Волшебная музыка Моцарта
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Ефимова Евгения Витальевна

Тема: «Волшебная музыка  В.А. Моцарта»

 

Образовательная область «Музыка»

 (старший дошкольный возраст)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motsart.docx84.06 КБ
Файл volshebnaya_muzyka_motsarta1.pptx1.4 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому  направлению развития детей № 14  «Берёзка»

(МБДОУ «Детский сад № 14 «Берёзка»)

Интегрированная непосредственно – образовательная деятельность

Тема: «Волшебная музыка  В.А. Моцарта» 

Образовательная область «Музыка»

 (старший дошкольный возраст)

Составитель:

   музыкальный руководитель

                                                                                                             Ефимова Е. В.

г. Ханты-Мансийск

2012 год

Программное содержание:

Развивающие задачи:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • активизировать словарный запас, побуждать детей участвовать в диалоге
  • развивать навыки сотрудничества;
  • развивать игровые умения и навыки
  • развивать интеллектуальные, музыкально-творческие способности к восприятию  

классической музыки;

  • развивать воображение, память, ассоциативное и образное мышление;
  • закреплять навык знакомых движений, приёмов игры на детских музыкальных инструментах в импровизации.

Обучающие задачи:

  • формировать навыки элементарного музицирования на собственном изготовленном струнном инструменте и слаженного исполнения;
  • формировать представление о различных инструментах симфонического оркестра;
  • совершенствовать умение передавать в движениях музыкально-эстетическое содержание произведения; 
  • познакомить детей с историей создания классической музыки эпохи Моцарта и с

историей создания струнного инструмента.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, стремление понимать других людей и себя;
  • прививать любовь к классической музыке.

Материалы и оборудования:

Проект «Классическая музыка малышам», использование ИКТ (мультимедийный проектор), коробочки и резинки для изготовления струнного инструмента, игрушка сверчок со скрипочкой, охотничий лук, магнитофон и аудио записи («Маленькая ночная серенада», дуэты для двух скрипок, фрагмент из оперы «Волшебная флейта», «Колыбельная», фрагмент из симфонии №40), музыкальные инструменты – колокольчики, часы, электрические свечи, ватман для рисования, пальчиковые краски и влажные салфетки.

Словарная работа:

Композитор,  В.А. Моцарт, оркестр, ансамбль, скрипка, струны.

Ход деятельности

  Звучит фонограмма «Маленькая ночная серенада» Моцарта (2 часть) дети заходят в зал.

М.Р.: Ребята, проходите в зал, посмотрите, сколько гостей сегодня у нас, они тоже пришли послушать музыку. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.

Музыкальный руководитель:

Придумано кем-то

 Просто и мудро

 При встрече здороваться:

 «Доброе утро!» -

 «Здравствуйте и добрый день!» -

 Говорить нам всем не лень.

М.Р. и дети поют.

Мы за руки возьмёмся, мы за руки возьмёмся

Друг друга улыбнёмся и скажем дружно всем:

«Здравст-вуй-те»!

М.Р.: Сядем дети, тихо сядем,

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном…

 Дети усаживаются на стульчики.

М.Р.: Ребята, сегодня мы с вами услышим и познакомимся с классической музыкой великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Как ни сказочно, но в  славном городе Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий пел и каждый четвертый играл на музыкальном инструменте…(слайд 1) Здесь и родился великий композитор В.А.Моцарт.(слайд 2) Судьба нежно коснулась рукой колыбели новорожденного ( слайд 3): «Знаменитый музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора!»,  который написал множество своих произведений для вас, для самых юных слушателей.…А вот и он В.А. Моцарт (слайд 4).

Ответы детей…

С  раннего детства Моцарт был окружён звуками музыки. Маленький композитор написал свои первые музыкальные произведения уже в 4 года.(слайд юного Моцарта)

Может в этом есть какая-то  тайна? Вы хотите её узнать.

Ответы детей…  Да, хотим!

Тогда мы прямо сейчас  отправимся в то время, когда жил и творил великий Моцарт.

Звучит музыка Моцарта и тикание часов.

М.Р. переводит стрелки на часах назад  и зажигает электрические свечи.

М.Р.: В тот зимний вечерний час в доме Моцартов было тихо-тихо (слайд1). Маленький Моцарт дремал в кресле (слайд 2). И вдруг...(звучит фонограмма сверчка). Что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук… «Наверно, луч луны замерз и сломался, стукнув в окно», - подумал мальчик ( слайд 3)

-Малыш встал, чтобы посмотреть, и тут… Да это же сверчок со своей волшебной скрипочкой! Появляется игрушка сверчок со скрипочкой. Сверчок отвесил низкий поклон:

-Добрый вечер, маленький сударь!», сказал он Моцарту.

- Добрый вечер… - удивился Моцарт.

И сверчок стал рассказывать Моцарту о скрипке:

У скрипки голос звонкий, четыре струнки тонких,

По ним смычок играет и звуки извлекает.

В ней -  слышите? – душа живёт,

Она, и плачет и поёт,

Изящно, тонко, горячо,

Когда подставишь ей плечо.

Сверчок поднял волшебную скрипочку, вскинул смычок…и заиграл

М.Р. начинает играть на скрипке. Звучит отрывок из дуэтов для двух скрипок «Allegro».

М.Р. Он играл так прекрасно, что Моцарт воскликнул: «Какая прелесть! Никто в нашем городе так не играет хорошо! Вот если бы мне стать великим музыкантом. Моцарт был очарован прелестными звуками скрипки и с тех пор, стал, сочинять свою волшебную музыку.( звучит музыка).

М.Р.:А вы хотите услышать эту музыку?

Ответы детей: Да, хотим.

М.Р.: Давайте послушаем «Колыбельную», которую сочинил Моцарт, это произведение для скрипки. Определите характер музыки. Какие настроения, чувства она передаёт?

М.Р. исполняет на скрипке «Колыбельную», поёт.

Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Птички уснули в саду,

Рыбки заснули в пруду.

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни.

Дети слушают.

Дети: Музыка спокойная, нежная, ласковая.

М.Р.: Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Давайте закроем глаза, представим, что ваша мама вас качает на руках и поёт вам «Колыбельную песенку», и послушаем ещё раз.

М.Р. - исполняет на скрипке «Колыбельную».

М.Р.: Колыбельную песню, поют детям, чтобы успокоить, приласкать и исполняют её нежно-нежно. Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. В ней были и радость и грусть, печаль и надежда…

М.Р.-Ребята смотрите, что-то наш сверчок загрустил. Наверно он хочет нам что-то еще поведать, рассказать, а может и поиграть с нами.

М.Р. Подносит сверчка к уху и слушает, что он говорит…

-Сверчок мне говорит о том, что великий Моцарт писал не только медленные и грустные мелодии, как «Колыбельная», но ещё и …

М.Р. исполняет отрывок «Турецкое Рондо».

М.Р.: Какие настроения, чувства передаёт эта музыка?

Дети: Музыка весёлая, задорная, танцевальная.

М.Р. Правильно ребята. Маленький Моцарт, слушая весёлую игру сверчка на скрипочке, любил забавляться и играть. Давайте и мы с вами поиграем.

Дети встают со стульчиков и идут на середину зала.

Проводится музыкальная игра «Быстро - медленно» на определение характера произведения

М.Р.: Ребята, сейчас нам  надо быть очень внимательными и внимательно слушать исполняемую музыку. Если вы услышите музыку спокойную, медленную, то и движения у вас будут медленные и плавные, но если вы услышите, что  музыка изменилась и стала  подвижной, поменяла характер звучания, тогда и движения ваши должны соответствовать характеру исполняемой музыки, можете даже потанцевать (игра проводиться 2-3 раза).

М.Р.: Как хорошо вы почувствовали музыку! Сверчку очень понравилось с вами играть.

Дети возвращаются на стульчики.

М.Р.  Ребята, сверчок познакомил маленького Моцарта не только со скрипкой, а ещё с другими музыкальными инструментами, а Моцарт для них сочинил музыку.

 ( звучит фонограмма «Волшебный звон» из оперы «Волшебная флейта»).

М.Р.: Дети, как вы думаете? На звуки, какого инструмента похоже это необычное звучание?

Дети отвечают…

М.Р.: Давайте посмотрим, что  приготовил для нас сверчок ( на столе под салфеткой спрятаны колокольчики, м.р. берёт разнос и просит детей открыть и взять колокольчики).

М.Р. Конечно, здесь звучат колокольчики, и произведение называется «Колокольчик».

М.Р.: Сейчас, когда будет звучать произведение, мы с вами будем играть на колокольчиках и подпевать

М.Р. давайте попробуем пропеть на слог «ля».

Дети поют.

М.Р. А теперь добавим колокольчики и вместе с ними, получится очень звонко.

Звучит фонограмма «Волшебный звон» из оперы «Волшебная флейта» – дети озвучивают колокольчиками.

М.Р. исполняет на скрипке пьесу «Колокольчик», а дети поют и играют на колокольчиках.

М.Р. Здорово у нас получилось. Настоящий волшебный звон!!! Несите все свои колокольчики нашему сверчку.

М.Р.: Маленький Моцарт, ребята, любил не только сочинять музыку, но и рисовать её  разными, яркими красками, ведь звуки музыки похожи на цвета радуги. По вечерам, когда сверчок приходил к Моцарту в гости, наигравшись, они брали краски, кисти, бумагу и садились рисовать. Пойдемте, посмотрим, какой ещё сюрприз нам приготовил сверчок.

Дети вместе с м.р. подходят к столу, где под салфеткой спрятаны краски и бумага, открывают…

М.Р.: а где же кисточки? Чем же мы будем рисовать, ребята?

Ответы детей…

М.Р.: А рисовать мы будем необычно, без кисточек и карандашей, мы будем рисовать пальчиками и краски у нас для этого специальные - «пальчиковые».

Проводится рисование под музыку.

М.Р.:  Красивые рисунки у вас получились, …и в этом нам помогла музыка великого Моцарта. Пусть ваши рисунки немного подсохнут, а мы вернёмся к нашему другу сверчку.

М.Р.: Присаживайтесь. Наш сверчок ребята не простой, он очень трудолюбивый. Посмотрите, какая у него замечательная маленькая скрипочка, он смастерил её сам. Хотите, чтоб и у вас был собственный струнный инструмент?

Дети: Да!

М.Р.: Но прежде, я хочу вам открыть ещё одну тайну о том, как появилась струна.

М.Р. берёт со стола охотничий лук

М.Р.: Однажды охотник на охоте натянул на своём луке тетиву, а когда отпустил, то услышал странный звук, похожий на музыкальный, ( м.р. предлагает детям натянуть тетиву).

Если такую тетиву натянуть на корпус музыкального инструмента,  тогда он зазвучит, и на нём можно будет играть настоящую музыку.

М.Р. Сверчок приготовил для нас необычные предметы, давайте посмотрим. (м.р. вместе с детьми подходит к столу где под салфеткой спрятаны коробочки и резинки, для изготовления струнного инструмента)

М.Р. Ребята, давайте пройдем на ковер.

М.Р. Возьмите каждый себе по коробочке. Коробочка будет корпусом инструмента, а резинки струнами. Посмотрите, как нужно  натянуть резинку на коробочку.

Дети под музыку Моцарта мастерят собственный струнный инструмент.

М.Р.: Какие у вас получились замечательные струнные инструменты и так много, что мы можем создать целый оркестр струнных инструментов.

М.Р. Сейчас пройдемте на стулья.

М.Р.: Посмотрите, какой большой симфонический оркестр (слайд). Каждый музыкант играет на своём инструменте: скрипке, кларнете, виолончели…Сейчас, мы с вами станем настоящими юными музыкантами-оркестрантами, будем играть на своих инструментах музыку Моцарта, только играть будем необычно, как будто щипать пальчиком струну. Давайте попробуем, я на своём инструменте, а вы на своём.

Проводится элементарное музицирование на собственном изготовленном струнном инструменте

М.Р. Отличный у нас с вами получился оркестр.  Мы трудились, инструменты наши играли и  устали, давайте дадим им немного отдохнуть (м.р. предлагает детям поставить свои инструменты на стол).

М.Р. Ребята,  подходит к концу наше с вами путешествие в том времени, где жил и творил великий Моцарт. Нам надо возвращаться…..

М.Р. переводит стрелки часов вперёд, выключает электрические свечи….(звучит фонограмма  музыки Моцарта и тиканье часов.)

Подводится итог занятия.

М.Р. Ребята, с каким композитором мы сегодня познакомились?

Дети: С Моцартом.

М.Р.: А что он сочинял?

Ответы детей: музыку.

М.Р.: Какие произведения вам запомнились?

Ответы детей… «Колыбельная», «Колокольчик»

М.Р. А что мы с вами сегодня рисовали?

Дети: музыку, передавали настроение музыки…

М.Р.:Я подарю вам ваши рисунки, а вы покажете их своим друзьям.

М.Р.: Что мы с вами мастерили?

Дети: струнный инструмент, скрипку.

М.Р. А что у неё есть?

Дети: струны.

М.Р.: Моцарт на старенькой скрипке играет.

           Моцарт играет, а скрипка поет.

М.Р. Пришло время расставаться нам,  друзья. Вы мне очень понравились, и мне было приятно с вами общаться.  Возьмите свои инструменты, встанем в круг и споём, попрощаемся.

М.Р. и дети: До свидания, до свидания всем нам было хорошо,

                       До свидания, до свидания приходите к нам ещё.

Ефимова Евгения Витальевна                                                           МБДОУ №14 Детский сад «Берёзка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Волшебная музыка Моцарта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка Моцарта против заикания

Влияние классики на здоровье вашего ребёнка...

Конспект занятия"Музыка Моцарта лечит".

Конспект музыкального занятия....

Конспект НОД "Музыка Моцарта"

Конспект занятия в подготовительной группе знакомит детей с творчеством композитора....

Интересные факты об удивительных свойствах музыки Моцарта

Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга»....

Феномен музыки Моцарта

Про удивительные свойства музыки Моцарта  говорилось не раз. Стоит попробовать послушать - и услышать - сколько чудесных интонаций и совершеной гармонии в классической музыке......

Консультация для родителей "Волшебная музыка Моцарта"

          Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. О. Ученые нашего континента доказали, что прослушивание произведений Моцарта повы...