Русские народные игры с пением для детей старшего дошкольного возраста
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме

Роговкина Нина Михайловна

Игра - основной вид деятельности ребенка. В консультации для родителей и воспитателей описываются русские народные игры с пением, в которые дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют на занятиях, вечерах досуга, праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkienarodnyeigry.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русские народные игры с пением для детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей и воспитателей

В старшем дошкольном возрасте игра продолжает оставаться основным видом деятельности детей. В развитии ребенка и коллектива детей игре принадлежит очень важная роль.

В настоящее время возрождается интерес к незаслуженно забытым русским народным играм. Эти игры несут в себе огромный развивающий потенциал, поскольку включают в себя и движение, и пение, и занимательный сюжет. Как показывает практика, русские народные игры и сейчас, спустя много лет, остаются очень интересными и привлекательными для детей.

  1. Как у дядюшки Трифона

Вначале по считалке выбирается «Трифон». Если выбор падает на девочку, то поется «у тетушки» и называется имя девочки. Так же можно поступать и с именами мальчиков. «Трифон» стоит в центре круга. Дети водят вокруг него хоровод и поют:

Как у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро, семеро,

 Семь сыновей.

А мы не пили, не ели,

 Друг на друга все глядели,
Разом сделали вот так!

На слова «разом сделали вот так» «Трифон» показывает какое-либо движение или позу. Все дети должны мгновенно повторить. Того, у кого это лучше получится, выбирают водящим – «Трифоном».

  1. Заинька, серенький

В эту игру можно играть с детьми и старшего, и младшего дошкольного возраста.

По считалке выбирается «Заинька». Дети встают в круг, «Заинька» сначала встает вместе со всеми. Дети водят хоровод и поют:

Заинька, выйди в круг,

Серенький, выйди в круг.

Скорей, скорей выйди в круг.

Скорей, скорей выйди в круг.

(Заинька выходит в круг и затем изображает то, о чем поется в песне. Все остальные дети повторяют.)

Заинька, ты пройдись,

Серенький, ты пройдись.

Туда-сюда ты пройдись.

Туда-сюда ты пройдись.

Заинька, умой ручки,

Серенький, умой ручки.

Леву, праву умой ручки.

Леву, праву умой ручки.

Заинька, умой личко,

Серенький, умой личко.

Сверху до низу умой личко.

Сверху до низу умой личко.

Заинька, пригладь шерстку,

Серенький, пригладь шерстку.

Спереди, сзади пригладь шерстку.

Спереди, сзади пригладь шерстку.

Заинька, причешись,

Серенький, причешись.

Да получше причешись.

Да получше причешись.

Заинька, под бочка,

Серенький, под бочка.

Пляшет зайка казачка.

Пляшет зайка казачка.

На последнем куплете все дети пляшут. Затем «заинька» выбирает нового «зайку» – подходит к нему и кланяется. Игра продолжается с новым «зайкой».

  1.  Скачет, скачет воробей

Это наборная игра.

Выбирают «Воробья». Все дети сидят на скамейке или стоят в ряд или в круг. «Воробей» скачет на одной ножке, машет «крылышками», созывает детей, а все поют:

Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Собирает всех детей-тей-тей.

Мало, мало, мало нас, нас, нас,

Иди, Машенька, за нас, нас, нас.

Тот, чье имя произнесли, идет к воробью. Они берутся за руки и вместе скачут. Дети снова поют песенку. Так продолжается до тех пор, пока не наберется 6 – 7 детей. Тогда поют по-другому:

Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Разгоняет всех детей-тей-тей.

Много, много, много нас, нас, нас,

Убегайте все от нас!

Дети разбегаются, а «Воробей» их ловит. Кого он поймает, тот становится «Воробьем», и игра продолжается.

  1. Бабка-Ёжка

Выбирается «Бабка-Ёжка», девочка или мальчик. Она садится в конец зала или, если играют на улице, подальше от других детей, у какого-нибудь дерева.

Все становятся в шеренгу, лицом к «Бабке-Ёжке», берутся за руки и идут к ней с песенкой, притопывая в такт:

Бабка-Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

Раз, два, три,

Беги!

Дети разбегаются, а «Бабка-Ёжка» их ловит. Кого она поймает, тот становится «Бабкой-Ёжкой», и игра продолжается.

  1. Змея

Выбирается «Змея», первый раз это взрослый. «Змея» ходит перед ребятами и поет:

Я – змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

Я – змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

Затем останавливается перед каким-то ребенком и произносит «волшебные слова»: «Хочешь быть моим хвостом?» На это ребенок отвечает: «Да, конечно же, хочу!» или «Нет, конечно, не хочу!» Если ребенок ответил «да», он цепляется за «Змею» сзади, и дальше они двигаются вместе, «паровозиком». Если «нет» – остается на месте. Детям очень нравится «хулиганский вариант» игры – когда надо не просто прицепиться к «Змее» сзади, а сначала проползти у нее между ног (затем –  между ног у всех детей в «паровозике»). Когда детей наберется много, 7 – 8 человек, «Змея» останавливается, гладит себя по животу и говорит:

Все, устала, есть хочу!

Сейчас свой хвост я есть начну!

И начинает ловить свой «хвост». Дети при этом должны держаться друг за друга, не разбегаться. Тот ребенок, которого поймали, становится «Змеей».

  1. У медведя во бору

Выбирается водящий – «Медведь». Можно дать ему в руки плюшевого мишку или надеть маску медведя. Затем зал или любое другое пространство, где происходит игра, делят на две половины: дом и лес. «Медведь» идет на свою половину. Там он рычит, переваливается с ноги на ногу, а потом садится или ложится и делает вид, что спит. Дети идут в «лес», «собирают» там грибы и ягоды и поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

Дети могут бросить в «медведя» травку или просто громко прокричать последние слова песенки, чтобы разбудить мишку. «Медведь» просыпается, рычит и ловит ребят. Тот, кого он первым поймает, садится на его место.

  1. Колпачок

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Все остальные ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя растили,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Когда поются слова  «на ноги поставили, все дети подходят вплотную к «Колпачку», приподнимают его и ставят его на ноги. После этого снова все образуют круг и хлопают в ладоши. Колпачок танцует, затем подходит к тому, кого выбирает, и поклоном, только наклоном головы, приглашает его войти в круг, а сам становится на его место. Тот садится на корточки в центр круга, и игра продолжается.

Во всех играх водящего лучше выбирать по считалке, чтобы другим детям не было обидно. Считалки можно не только проговаривать, но и пропевать. Можно предложить, например, такие считалки с напевом:

  1. Под горою у реки живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит.

Диги-диги-диги-дон,

Выходи из круга вон.

  1. Пан-пан, капитан,

Чем ты коня пропитал?

Я не житом, не овсом,

Только белым калачом.

Из копыта, под копыто,

Из телеги прямо в грязь,

Оставайся, белый князь!

  1. Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки.

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. Как достигну...

Сценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. ...

Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста

Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста...

Театрализованная игра по русской народной сказке"Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста

Создание благоприятных условий для формирования интереса к театрализованной деятельности...

"Мы на ярмарку пошли" Знакомство детей с русскими народными инструментами. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

Одно из любимых занятий детей любого возраста - игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народной музыкой и возникновением народных инструментов.  Они с удовольствием осваивают приемы ...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...

Русской народной игры «Андрей воробей» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание общей выносливости. Развитие координации движений. Проявление инициативы....