Волшебная шкатулка
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Барышникова Надежда Николаевна

 

Сценарий мероприятия по художественно-эстетическому развитию детей

 

Тема : « Волшебная шкатулка».

Мероприятие для подготовительной логопедической группы детей с фонетико-фонематическими нарушениями с элементами логоритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_shkatulka.doc80 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия по художественно-эстетическому развитию детей

Тема : « Волшебная шкатулка».

Мероприятие для подготовительной логопедической группы детей с фонетико-фонематическими нарушениями с элементами логоритмики.

Предварительная работа: Слушание музыки композиторов П.Чайковского, А.Вивальди, И.Штрауса, М.Глинка, . С.Свиридова,  изображающей явления природы. Знакомство детей с циклом произведений П.Чайковского и А.Вивальди «Времена года». Ознакомление детей в группе с произведениями русских поэтов, воспевающих в своих произведениях природные явления, сопоставление их со знакомыми музыкальными произведениями.

Свободные танцевальные и оркестровые импровизации под классическую музыку на музыкальных занятиях. Знакомство с нотной грамотой.

Цель: Обобщить представления детей об изобразительных возможностях музыки через слушание произведений классической музыки разных композиторов.

Задачи:  Донести до сознания детей эмоциональную окраску музыки путём выразительных средств; Развивать способность детей передавать в движениях и рисунках характер музыкального произведения, её экспрессивную окраску. Прививать детям чувство гармонии  и совершенства творений великих классиков.

- оздоровительные:

 укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и речи; движений под музыку; воспитание правильной осанки.

- образовательные:

 формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений; развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, закрепление навыка выразительного пения.

- воспитательные:

 воспитание и развитие чувства ритма, воспитание умения перевоплощаться; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила. Приобщение к музыкальной культуре.

- коррекционные:

 автоматизация  звуков во фразах, развитие силы и высоты голоса, развитие зрительного внимания и памяти, развитие  грамматического строя речи; развитие речевого дыхании, развитие слухового внимания, памяти, фантазии, творческой инициативы.

активизация словаря по теме  «Зима

Оборудование:

Самодельные музыкальные инструменты ( маракасики, музыкальные кубики, шуршалки), мольберт, музыкальная шкатулка,  шапочки с изображением нот, пауз, музыкальных ключей, костюмы для королевы «Музыки» и музыкальных ключей, волшебная палочка, карточки с изображением деревьев, « Мороза», солнца, ТСО (магнитофон, компьютер).

Ход мероприятия.

Дети входят в зал под музыку и встают в круг.

 Орг.момент( элементы логоритмики) Музыкальное приветствие «Рада видеть вас друзья».(приложение 1)

      После дети под музыку рассаживаются на места.

Муз.рук: Дорогие друзья. Сегодня мы встречаемся с вами здесь, в      музыкальной гостиной, где царит Волшебница Музыка. Вслушайтесь внимательно, и вы услышите то легкое дуновенье ветерка, то шелест тихо падающих снежинок, то хрустальный звон капели. Да, музыка- это огромный мир, где сосуществуют природа, ожившие герои сказок и мы с вами.

Посмотрите, какую красивую шкатулку подарила мне королева Музыка. Но она не сказала мне как ее открыть! Может быть, она откроется от звуков наших голосов? Давайте попробуем.

Песня «Песенка-чудесенка»

 Сл. А Кондратьева, муз. М Протасова

  • (элементы логоритмики) развитие чувства ритма,  выполнение ритмический рисунок в сочетании с музыкой;

Муз рук: Предлагает открыть музыкальную шкатулку.

Ребенок. Как жаль, мы так хорошо спели, а шкатулка так и не открылась, что же делать?

Муз.рук: Я, кажется, знаю! Нам сможет помочь  ключ.

                        Как, ребята, нам узнать

                        Как шкатулку открывать?

                        Вот  задача, вот загадка,

                        Но к загадке есть отгадка.

                        Ключ к шкатулке отыскался,

                        Этот ключ – ключом назвался.

Муз рук-ль спрашивает как называется этот ключ.

Дети отвечают,что это скрипичный ключ

      Ребенок :  Чтобы помнить постоянно -

                         На  второй линейке  стана

                         Завитой красивый знак.

                         Он рисуется вот так:

На мольберте изображен нотный стан. Ребенок подходит к нему и прикрепляет скрипичный ключ.

Звучит музыка, входит « Скрипичный ключ».

Ребенок.            Ты, помощник наш отличный,

                           Нотной азбуки король,

                           Помоги нам, ключ скрипичный,

                           Ты шкатулку нам открой!

Скрипичный ключ.    

                            Отгадаете загадку -

                            Помогу я вам, ребятки:

                            Их всего лишь семь на свете,

                            Перечисли птичек этих,

                            В нотный стан их занеси!

Дети:                до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Под музыку по очереди входят дети – ноты. Они ставят свой знак на нужную ступень нотного стана.

  • Стихи: формирование слухового и зрительного внимания, памяти. Ориентировка в пространстве.( расположение на листе бумаги)

« До» - зеленый часовой, носит стульчик приставной.

«Ре» -коричневая репка, зацепилась за прищепку.

Нота « Ми» на первой снизу, синей бусинкой нанизана.

Между первой и второй « Фа» оделась в голубой.

На линеечке второй веселиться нотка « Соль».

« Ля» в окошке зажелтела, стать как солнышко хотела.

А оранжевая «Си» словно спелый апельсин.

Муз. рук: Ребята! Сегодня к нам в гости пришли ученики музыкальной школы. Они споют нам песню про нотки.

«Песенка о гамме»

Слова Н. Соловьево    Муз. Г. Струве

Сборник  «Ладушки» старшая группа «Праздник каждый день».

( Исполняют ученики музыкальной школы).

  • Приобщение к музыкальной культуре;

Скрипичный ключ. Молодцы, отгадали мою загадку. Открываю вам вашу                 музыкальную шкатулку.

   Звучит произведение  Ю.Чичкова «Музыкальная Шкатулка» входит Волшебница Музыка.

Волшебница Музыка: Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!

        Я великая волшебница Музыка. Я  раскрою вам  удивительную тайну звуков. Слушайте, и я унесу вас далеко-далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами, звон капели и шелест заходящего солнца. Слушайте, и всегда рядом с вами будут мои друзья – скрипичный ключ и нотки.

Муз. рук: Волшебница Музыка, а ведь это правда. Мы с ребятами на музыкальных занятиях не раз знакомились с произведениями разных композиторов где присутствуют образы зимы. Давайте сегодня вспомним некоторые из этих шедевров музыкального искусства?  

  Волшебница Музыка: Давайте. Сейчас я прикоснусь к вам волшебной палочкой, и вы уснете. Постарайтесь запомнить сон, который вам приснится.

 

« Вальс снежных хлопьев»

из балета П. И. Чайковского « Щелкунчик».

  • развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, связной речи, фонематического восприятия;
  • активизация словаря по теме  «Зима».
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • развитие фантазии, творческой инициативы;

 По окончании звучания музыкального произведения Волшебница прикасается к детям « волшебной палочкой» и дети открывают глаза.

Волшебница Музыка. Что же вам приснилось?

Дети рассказывают свои впечатления от прослушанной музыки. Музыка восхищается интересными детскими снами.

Волшебница Музыка. Но я слышу какой-то  шум.  Кто-то сюда идет…

Под музыку входит  Басовый ключ.

Басовый ключ. Я удивлен и возмущен. Почему тут ни разу не вспомнили обо мне?

Волшебница Музыка. Простите нас, Басовый ключ! Мы, действительно, совсем забыли о вас.

Ребенок. Но мы знаем и помним вас,  ведь наши   милые нотки часто бывают у нас в гостях.

Ребенок.      К нам теперь пришел ключ новый

                     И ему нужна строка,

                     Чтоб имела ключ басовый

                     Наша левая рука

                     В строчке « фа» - четвертой ноте

                     Ключ басовый вы найдете  

                     И особый этот знак

                     Нарисуем мы вот так!

Ребенок подходит к мольберту и рисует на нотном стане скрипичный ключ.

Басовый ключ.

                          Друзья, представиться спешу,

                          Знакомству очень рад!

                          Меня зовут басовый ключ.

                          Я в музыке – гигант!

                          С собой всегда я приношу

                          Тревогу, мощь и смех

                          И если дружен ты со мной,

                          То ждет тебя успех!

Волшебница Музыка:  Ну что ж, прекрасен ваш союз

                                       Басовый и скрипичный ключ.

Музыка скрипичный и басовый ключи садятся на свои троны

Муз.рук: (обращается к ключам и Музыке) В тесной дружбе с вами композиторы              создают прекрасные  произведения. Вы всегда и везде вместе.

       Примером тому служит произведение Г. Свиридова «Вальс» из музыки к повести А. Пушкина «Метель». И сейчас под эту музыку мы с ребятами  покажем  этюд – пантомиму « Мороз и солнце». Но это будет не обычное представление.

Ключи вместе: ( удивленно) Это как? Интересно!

Муз.рук: А необычное, потому-что ребята сами не знают в какого героя они превратятся. И поможет нам в этом волшебном превращении наша музыкальная шкатулка.

Сюрпризный момент.

 Дети достают карточки с изображением героя и переодеваются в приготовленные заранее  костюмы.

Этюд – пантомима « Мороз и солнце».

  • воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие возможности, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
  • воспитывать личностные качества, чувство коллективизма;
  • формирование  организаторских способностей.
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • развитие фантазии, творческой инициативы;
  • развитие координации движений, чувства ритма;
  •  стимуляция активности.

Ребенок.     Не  ветер бушует над бором,

                     Не с гор  побежали  ручьи,

                     Мороз -  воевода дозором

                     Обходит владенья свои.

                     Глядит – хорошо ли метели

                     Лесные тропы занесли,

                     И нет ли где трещины, щели,

                     И нет ли где голой земли.

                     Пушисты ли сосен вершины,

                     Красив ли узор на дубах,

                     И крепко ли скованы льдины

                     В великих и малых водах.

                     Идет, по деревьям шагает,

                     Трещит по замерзшей воде,

                     И яркое солнце сияет

                     В косматой его бороде.

Муз. рук.: Всю февральскую ночь в лесу царствовал  мороз.

           Он сковал льдом реки, укрыл землю пушистым, белым одеялом.

Ребенок-Мороз ходит между детьми, изображающими зимний лес. В руках у него шуршащий пакет, которым он скрипит. Затем он отходит в сторону.

Часть А.

              А на  утро тучи расступились и заспанное солнышко

1- 12 т.  выглянуло в голубое небесное окошко.  Первые робкие

              лучи коснулись земли, пробежали по верхушкам столетних

              дубов, ласково скользнули по белоснежным стволам берез

              и заискрились алмазами снежинок в ольховых ветках.

13-16 т. Просыпается лес.

17-24 т. Молодые елочки, почувствовав тепло солнечных лучей,

              встрепенулись, задышали.

             Дети шуршат коробочками с пшеном.

25-32 т. И зазвучала прекрасная музыка природы.

Часть Б

             Но вдруг ледяное дыхание мороза коснулось леса.

33-51 т. все замерло; не шепчутся между собой березы, молчат              

              дубы- великаны, затихли, замерзли елочки. Суров

              Мороз. « Ах!» испуганно воскликнуло солнышко.

             Заметалось оно по небу. Елочки, милые проснитесь,

             подруженьки, милые мне скучно без вас!

Часть А

              Горячим дыханием своим согрело солнышко

 52-67 т. озябшие еловые  ладошки.

68-75 т. И снова закружился прекрасный вечный танец.

               Дети играют на музыкальных инструментах, по                                                            

               усмотрению музыкального руководителя.

75-84 т. Зимний день короток. Усталое солнышко неторопливо      

               возвращается домой. Да и елочкам пора спать. А завтра            

               они встретятся вновь, и зазвучит прекрасная музыка леса.

Волшебница Музыка. Как красиво в зимнем лесу.

Волшебница Музыка. Ребята, вы не замерзли в заснеженном зимнем лесу?  

Может быть, сделаем паузу и отдохнем от снежных метелей?

Скрипичный ключ.

                         Чтобы дружно отдыхать

                         Нужно паузы позвать!

              Входит целая пауза.

Целая пауза.   Есть тут в музыке у  нас

                          Остановки между фраз.

                          Перерыв  среди движенья

                          Люди паузой зовут

                          И свое изображенье

                          Поместим сейчас мы тут.

 Целая пауза» подходит к мольберту и, повернувшись к детям, спрашивает:

                     В такте есть такой значок, значит…

 Дети.           Целый такт молчок.

Целая пауза.

                       Правильно, я целая пауза. (Ставит карточку на нотный стан).

Четвертная пауза. (Показывает карточку)

                       Если знак такой найдешь,

     

Дети.    Значит Четверть переждешь.

Четвертная пауза хвалит детей и ставит карточку на нотный стан.

Восьмая пауза. Я фигурка вот такая значит…

Дети                  Пауза восьмая.

Восьмая пауза хвалит детей и ставит карточку на нотный стан.

Паузы ( все)     Передышку нужно им,

                          Мы вам паузу дадим.

    .

                                     Игра « Музыкальный кубик».

Муз. рук: Кубик движется по кругу,

                 Передайте кубик другу.

                Кубик может показать,

               На чем тебе теперь играть!

На кубике изображены музыкальные инструменты. Дети передают кубик в разных направлениях во время звучания музыки. Когда музыка заканчивается, дети смотрят, какой нарисован инструмент. Берут инструмент на столе и аккомпанируют музыкальному руководителю.

 Волшебница Музыка. Я очень люблю вас, дети и хочу доставить радость вам и нашим гостям.  Я хочу предложить вам еще раз  прогуляться по нашему волшебному лесу.

Танец «Лесная песенка».

Дети подыгрывают на музыкальных инструментах.

  • развитие дыхания, координации движений  и моторной функции, ловкости, силы.
  •  развитие пространственных представлений, силы, ловкости, переключаемости, организаторских способностей

Волшебница Музыка:           Вышел месяц молодой,

                           Зажег звезды чередой,

                           И пришла пора прощаться,

                           Хоть и жаль нам расставаться.

Вместе с ключами   Стихает музыка, погасли свечи,

                                  До новой встречи.

Дети :         До новой встречи.

Релаксация :

Муз.рук-ль: С каким настроением вы пойдете ?

                      Дети прикрепляют  нотки к «фигуркам-Эмоциям».

Приложение.

Упражнение -приветствие  «Мы начнем».

1.Муз.рук: (стоя на месте)

Рада видеть вас, друзья,

Я в гостиной  у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Веселиться нам не лень.

Проигрыш: пружинка  с  0.16 -0.28

2.Муз.рук: (стоя на месте)

Мы по кругу все пойдем,

Веселиться мы начнем.

Мы начнем?

Дети:

Мы начнем

И по кругу все пойдем.

Проигрыш: идем  хороводом, держась за руки. 0.42- 0.54

3.Муз.рук:

Вы готовы начинать:

Песни петь и танцевать?

Так начнем?

Дети:

Да ,начнем!

И покружимся вдвоем..

Проигрыш: Кружатся парами. 1.07 -1.19.

4. Муз.рук : (стоя на месте)

Рада видеть вас, друзья,

Я в гостиной у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Веселиться нам не лень.

Проигрыш: идем на стульчики 1. 32 – 1.45