Развитии детского творчества с помощью хореографии.
статья по музыке на тему

Среди множества форм нравственно-эстетического цикла хотелось бы выделить хореографию, так как она, никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного развития духовного мира. Занятия танцем не только учат понимать, но и создавать прекрасное. Они развивают образное мышление и фантазию. Но не смотря на выше перечисленные особенности хореографии, множество известных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов так и не смогли вставить хореографию в обязательную основу воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_tvorchestva_s_pomoshchyu_khoreografii.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в развитии детского творчества с

помощью хореографии.

        

Среди множества форм нравственно-эстетического цикла хотелось бы выделить хореографию, так как она, никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного развития духовного мира. Занятия танцем не только учат понимать, но и создавать прекрасное. Они развивают образное мышление и фантазию. Но не смотря на выше перечисленные особенности хореографии, множество известных педагогов, хореографов, психологов, искусствоведов так и не смогли вставить хореографию в обязательную основу воспитания детей.

Целью работы является изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют успешному развитию детского творчества.

Задачи:

  1. Рассмотреть сущность понятия детского творчества.
  2. Изучить возможности хореографии.
  3. Проанализировать роль хореографии в развитии детского творчества.

В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.

    Творческие способности – основа творчества. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему дети, поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. Этот термин, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1.Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей.

2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в 18 – 19 вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3.Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространено сейчас. И вместе с тем является наиболее узким и наиболее точными из всех определений.

     Успешность и выполнение любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Человек – это многогранная личность, которая обладает определенным набором различных способностей, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей, которые можно классифицировать следующим образом. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, творческие и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

    Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно - деятельные, или предметно-познавательные, способности – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров можно привести речь человека как средство общения ( речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия людей, способность социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способность входить в контакт с различными людьми, располагая их к себе, оказывать на них влияние и другие.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Таким образом, не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь способности не исключает возможности выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность.

В процессе развития творческих способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня данные способности.

Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца.

Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Этим этапом можно завершить обучение для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, высказали желание продолжить свое образование могут перейти к третьему этапу обучения.

Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Наиболее вероятной формой занятий здесь становится студийно-кружковая. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар.

Все педагоги-хореографы в один голос утверждают, что первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Обосновывают они это тем, что во-первых, дети готовы уже физически к занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами развития психических процессов и в-третьих, дошкольный возраст – это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.

В основу первого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.

Список литературы.

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991г.

2.Красовская В. М.» О классическом танце» в кн. Н. Базарова, В. Мей Азбука классического танца. Л., 1983г.

3. Метлов Н. А. Музыка – детям. М., «Просвещение». 1985г.

4.Пономарев А. Я. Психология творения. М., 1999г.

5.Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., «Просвещение». 1994г.

6. Способности ваших детей. Сост. Линькова Н. П., Шумилин Е. А. М., «Просвещение». 1969г.

7. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. М., «Владос». 2003г.

8. Филатов С. В. От образности слова – к выразительному движению. М.,1993г.

9. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., «Знание». 1986г.

ЗАЯВКА

НА ЗАОЧНОЕ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

“Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста”.

Название статьи  “Компетентностный подход в развитии детского творчества с помощью хореографии”.

Научное направление

Ф.И.О.: Копанева Светлана Валериевна.

Ученая степень, звание: первая категория

Организация:  АНО ДО “Планета детства “Лада”.

Должность: Хореограф

Адрес: Б-р Гая 4 д/с 176.

Контактный телефон: 600176

Сотовый телефон: 89372338324


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества средствами НДПИ на занятиях рисованием.

Курсовая работа , которая поможет воспитателям развивать детское творчество средствами НДПИ на занятиях рисованием....

Серия технологических карт для развития детского творчества.

Данный материал можно использовать для занятий с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так и дома. Данный материал способствует творческому развитию ребенка, направлен на ...

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант  и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...

Пластилинография –как средство развития детского творчества, развития мелкой моторики.

Представляю вашему вниманию презентацию "Пластилинография –как средство развития детского творчества,  развития мелкой моторики".         На занитии дети ...

Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...