимова, можно использовать следующие произведения: «Ах вы, сени» р.н.п. в обр. М.Иорданского, «Полька» бел.нар.мел. в обр. Т.Попатенко, «Маленький вальс» Н.Леви

Программное содержание: воспринимать танцевальную музыку разного характера («Три танца» Г.Левкодимова)

Методика проведения:

 М.Р. исполняет по очереди три пьесы и просит детей определить их характер.

 М.Р. – Каким одним словом можно назвать эту музыку?      

После ответа детей уточняет:

М.Р. – Да, это танцевальная музыка.

Пьесы исполняются повторно, и М.Р. даёт задание определить, какой танец можно исполнить под ту или иную музыку, и назвать его – полька, вальс, плясовая. прослушав пьесы, дети закрывают фишками соответствующие картинки пособия  «Три танца» Г.Левкодимова» 1-й вариант: если звучит плясовая, то закрывают картинку с изображением гармошки; если вальс – то картинку с изображением цитры; если полька – то картинку с изображением бубна.

Эту же игру можно проводить с другим вариантом пособия «Три танца».(2-й вариант) объясняя как им пользоваться, условно обозначая плясовую карточкой зелёного цвета, польку – оранжевого, вальс – голубого. Последовательность танцев определяется самими детьми: один «по секрету» говорит М.Р.    какой танец нужно сыграть (польку, вальс, плясовую). Дети определяют этот танец и помечают его с помощью карточек пособия.

 

Игра «В новогоднюю ночь»

Цель: воспринимать и узнавать знакомые мелодии в инструментальном исполнении; развивать музыкальный слух и память.

Программное содержание: воспринимать танцевальную музыку разного характера

Музыкальный репертуар: цикл пьес («Петрушка», «Лошадки», «Вальс кукол», «Мячи», «Снежинки») композитора  Ф. Гершова

Методика применения: используются пять  танцев в разной последовательности.

В детском саду был новогодний праздник. Дети весело играли и танцевали вокруг новогодней ёлки. На них со своих мест смотрели игрушки, из окна снежинки. Когда наступила ночь, игрушки тоже решили устроить праздник. Первыми стали резвиться около ёлки петрушки. За ними  вскачь пустились лошадки. Потом танцевали куклы, мячи.   Но вот старинные часы пробили 4 часа ночи и игрушки вернулись на свои места. И стало видно. Как за окном мелькают в танце снежинки

Игровое упражнение «Вспомни песенку»

Программное содержание:

Развивать умение вслушиваться в музыкальную ткань произведений и музыкально-слуховые представления.

Игровые пособия: набор карточек с изображением сюжетов песен «Грибок» муз. м.Раухвергера; «Кошка» муз. А Александрова; «Петушок» р.н.п.; «Флажки» муз. Т.Вилькорейской; «Барабанщик» муз. М.Красева; «Зима прошла» муз. Н Метлова; «Урожайная» муз. А.Филиппенко; «Голубые санки» муз. М Иорданского; «Дед Мороз» муз. Ведущая Витлина; «По малину в сад пойдём» муз. А.Филиппенко; «Ёлочка» муз. Л.Бекман. Большие карты, на каждой из которых  изображено по три сюжета песен. Причём детям трёх-четырёх лет выдаются только те карты, на которых изображены сюжеты песен, соответствующие возрастному  программному репертуару. Детям 5 – 6 лет можно раздать карты с изображением сюжетов любых песен из репертуара своей и предыдущих возрастных подгрупп.

Музыкально-дидактический материал: указанные выше вокальные музыкальные произведения. ( Их можно и даже нужно видоизменять в зависимости от наличия в группе тех или иных возрастных подгрупп. ) Пианино или аудиодиски.

Ход упражнения:

Дети сидят за столами в разных рядах . перед каждым ребёнком лежит карта с изображениями сюжетов песен. детям 5 -6 лет можно дать по две карты. М.Р. садится перед детьми. У него имеются наборы карточек ( количество их определяется  количеством рисунков на больших карточках) с изображением песен. он предлагает детям вспомнить знакомые песни и назвать их.

М.Р. – Тому, кто правильно назовёт песню, я отдам музыкальную картинку, её изображающую, и вы ею закроете такую же картинку на своей карте. А тому, кто не отгадает, картинку я не дам, она останется у меня. Победят те дети, которые лучше знают песни. Ведь они непременно первыми закроют маленькими карточками свои большие карты.

М.Р. исполняет песню без слов на пианино или ставит диск   с исполнением этой песни в фортепианном или оркестровом исполнении (с минусовкой). Каждому ребёнку, правильно назвавшему песню, М.Р. отдаёт карточку. Тот закрывает ею изображение на своей карте. Музыкально-дидактическое игровое упражнение проводится до тех пор, пока будут прослушаны все песни. В конце упражнения М.Р. отмечает детей, внимательно слушавших и правильно назвавших песни.

Примечание. Самым маленьким детям можно разрешить назвать не точное название, а содержание песни. При этом педагогу следует уточнить её название.

   

   

Игра «Чей это марш?» (ст.гр.)

Первое занятие.

Цель

Расширять у детей представления о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.

Описание.

Прямоугольная карточка (38х13 см.) разделена на три квадрата. На первом квадрате – марширующие школьники,  на втором – марширующие солдаты, на третьем – игрушечные солдаты. Три картонные фишки (они могут быть разноцветными).

Программное содержание.

Воспринимать энергичную, бодрую музыку пьесы «Чей это марш?»  Г.Левкодоимова.  Различать характерные особенности каждой вариации.

Методика проведения.

Дети слушают трёхчастную пьесу. Каждая часть – марш, разный по характеру; один – для детей, другой – для солдат, третий – для игрушечных содатиков. После прослушивания дети по характеру звучания, по выразительным особенностям музыки  определяют назначение каждого марша и, выбрав на карточке пособия подходящую картинку, закрывают её фишкой.  

Второе занятие.

Программное содержание.

Узнавать знакомую пьесу «Чей это марш?»  Г.Левкодоимова. по отдельным фрагментам, определять характер каждой части. Двигаться под музыку в соответствии с её характером.

  Методика проведения.

М.Р. исполняет начало одной из частей пьесы, просит назвать её. Затем распределяет ребят на три подгруппы и с каждой договаривается о том, под какую  часть марша они будут двигаться, изображая детей, солдат или игрушечных солдатиков. Все встают в три небольших круга. Трое детей определяют с помощью пособия характер каждой части марша, анализируют движения подгрупп, т.е. говорят, соответствуют ли их действия характеру музыки.

Игровое упражнение «Знаешь ли ты музыку П.И.Чайковского?»

Программное содержание:

Развивать слуховую сосредоточенность, музыкально-слуховые представления.

Игровые пособия:

Наборы сюжетных картинок, соответствующих содержанию музыкальных произведений по количеству играющих детей; флажки.

Музыкально-дидактический материал:

Фортепиано или диски с записями. Музыкальные произведения П.И.Чайковского: «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворонка», «Песня жаворонка», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Баба-яга».

Ход упражнения:

Дети сидят за столами. М.Р. говорит: «Дети, сейчас мы с вами будем слушать и узнавать произведения великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского. Я раздам вам карточки с картинками, изображающими содержание музыкальных произведений. Рассмотрите их внимательно и положите в ряд перед собой. (Дети выполняют указания М.Р.) Теперь я буду играть знакомые вам произведения Петра Ильича Чайковского, а вы должны вспомнить, как они называются. Если узнаете, отберите и поднимите вверх карточку с изображением его содержания. Тот, кто отгадает правильно, получит флажок. В конце слушания музыки мы подсчитаем флажки и узнаем, кто же лучше всех знает музыку Петра Ильича Чайковского!».

Примечание: До проведения упражнения дети должны быть  ознакомлены с музыкой П.И.Чайковского в ходе вечера досуга, занятий, самостоятельной деятельности.  Упражнение можно проводить и по произведениям других композиторов.

Игра «Разноцветные кубики» (подг. гр.)

Цель.

 Закреплять умение различать в музыкальном произведении части, вступление и заключение.

Описание.

Восемь кубиков (сторона 5 см). четыре стороны кубика окрашены в разные (небольшой прямоугольник и кружок), условно обозначающие вступление и заключение).

Методика применения.

1-й этап освоения. Пособие используется для определения частей музыки. М.Р. исполняет пьесу, состоящую из трёх частей, где первая и третья повторяются, а вторая  - контрастна по характеру. При повторном исполнении пьесы дети выкладывают кубики так, чтобы у первого и третьего кубика верхние плоскости (стороны) были одинаковые по цвету, у второго – другого цвета. М.Р. может исполнять произведение, состоящее из трёх разных частей. Тогда каждая часть музыки обозначается одним цветом кубика.

2-й этап освоения. Дети учатся различать не только части музыки, но  и музыкальное вступление, заключение. Сначала они также определяют части, выкладывая их с помощью кубиков, а затем при повторном прослушивании пьесы определяют, есть ли в ней вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими части, дети кладут кубик, на верхней части которого изображён прямоугольник; если есть музыкальное заключение, то последним кладут кубик, на верхней стороне которого изображён кружок.

Музыкальный репертуар.

«Маленькая пьеса» Г.Левкодимова

«Разноцветные кубики»

1 занятие.

Программное содержание.

Воспринимать пьесу («Маленькая пьеса» Г.Левкодимова), различать их характер.

Методика проведения. Дети слушают пьесу, высказывая своё отношение к ней, и отвечают на вопросы о том, меняется ли характер музыки и как. При повторном исполнении дети определяют, сколько в ней частей. Затем кто-либо отмечает количество частей с помощью кубиков, выкладывая их на небольшом столе. Сначала ребёнок обозначает три части музыки кубиками разного цвета. Затем М.Р. обращает внимание на то, что первая и третья части звучат одинаково, и предлагает обозначить их кубиками одинакового цвета.

Примечание. Определяя характер частей музыки, дети обращают внимание и на динамические оттенки.

2-е занятие.

Программное содержание. Воспринимать весёлый, жизнерадостный характер пьесы («Маленькая пьеса» Г.Левкодимова). различать её части, музыкальное вступление, заключение.

Методика проведения.

М.Р. исполняет пьесу, спрашивает, какого она характера. Затем дети определяют вступление, заключение. М.Р. ещё раз исполняет пьесу и даёт задание изобразить её строение условными значками: один ребёнок выкладывает  кубики, обозначая, например, красным цветом первую часть, а зелёным – вторую. Другой, отмечая вступление и заключение, кладёт кубик с условным значком, обозначающим вступление, в начало всего ряда кубиков, а затем кладёт кубик со значком, условно обозначающим музыкальное заключение, в конец. Таким образом, получается как бы схематичное изображение структуры пьесы.

Примечание.

Для ознакомления с некоторыми элементами формы музыкальных произведений хорошо использовать небольшую магнитную доску, на которой с помощью цветных геометрических форм (прямоугольники. Кружки, квадраты, треугольники) можно изобразить строение трёхчастных произведений или песен с запевом и припевом, музыкальным  вступлением и заключением.    

Игра «Песня – танец - марш»

1-е занятие.

Программное содержание.

Воспринимать пьесу («Марш» Д.Шостаковича или «Марш» Е.Тиличеевой), определять её характер, жанр. Вспомнить пьесы такого же жанра.

Методика проведения.

М.Р. предупреждает детей, что исполнит незнакомое произведение, а они должны будут определить его жанр (танец, марш) и характер. При определении жанра используют пособие «песня – танец - -марш». Затем  м.р. предлагает определить, для кого написан этот марш. Если дети затрудняются, можно предложить им в помощь пособие «Чей это марш?».  

2-е занятие.

Программное содержание.

Воспринимать пьесу ( «Ёлочная песня» Т. Попатенко)  веселого, задорного характера, передающую праздничное новогоднее настроение. Отмечать её танцевальность,  различать музыкальное вступление и заключение.

Методика проведения.

М.Р. исполняет пьесу. Дети определяют её характер. М.Р. обращает внимание на то, что в песне есть вступление и заключение. Исполняет их отдельно и просит детей сказать, каковы характер и жанр музыки. Детям дают пособие «Песня – танец - марш» и предлагают закрыть фишкой подходящую картинку. Кто-либо из детей закрывает картинку с изображением поющей девочки, объясняя, песня напоминает весёлый танец.

3-е занятие.

Программное содержание.

Чувствовать плавный, нежный характер музыки («Вальс» Р.Глиэра), её танцевальность. Выполнять плавные движения рук.

Методика проведения.

 «Песня – танец - марш» (любой вариант). М.Р. отмечает наиболее интересные ответы и объясняет, что дети слушали вальс. Это очень красивый танец – с плавными,  мягкими движениями. Вальс звучит ещё раз, и дети – по показу М.Р. выполняют движения рук.

4 занятие.

 Программное содержание.

Воспринимать бодрую, энергичную музыку («Марш» Т.Тиличеевой, «Марш» Т.Ломовой ). Чётко и ритмично ходить под неё. Запомнить термин «марш» и пользоваться им при определении жанра музыки.

Методика проведения. Дети маршируют друг за другом под знакомую музыку марша. По окончании М.Р. спрашивает. Как называют музыку, под которую  можно  маршировать. Дети отвечают. М.Р. показывает пособие, говорит о его назначении и предлагает послушать ещё одну пьесу, а затем

Определить её характер и закрыть фишкой (2-й вариант) ту картинку, на которой дано изображение, соответствующее характеру этой пьесы. Исполняется другой марш. Дети выполняют  то же задание самостоятельно.

5-е занятие.

Программное содержание.

Узнать попевку («Труба» Е.Тиличеевой или «Две тетери» р.н.п. в обр.

 В. Агафонникова), исполненную без слов, определять её жанр (песня), исполнят голосом и на металлофоне.

Методика проведения.

М.Р. исполняет попевку на ф-но без слов, просит детей ответить, что было исполнено, а затем найти изображение. Которое соответствует жанру данной пьесы. Один из детей показывает картинку, объясняет, почему он её выбрал. М.Р.  предлагает всем спеть попевку. А одному или двум желающим сыграть её на металлофоне.

6 –е  занятие.

Программное содержание. Воспринимать весёлую подвижную музыку («Под яблоней зелёною» р.н.м. в обр. Р. Рустамова) определять её жанр (танец), учиться легко и ритмично двигаться под музыку, выполняя дробный шаг.

Методика проведения.

Пьеса звучи в записи. Дети слушают, а затем рассуждают о её характере, жанре. Ребёнок определяет с помощью пособия жанр пьесы (танец) и поднимает картинку с изображением гармошки (1-й вариант) или закрывает фишкой картинку с изображением танцующей девочки (2-й вариант). Дети снова называют жанр музыки, говорят, что под неё можно танцевать. Затем М.Р. предлагает всем детям встать в круг  пройти под музыку дробным шагом (показывает движение). Дети повторяют.

7-е занятие.

Программное содержание.

Воспринимать и узнавать поочерёдно исполняемые знакомые пьесы («Марш» Т.Тиличеевой, «Марш» Т.Ломовой, «Труба» Е.Тиличеевой или «Две тетери» р.н.п. в обр.В. Агафонникова,  «Под яблоней зелёною» р.н.м. в обр. Р. Рустамова). Определять их жанр (песня, танец, марш). Выполнять различные действия в соответствии с разным жанром и характером музыки. Методика проведения.

М.Р. исполняет поочерёдно три пьесы. Дети узнают их, определяют с помощью пособия характер музыки, её жанр. После этого дети п одному или небольшими  подгруппами выполняют разные действия в соответствии с исполняющимися пьесами: маршируют, поют, танцуют. «Под яблоней зелёною» р.н.м. в обр. Р. Рустамова.

Игра «Три поросёнка»

Программное содержание.

Учить детей различать характер и жанр музыкальных произведений.

Игровые пособия.

Три плоскостных домика с оконцами и крышами трёх цветов, три шапочки: красного, зелёного, синего цвета, соответственно цвету крыши.

Музыкально-дидактический материал.

Любая бодрая плясовая, маршевая и спокойная песенная мелодия, исполненная на металлофоне или произведения, исполненные в аудиозаписи.

Ход игры.

Жили-были три поросёнка: Наф-Наф, Нуф-нуф и Ниф-Ниф. Ниф-Ниф жил в домике с красной крышей, носил красную шапочку и любил играть  на барабане. Нуф-Нуф жил в домике с зелёной крышей, носил зелёную шапочку и любил играть на балалайке. Наф-Наф жил в домике с синей крышей и носил синюю шапочку и любил играть на свирели. (говоря об инструментах можно их озвучить, сыграв на них что-нибудь или включив запись).не только разные инструменты любили поросята, но и разную музыку. Ниф-Ниф любил маршировать, Нуф-Нуф – плясать, а Наф-Наф – хороводы с песней водить. Дети собрались в три хоровода под окошками, а поросята с друзьями игру-соревнование  затеяли. Как марш зазвучит,  из окошка выглядывает  Ниф-Ниф, заиграет на барабане и его друзья начинают маршировать под его окном. Зазвучала плясовая, выглядывает Нуф-Нуф, заиграет на балалайке, а его друзья пляшут под его окном. А как песня зазвучит – Наф-Наф выглядывает, заиграет на свирели и его друзья с песней кружатся в хороводе. Весело им было! Давайте, и мы с вами поиграем.

М.Р. выбирает троих детей на роли поросят и разделяет остальных детей на три круга, которые располагаются в разных частях зала (под окнами домиков).  Несколько раз исполняются музыкальные  произведения в разной последовательности. В ходе игры по возможности меняет детей, исполняющих роль поросят. В конце игры отмечает того поросёнка (поросят) и его друзей, которые лучше определили тембр музыкального инструмента и характер музыкальных произведений. По их желанию все дети слушают или поют песню о каком-нибудь животном.

   

                                       Игра «Три кита»

Материал.

Карточки, на которых изображён поющий, танцующий или марширующий ребёнок, размером 8х10 см по количеству детей в группе.

Ход игры

У детей в руках по карточке. М.Р. играет марш, плясовую или песню,  а дети поднимают соответствующие карточки  



Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Музыкально-дидактические игры имеют большое значение в развитии музыкальных способностей ребёнка. Они способствуют развитию у детей умения различать тембр звучания различных музыкальных инструментов. Тембр – это окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно же, звук музыкальный.

Звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в праздничные,  светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение тёмных, холодных красок. Эта загадка ещё одного свойства звука – тембра.

Умение различать окраску звука даёт ребёнку возможность познать мир, различать звуки природы. Звуки музыки. Познание тембра у детей начинается с самого раннего возраста. Погремушка – первый музыкальный  инструмент, с которым знакомится ребёнок. Разные тембровые звучания погремушек дают ребёнку возможность прислушиваться,  вызывать положительные эмоции, улыбку, испытывать радость, желание поиграть с погремушкой. Играя на ложках, ребёнок слышит другое тембровое звучание, таким образом, ребёнок свободно может различать выразительность звучания контрастных инструментов.

Дети второй младшей и средняя группы должны различать тембровое звучание трёх-четырёх инструментов, (колокольчик, дудочка, фортепиано, погремушка. А  можно сделать другой набор инструментов.)   В  старшей группе  -5-6 инструментов, в подготовительной группе  -7 инструментов.

Содержание.

Вступительное слово.

  1. Кого встретил Колобок?
  2. Музыкальное дерево
  3. Музыкальное лото
  4. Весёлые инструменты
  5. Узнай свой инструмент
  6. Угадай, на чём играю
  7. Музыкальный магазин
  8. Музыкальный домик
  9. Узнай на чём играю?
  10.  Узнай по голосу
  11.  Выбери инструмент
  12.  Догадайся, кто поёт?
  13.  Барабан и погремушка
  14.  Угадай на чём играют дети в домике?
  15.  Оркестр
  16.  Птицеферма
  17.  Внимательные зверушки
  18.  Узнай. Какой инструмент звучит
  19.  Узнай инструмент
  20.  Волшебная посылка
  21.  Определи инструмент
  22.  Лесная школа
  23.  Кошка Мурка и музыкальные игрушки
  24.  Лесная прогулка
  25.  Три поросёнка

Игра «Музыкальное лото»

Цель: Упражнять  детей в различии тембрового слуха,  используя  музыкальные  инструменты (погремушки, колокольчики, дудочки, треугольники, флейты, маракасы, ксилофон). Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Сказка «Теремок», подг.гр.

Предложить охарактеризовать персонажей звуками музыкальных инструментов: мышка – колокольчик, зайчик – треугольник, лягушка – флейта, лисичка – маракас, медведь – барабан, волк – ксилофон.

Использовать карточки или веер. На одной стороне музыкальный инструмент, который характеризует зверей, на другой – изображение зверей.

Игра «Определи инструмент»

Программное содержание:  Учить детей различать тембр звучание инструментов: металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли, деревянные ложки. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Ход игры:

Двое детей или взрослый и ребёнок сидят спиной друг к другу. Перед ними на столе лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребёнок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра «Лесная школа»

Программное содержание: Учить детей различать тембр звучания музыкальных инструментов. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Игровые пособия: шапочки с изображением мордочек медвежонка, лисёнка, зайчонка по количеству играющих детей. Ширма настольная, вымпел.

Ход игры.

Дети садятся на стульчики, поставленные в три ряда, кто как захочет. М.Р. располагается перед ними за низким столом, на котором стоит ширма. За ней – инструменты. М.Р.: «Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную. Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду – лисятами, а в первом ряду – будут зайчатами. (Раздаёт детям шапочки зверей с соответствующих животных). Ну. Зверюшки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А теперь кастаньеты. Ну а этот мелодический звук – у треугольника ». когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногам «медвежата», когда зазвучит металлофон. Захлопаю в ладоши «лисята». а когда треугольник – «зайчата» будут показывать. как в него играют. пальчиком о пальчик постукивать.» М.Р. играет на разных инструментах, всё время  неравномерно изменяя последовательности звучания. По окончании игры отмечает тех «зверушек» которые прилежно учились, Они награждаются вымпелом  «Отличник лесной школы».

Игра «Кошка Мурка и музыкальные игрушки»

Программное содержание:  Учить детей различать тембры звучания инструментов:  дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек.

Игровые пособия: кошка (мягкая игрушка), коробка, маленькая ширма.

Музыкально-дидактический материал: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек.

Ход игры.

М.Р. приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла  в гости и принесла  в подарок музыкальные игрушки, которые дает детям, если они узнают по звучанию.

М.Р. незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных инструментах. Дети узнают. Кошка дает инструмент ребёнку, тот звенит колокольчиком, постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке.

Игра «Лесная прогулка»

Программное содержание:  Учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана, бубна. Погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Игровые пособия: три плоских домика. Где живут медведи, зайцы, белочки. Шапочки медведей, зайцев. Белочек по 1/3 от состава группы. Настольная ширма.

Музыкально-дидактический материал: барабан, бубен. Погремушка.

Ход игры.

Дети разделены на три подгруппы:  на зайчиков, медведей и белочек. Им надевают на головы шапочки  зверей. Каждый из названных зверей располагаются в своём домике. М.Р. помещается  около одной из стен зала. Перед ним стол. На нём ширма, за которой лежат музыкальные инструменты. М.Р. объясняет, что сейчас лесные звери будут гулять в лесу: «на звуки барабана выйдут гулять медведи, на звук бубна – запрыгают зайчики, а на звучание погремушки – белки. На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу дорогу  уступают, как только звуки изменяются. Остаются стоять на месте – никуда не убегают!». Исполняются звуки неоднократно в разной последовательности. «Зверушки» выполняют в соответствии с заданным звуком, характерные им движения. по окончании игры все звери должны спрятаться в своих домиках, о чём им сообщается при объяснении  игровых правил.

Игра «Три поросёнка»

Программное содержание: Учить детей различать тембр звучания музыкальных инструментов. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Усложнение: различать характер и жанр музыкальных произведений.

Игровые пособия: три плоскостных домика с окошками и крышами  трёх цветов, три шапочки: красного, зелёного и синего цвета, соответственно цвету крыши, барабан, балалайка (плоскостная или игрушечная), свирель.

Музыкально-дидактический материал: любая бодрая плясовая, марш и спокойная песенная мелодия, исполненная на свирели или произведения, исполненные в ауди-записи.

Ход игры.

Жили-были три поросёнка: Наф-Наф, Нуф-нуф и Ниф-Ниф. Ниф-Ниф жил в домике с красной крышей, носил красную шапочку и любил играть  на барабане. Нуф-Нуф жил в домике с зелёной крышей, носил зелёную шапочку и любил играть на балалайке. Наф-Наф жил в домике с синей крышей и носил синюю шапочку и любил играть на свирели. (говоря об инструментах можно их озвучить, сыграв на них что-нибудь или включив запись).не только разные инструменты любили поросята, но и разную музыку. Ниф-Ниф любил маршировать, Нуф-Нуф – плясать, а Наф-Наф – хороводы с песней водить. Дети собрались в три хоровода под окошками, а поросята с друзьями игру-соревнование  затеяли. Как марш зазвучит,  из окошка выглядывает  Ниф-Ниф, заиграет на барабане и его друзья начинают маршировать под его окном. Зазвучала плясовая, выглядывает Нуф-Нуф, заиграет на балалайке, а его друзья пляшут под его окном. А как песня зазвучит – Наф-Наф выглядывает, заиграет на свирели и его друзья с песней кружатся в хороводе. Весело им было! Давайте, и мы с вами поиграем.

М.Р. выбирает троих детей на роли поросят и разделяет остальных детей на три круга, которые располагаются в разных частях зала (под окнами домиков).  Несколько раз исполняются музыкальные  произведения в разной последовательности. В ходе игры по возможности меняет детей, исполняющих роль поросят. В конце игры отмечает того поросёнка (поросят) и его друзей, которые лучше определили тембр музыкального инструмента и характер музыкальных произведений. По их желанию все дети слушают или поют песню о каком-нибудь животном.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое дидактическая игра

Понятие дидактической игры и особенности музыкально-дидактических игры....

Дидактическая игра "Что такое "хорошо" и что такое "плохо""

Дидактическая игра к организованной образовательной деятельности "Наши добрые дела"...

Интерактивная дидактическая игра "Что такое хорошо, что такое плохо?"

Игра предназначается для детей старшего дошкольного возраста и направлена на развитие нравственных качеств у воспитанников дошкольных учреждений.Цель: продолжать формировать представления о хороших и ...

Консультация для родителей "Что такое дидактические игры"

Консультация для родителей "Что такое дидактические игры"...

Консультация для родителей: "Что такое дидактические игры и как играть?"

Игра- это огромное светлое окно, через которе в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружаюем мире....