Воздействие музыкальных игр на интеллектуальное развитие ребенка 5-7 лет
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

Павлова Елена Николаевна

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья для воспитателей

  «Воздействие музыкальной игры на интеллектуальное развитие детей 5-7 лет. »

                                                                                                      подготовила

музыкальный руководитель

Павлова Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2014 г.

Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? По утверждению психологов, интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «... игра» влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных». В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного  взаимодействия на основе познавательных интересов. Воздействие музыкального сопровождения игры на  организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект — физиологический, связан с  исследованиями В. М. Бехтерева, И. М.Догеля, И. М. Сеченова, И. Р.  Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и  ритмических движений повышает общий жизненный тонус,  регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной,  опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет  коррекцию познавательных, психических, коммуникативных  нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически  воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту.

Это дает педагогу возможность дифференцированно  воздействовать на детей с разным темпом развития. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке,

которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются  музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное  состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до  апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры.  

Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре. 

Можно выделить три группы музыкальных игр.

           Первая группа — игры на развитие внимания (наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение,  распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух).

 1.Д.И. «Ромашка» ( статическая)

 2.М.И.«Земля, воздух, небо» (с движением). Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

           Вторая группа — игры на развитие памяти  (осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти).

1.Д.И. «Дружная пара» » ( статическая)

2.М.И. «Фотоаппарат» (с движением) Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания  (Дети делятся на 2 подгруппы, одна сидит, другая запоминает порядок сидящих. Под музыку дети ходят по залу , другие меняются местами.)

          Третья группа — игры на развитие мышления  (содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и

синтеза).

1   Д.И. «Четвертый лишний» ( статическая) - сравнение, сопоставление, анализ .

2. М.И. «Шарики летят» с движением. Цель. Учить детей выполнять действие по индивидуальному  речевому сигналу (порядковое числительное в пределах 10).  Дети запоминают свой порядковый номер. Дети, которых озвучили порядковый номер под музыку бегают, как шарики, к ним присоединяются другие. С окончанием музыки игроки приседают, шарики сдулись.

По форме проведения игры подразделяются на:

— статические (стоя или сидя);

— игры с движением;

— речедвигательные игры;

— игры-шутки;

— игры-песни;

— артикуляционные игры;

— игры-забавы;

— игры-загадки;

— ритмические игры.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет  следующие задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

* познавательную активность;

* устойчивый интерес к действованию;

* саморегуляцию и самоконтроль;

* внимание, память, мышление;

* ориентировку в пространстве.

* развитие слухового, зрительного, тактильного  

восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы,

артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и  нормализация их темпа и ритма;

* формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2. Оздоровительные:

* укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

* развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

* развитие «мышечного чувства» (способности снимать

эмоциональное и физическое напряжение);

* развитие быстроты двигательной реакции.  

3. Образовательные:

* обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

* развитие музыкальных, творческих, коммуникативных

способностей;

* формирование умственных умений и действий.

4. Воспитательные:

* воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

* эстетическое отношение к окружающему;

* развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Рефлексия :

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.  Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

     

 Использование методической литературы:

1. Анисимова Г.И.  Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и

подготовительная группы . Ярославль: Академия развития, 2005.

2.Боброва Г. Искусство грации. Л.: Детская литература, 1986.

3.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка.

М.: Педагогика, 1973.

4.Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология

органов слуха и речи. М.: Владос, 2000.

5.Основы специальной психологии./ Под ред. Е.А. Стребелевой. М.:

Академия, 2002.

6.Репина Т. А. Деятельность и взаимодействие дошкольников. М.:  

Педагогика, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка.

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Польза развития мелкой моторики....

Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие ребенка

Консультации для родителей и воспитателей...

Родительское собрание «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Родительское собрание по форме: Форма: «Посиделки в «Русской избе»...

«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Конспект досуга с родителями в старшей группе...

Воздействие музыкальных игр на всестороннее развитие ребёнка

Игра-не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе тоже важно. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.В условиях...

Родительское собрание "Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка"

Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»Форма: «Посиделки в «Русской избе»Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, ...

Групповое родительское собрание Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....