Методическая разработка раздела образовательной программы ДО
методическая разработка

"Методическая разработка раздела образовательной программы МБДОУ детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»

Образовательная область «Музыка»

Раздел «Музыкально – ритмические движения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx65.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33 «Земляничка»

Методическая разработка

раздела образовательной программы МБДОУ детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»

Образовательная область «Музыка»

Раздел «Музыкально – ритмические движения»

Составила: музыкальный руководитель

Александрова О. А.

Выкса

2012

Содержание:

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….. .…….. 3

2.Основные цели и задачи раздела «Музыкально – ритмические    движения» детей от 4-7 лет…………………………………………………………………………………………………6

3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми музыкально – ритмических движений…………………………………………………………….8

 4.Планируемые результаты освоения детьми музыкально – ритмических движений…………………………………………………………………………………………………………17

 5. Условия реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»……………………………………………………………………………………………………….25

Тема: Формирование творческих способностей детей по средствам развития музыкально – ритмических движений.

  1. Пояснительная записка.

Методическая разработка обеспечивает  музыкальное развитие детей по разделу «Музыкально – ритмические движения» в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Возрастные особенности детей. Раздел «Музыкально – ритмические движения».

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

В настоящее время наблюдается особый интерес к теории и практике  музыкального движения. Именно во взаимодействии музыки и движения заложены огромные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, возможности развития музыкальных способностей и творческого потенциала.

Развитие творческих способностей ребенка является главной задачей воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Идея синтеза музыки и движения во всестороннем развитии личности стало основой системы музыкально - ритмического воспитания детей.  Музыкально – ритмические упражнения -   универсальное средство развития у детей  музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Обучать ритмике необходимо всех детей, безусловно, развитие музыкальности, умении творчески выразить свое восприятие  музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким - основные условия, необходимые для полноценного развития.

Средний возраст (4-5 лет)

- легкость движений относительна;

- выразительность движений недостаточна;

- длительность игры и пляски не продолжительна;

- хотя условно – рефлекторные связи при обучении детей данного возраста музыкально – ритмическим движениям закладывается легко, но устойчивость они приобретают лишь после 30 повторений и не всегда отличаются прочностью;

- длительность игры и пляски непродолжительна, т. к. у ребенка пока еще возбуждение преобладает над торможением.

Старший возраст (5-6 лет)

- дети этого возраста имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах.

- включаются в творческие игровые ситуации;

- возможности в этом возрасте несколько ограничены: в движениях не хватает пластичности, полетности, вкрадчивости;

- необходимо учитывать группу здоровья каждого ребенка.

Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

- в этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку;

- в движениях под музыку легко ориентируются в композиции игры, в форме исполняемого танца, пластично передают выразительные особенности музыки.

Нормативная база методической разработки.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Устав МБДОУ детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки России) от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вступил в силу 16 марта 2010 г.)
  4. Санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОУ  (СанПиН 2.4.1.2660 – 10 утв. Главным государственным  санитарным врачом РФ 27. 08. 2010г.)

Методическая разработка:

- обеспечивает выявление творческих способностей в области искусства танца, приобретение навыков хореографического движения;

- содействует формированию художественного вкуса детей;

- направлена на развитие гармонично развитой личности.

2.Цели и задачи раздела.

Цель: (ФГТ): развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Цель методической разработки: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи (ФГТ):

- развитие музыкально художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Задачи методической разработки:

  1. Развитие музыкальности:

- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (методического, гармонического, тембрового) чувства ритма;

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

- развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

- развитие ловкости, точности, координации движений;

- развитие гибкости и пластичности;

- развитие силы и выносливости;

- формирование правильной осанки, красивой походки;

- развитие умения ориентироваться в пространстве;

- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

- тренировка подвижности нервных процессов;

- развитие восприятия, внимания, воли, мышления.

5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

- восприятие умения сопереживать другим людям и животным;

- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Задачи методической разработки реализуются как в виде непосредственной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, и самостоятельной деятельности детей.

3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми раздела «Музыкально – ритмические движения»

Раздел «музыкально – ритмические движения»

Раздел комплексной программы

Парциальные программы

1.

Музыкально – ритмические движения

- «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы.

- «Камертон» Э.П.Костина

- «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина.

Методическое обеспечение раздела «музыкально – ритмические движения»

№ п/п

Образовательная область «Музыка»

Перечень литературы (автор, год и место издания)

Количество

1.

1

2

3

1.

Музыка

-А.И.Буренина «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) СПб: ЛОИРО 2000г.

-Э.П.Костина. Камертон.-М.Просвещение, 2004г.

1

1

Модель образовательного процесса по реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»

Модель взаимодействия педагогов по реализации раздела «Музыкально – ритмические движения» и интеграции данного раздела с областями ФГТ.

                                                                                 

Главными путями реализации взаимодействия являются:

- совместная постановка цели и задач через прогнозируемые результаты;

- соответствие организации действий поставленным целям и задачам;

- правильное распределение обязанностей;

- оперативная самокоррекция педагогов.

Модель организации НООД по развитию движений.

      1.Танцевально – ритмическая гимнастика:

- ритмика, гимнастика, танец.

2. Нетрадиционные виды упражнений:

-пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры.

3. Креативная гимнастика:

- музыкально – творческие игры, пластические этюды.

Модель воспитательно – образовательной работы по реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»

 

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА

«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ».

Формы работы по разделу «Музыкально – ритмические движения» (4-5 лет).

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Занятия
  • Праздники и развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:

- Театрализованная деятельность;

-Музыкальные игры, хороводы с пением;

- Празднование дней рождения.

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально – игровых упражнений. Портреты композиторов. ТСО

- подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей

  • Импровизация танцевальных движений в образе животных.
  • Концерты - импровизации
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность  (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей.
  • Создание наглядно – педагогической пропаганды для родителей ( стенды, папки или ширмы – передвижки).
  • Создание музея любимого композитора.
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно – музыкальной среды в семье
  • Посещение детских музыкальных театров.
  • Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей.

(5-6 лет)

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Использование музыкально – ритмических движений:

-на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

-в процессе НООД;

-во время прогулки;

-в сюжетно – ролевых играх;

-на праздниках и развлечениях.

  • Занятия
  • Праздники и развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:

- Театрализованная деятельность;

-Музыкальные игры, хороводы с пением;

-Инсценирование песен;

- Формирование танцевального творчества;

- Импровизация образов сказочных животных и птиц;

- Празднование дней рождения.

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально – игровых упражнений. Портреты композиторов. ТСО

- подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО.

  • Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно – ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей под музыку соответствующего характера.
  • Придумывание простейших танцевальных движений.
  • Инсценировка содержания песен, хороводов.
  • Составление композиций танцев.
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность  (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей.
  • Создание наглядно – педагогической пропаганды для родителей ( стенды, папки или ширмы – передвижки).
  • Создание музея любимого композитора.
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно – музыкальной среды в семье
  • Посещение детских музыкальных театров.
  • Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей.

(6-7 лет)

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Использование музыкально – ритмических движений:

-на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

-в процессе НООД;

-во время прогулки;

-в сюжетно – ролевых играх;

-на праздниках и развлечениях.

  • Занятия
  • Праздники и развлечения
  • Музыка в повседневной жизни:

- Театрализованная деятельность;

-Музыкальные игры, хороводы с пением;

-Инсценирование песен;

- Развитие танцевального творчества;

- Празднование дней рождения.

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе:

- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально – игровых упражнений.

- подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО.

  • Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно – ролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей животных и людей  под музыку соответствующего характера.
  • Придумывание простейших танцевальных движений.
  • Инсценировка содержания песен, хороводов.
  • Составление композиций русских танцев, вариаций элементов плясовых движений;
  • Придумывание выразительных действий с воображаемыми предметами.
  • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
  • Театрализованная деятельность  (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
  • Открытые музыкальные занятия для родителей.
  • Создание наглядно – педагогической пропаганды для родителей ( стенды, папки или ширмы – передвижки).
  • Создание музея любимого композитора.
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно – музыкальной среды в семье
  • Посещение детских музыкальных театров.
  • Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей.

Задачи интеграции раздела «Музыкально – ритмические движения» с другими образовательными областями.

«Физическая культура»

-развивать физические качества для музыкально - ритмической деятельности;

- развивать и совершенствовать все ритмические движения, поощрять  стремление к легкости, изяществу, грациозности движений;

- формировать умения выразительно исполнять танцы, этюды, упражнения;

- развивать основные движения, двигательное творчество, для овладения музыкально – ритмической деятельностью.

«Здоровье»

- Обогащать знания о своем организме, его возможностях при выполнении физических упражнений и движений во время танцев, музыкальных игр, плясок, этюдов;

- сохранять и беречь здоровье детей, обеспечивать их психологическое благополучие;

- Расширять знания о влиянии двигательных упражнений на здоровье человека.

«Коммуникация»

- формировать умение следовать показу при разучивании танцев, хороводов, двигательных игр;

- стимулировать стремление к достижению положительного результата двигательной деятельности;

- воспитывать культуру поведения при исполнении общих заданий в коллективе;

- стимулировать овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе  ритмической деятельности.

«Познание»

- расширять кругозор детей в области музыки; формировать целостную картину мира в сфере музыкального искусства, творчества;

- развивать любознательность, активность, интерес к разным видам самостоятельной двигательной деятельности;

- Формировать представление о музыкальной выразительности при исполнении танцев и плясок, характере музыки

- стимулировать развитие способностей  к созданию подражательных и имитационных движений;

- формировать первичные представления о русских народных танцах.

«Социализация»

- формировать представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;

- формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности, патриотических чувств;

- развивать эмоциональную отзывчивость на яркие двигательные образы;

- стимулировать к овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в совместной музыкально - ритмической деятельности;

- инициировать стремление перенести полученные умения в самостоятельную двигательную деятельность.

«Чтение художественной литературы»

- формировать представления об изобразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных образов;

- использовать музыкальные произведения с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений;

- побуждать и находить общие основы в развитии  двигательного творчества.

«Художественное творчество»

- развивать способность решать интеллектуальные  и личностные задачи, связанные с самостоятельным выбором музыкальной двигательной деятельности, творческой импровизации в ней;

- развивать способность решать личностные задачи, связанные с творческой интерпретацией, придумыванием характеров музыкальных образов и средств выразительности, попытками  элементарного сочинительства игр, танцев, хороводов.

«Безопасность»

-формировать знания детей о безопасной технике выполнения движений, упражнений ритмической гимнастики, танцевальных шагов.

- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

4.Планируемые результаты освоения детьми раздела «Музыкально – ритмические движения» образовательной области «Музыка»

Система мониторинга.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения раздела «Музыкально – ритмические движения» обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения данного раздела.

Объектом обследования являются музыкальные качества ребенка.

Формы обследования – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком.

Периодичность обследования детей – сентябрь, май.

Оценка результатов развития  воспитанников  строится на основе компонентов музыкальности, данных в образовательной программе МБДОУ по области «Музыка», в программе «Камертон» Э.П.Костиной и в программе Бурениной «Ритмическая мозаика».

Промежуточная оценка музыкальности детей по разделу  «Музыкально – ритмические движения» проводится один раз в течении года: февраль: все группы.

Итоговая оценка проводится при выпуске детей из детского сада в школу.

Объект (Интегральные показатели развития воспитанников)

Содержание (используемая в ДОУ программа)

Форма (метод/диагностические методики)

Периодичность

Сроки

Ответственные

Музыкально – ритмические движения

4 года

1.Эмоционально отзывчивый; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы

2.Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

3.  Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

1.Эмоционально реагирует и про являет интерес к восприятию музыкально-ритмического репертуара.

2. Реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и выполняет простые ритмические упражнения.

Э.П.Костина. Камертон. – М.Просвещение, 2004г.

Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004

2 раза в год

Сентябрь, май

Музыкальный руководитель, воспитатели

5 лет

1. С удовольствием, движется под музыку, танцует, высказывается о просмотренной игре, пляске, упражнении, имеет устойчивый интерес к освоению нового репертуара.

Интегральные показатели развития детей пяти лет, сформированные в.

Э.П.Костина. Камертон. – М.Просвещение, 2004г.

Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004

2 раза в год

Сентябрь, май

Музыкальный руководитель

6-7 лет

1. С удовольствием участвует в инсценировках песен, танцевальных импровизациях,

2. Владеет музыкально – ритмической деятельностью.

Интегральные показатели развития детей шести-семи лет, сформированные в «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы

Э.П.Костина. Камертон. – М.Просвещение, 2004г.

Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004

2 раза в год

Сентябрь, май

Музыкальный руководитель

Уровни музыкального развития ребенка по разделу «Музыкально – ритмические движения»

4 года

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития

Баллы

1.Выявить умение ребенка менять движения на смену двухчастной музыки.

Педагог исполняет произведение двухчастной формы и предлагает ребенку определить характер и подвигаться в соответствии с характером.

Высокий: Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки.

Средний: Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале. Она идет или бежит. А как потом?....» И предлагает показать это под музыку.

Низкий: Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

2. Выявить умение ребенка ритмично маршировать и выполнять простейшие плясовые движения.

Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, затем снова исполняет произведение и предлагает ребенку пошагать, выполнить притопы, ритмичные хлопки.

В: Ребенок самостоятельно ритмично марширует и четко выполняет плясовые движения.

С: Педагог просит ребенка пошагать, топать или хлопать четко под музыку, «вместе с музыкой», «прислушиваясь как музыка шагает, топает, хлопает».

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

3.Выявить умение ребенка ориентироваться в пространстве (двигаться в хороводе, в парах)

Педагог исполняет произведение и предлагает детям подвигаться в хороводе и парами.

В: Ребенок двигается по кругу или в паре, соблюдая дистанцию, согласуя свои движения с партнером.

С: Педагог дает словесные указания: «Иди по кругу, соблюдая расстояние….. Иди рядом со своим дружочком….. Хлопай вместе со своим дружочком и т. д.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

5 лет

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития

Баллы

1.Выявить умение ребенка ритмично и выразительно двигаться

Педагог исполняет марш и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером.

В: Двигается самостоятельно ритмично и выразительно.

С: Педагог повторно исполняет марш испрашивает «как звучит музыка и что можно делать под музыку», обращает внимание что маршировать нужно четко, в соответствии с музыкой (можно использовать показ педагога) и просит ребенка еще раз выполнить задание.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

2.Выявить умения ребенка менять движения в соответствие с формой музыки.

Педагог исполняет произведение трехчастной формы и предлагает ребенку подвигаться.

В: Ребенок самостоятельно меняет движения в соответствии со сменой частей музыки.

С: педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале, какие движения можно выполнить под эту музыку. А как потом?....» И предлагает снова выполнить задание.

Н: ребенок не справился с заданием.

3

2

1

3.Выявить умение ребенка координировать свои движения с партнером.

Педагог исполняет произведение и предлагает детям исполнить пляску парами.

В: дети самостоятельно танцуют, согласуя свои движения с движениями партнера.

С: Педагог напоминает, что в танце нужно двигаться одновременно со своим партнером, четко и слаженно. И предлагает еще раз исполнить танец.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

4.Выявить умение ребенка ориентироваться в пространстве (перестраиваться в круг, пары)

Дети стоят врассыпную, педагог исполняет произведение и предлагает детям перестроится в круг, в пары.

В: Ребенок самостоятельно перестраивается в круг (в пары) и двигается по кругу, или в паре, согласуя свои движения с партнером.

С: педагог дает словесные указания.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

6 лет

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития

Баллы

1.Выявить умение ребенка ритмично и выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером.

В: Двигается самостоятельно ритмично и выразительно в соответствии с характером и жанром музыки.

С: Педагог повторно исполняет произведение и просит определить характер музыки, жанровую основу (можно рассмотреть иллюстрации), обсуждает движения и просит ребенка еще раз выполнить задание.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

2.Выявить умения ребенка реагировать на смену частей музыкального произведения, фраз.

Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться.

В:  Ребенок самостоятельно меняет движения в соответствии со сменой частей музыки. Подбирает движения адекватно характеру музыки.

С:  Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, как он меняется и напоминает ему, что движения должны соответствовать характеру музыки, и в соответствии со сменой характера музыки нужно менять движения.

Н: Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

3.Выявить умение ребенка двигаться под музыку легко, пластично.

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую пляску, танец, или композицию.

В: Ребенок двигается под музыку легко, пластично.

С: Педагог напоминает, что движения должны быть легкими, свободными, показывает ребенку движения, обращая внимание на легкость, плавность, пластичность, и предлагает снова исполнить композицию.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

4.Выявить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений.

Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их.

В: Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения.

С: Ребенок частично справился с заданием.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

7 лет

Цель

Методика проведения

Уровни музыкального развития

Баллы

1.Выявить умение ребенка ритмично и выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Педагог исполняет произведение и просит выполнить упражнение.

В: Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения выразительны, ритмичны, адекватны характеру музыки.

С: Педагог напоминает ребенку (можно показать), что двигаться нужно в соответствии с характером музыки четко, ритмично. Задание выполняется повторно.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

2.Выявить умения ребенка отмечать движением особенности музыкального языка.

Педагог исполняет произведение и просит ребенка отметить в движении особенности музыкального языка: характер музыки, начало и окончание движения, акценты, музыкальные фразы.

В:  Ребенок самостоятельно выполняет задание правильно.

С:  Педагог повторно исполняет произведение и дает образную характеристику движений. Например: музыка быстрая, легкая – это бег, а акценты – это прыжки, остановись и выполни их. Ребенок выполняет задание, ему предлагается отметить хлопками прыжки в конце фразы.

Н: Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

3.Определить, обладает ли ребенок пластичными движениями, отличающимися полетностью.

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую пляску, танец, или ритмическую композицию.

В: Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения пластичны, легки, полетны.

С: Педагог напоминает, что двигаться нужно в соответствии с характером музыки, легко, свободно, не напрягая руки и ноги (можно показать). Задание выполняется повторно.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

4.Определить, владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом движений.

Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их.

В: Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения.

С: Ребенок частично справился с заданием.

Н: Не справился с заданием.

3

2

1

Все данные обследования детей записываются в таблицу по следующей форме:

Ф.И. ребенка

Возраст

Показатели музыкальности и полученные баллы

Общий уровень музыкальности

1

2

3

4

5

7

Уровень музыкальности определяется суммой уровней развития семи основных  показателей, деленное на общее число показателей.

Примерные нормы для оценки уровня развития музыкальности ребенка следующие:

Уровни

Итоговые показатели (в баллах)

Описательная характеристика уровней музыкальности.

Высокий

3

Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание; самостоятельно и правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений; отлично различает выразительные отношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру, динамики; отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.

Средний

2

У ребенка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки, различает музыку по высоте. длительности, динамике, тембру, а также может и желает сочинять и придумывать песню, танец и импровизировать на металлофоне. Отличается хорошей музыкальной памятью.

Ниже среднего

1

У ребенка отмечается интерес к музыке. имеется эмоционально-оценочное отношение к ней. Он может охарактеризовать её, определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторной помощи. При наличии помощи может определять выразительные соотношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру. динамике. Способен лишь на репродуктивное музыкальное мышление и обладает весьма посредственной музыкальной памятью.

Низкий

0

У ребенка, как правило, отсутствует интерес к музыке. При наличии любой помощи со стороны взрослого чаще всего не дает положительных результатов. Способен лишь на репродуктивное музыкальное мышление и отличается весьма посредственной музыкальной памятью.

Итоговая  оценка помогает выявить динамику в развитии музыкальности воспитанников; позволяет утвердиться в эффективности проделанной работы или выявить недочеты в ней и вовремя оказать коррекционную помощь каждому ребенку.        

  1. Условия реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»

В этом разделе представлены условия необходимые для успешной реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»», выполнения поставленных в ней цели и задач

        Совершенствование функции планирования направлено на повышение степени конкретности и реальности планов, проявляющихся в:

  • направленности целей  на решение наиболее важных проблем;
  • четкости и ясности формулировок целей;
  • достаточности набора мероприятий для их достижения;
  • достижении гибкости планирования на основе прогнозов.

Обновление функции организации обеспечивается:

  • усилением координации взаимодействия музыкального руководителя и всех субъектов ДОУ, согласованности принимаемых ими  решений.                

Система условий реализации раздела «Музыкально – ритмические движения» включает в себя:

1.Информационно – аналитическое обеспечение:

 осуществление регулярного сбора информации в соответствии с целями деятельности музыкального руководителя:

-мониторинг воспитательно-образовательного процесса, область «Музыка» в интеграции с другими образовательными областями,

-анализ педагогической деятельности музыкального руководителя (различные виды контроля, самоанализ, диагностика),

-анализ материально-технической базы по реализации области «Музыка»,

-анализ состояния предметно-развивающей среды по реализации области «Музыка»,

2.Организация и руководство:

* систему мероприятий направленных на достижение желаемого результата:

-повышения квалификации;

-обобщение передового опыта;

-включение музыкального руководителя в поисковую деятельность по созданию и овладению новыми технологиями музыкального воспитания;

-создание оптимальных условий для музыкального развития ребенка;

- взаимодействие с семьей;

-сотрудничество со школой;

-взаимодействие с социумом

3.Регулирование и коррекция направлены на:

-определение стратегии и тактики перехода от достигнутого состояния к желаемому будущему;

Создание и обновление предметно-развивающей среды.

Создание предметно-развивающей среды ДОУ включает:

- макросреду (музыкальный зал);

- микросреду (музыкальные уголки в группах).

Музыкальный зал соответствует требованиям Санэпиднадзора, Госпожнадзора и техники безопасности; оборудован мебелью, обеспечен необходимыми ТСО, мягким инвентарем.

Музыкальные уголки групп оборудованы в соответствии с требованиями образовательной программы ДОУ, программы Э.П.Костиной «Камертон» и программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».

Взаимодействие с семьей по реализации образовательной области «Музыка», раздела «Музыкально-ритмические движения»»

Цель: создание условий для гармоничного взаимодействия семьи и детского сада в целях обеспечения целостного музыкального  развития ребенка

Взаимодействие с родителями воспитанников представлено в следующей модели:

Взаимодействие с социумом по реализации образовательной области «Музыка», раздела «Музыкально-ритмические движения».

Взаимодействие с социально-педагогической средой осуществляется следующим   образом.

Таким образом, данная методическая разработка помогает осуществлять требования, с учетом ФГТ области «Музыка», раздела «Музыкально-ритмические движения» направленных на приобщение дошкольников к музыкальному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования    Санкт-Петербургская ака...

Методическая разработка - образовательная программа спортивной секции "Скипинг"

"Скипинг! - представляет собой особый вид физической деятельности человека, который слагается из прыжков с использованием скакалки."Скипинг" происходит ои английского слова "skihhing" - многогратные п...

Методическая разработка образовательной программы кружка подготовки к развитию мелкой моторики рук «Умелые ручки (бисероплетение)»

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, направлена на овладение детьми основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе с...

Методическое обеспечение образовательной программы группы общеразвивающей направленности для дошкольников от 3 до 4 лет

Методическое обеспечение образовательной программы - это необходимая информация, УМК, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации образовательной...


 

Комментарии

Пышнова Ксения Владимировна

Почему же я раньше не наткнулась на Вашу работу? Она бы мне очень помогла в написании курсовых работы! Очень много хорошей и полезной информации!