План- конспектов музыкальных занятий
план-конспект занятия по музыке по теме

Соловьева Инна Сергеевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка»

Конспект  занятия по музыке (старшая группа)

 по теме:«Пальчиковая и артикуляционная  гимнастика на музыкальных занятиях в ДОУ»

     

Подготовила: музыкальный руководитель

Соловьева Инна Сергеевна

                                                          Волжск 2015 г.

«Пальчиковая  и артикуляционная  гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

     

Цель: с помощью пальчиковых и артикуляционных  гимнастик вырабатывать у детей старшего дошкольного возраста технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.

   

Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; учить детей выразительному прочтению текста; закреплять навыки детей в игровом творчестве.

Атрибуты: листочки трех видов по количеству детей (кленовые, дубовые, рябиновые, шарфик для ветерка; ширма напольная, перчатки различных цветов.

Ход занятия.

В зал под музыку входят дети старшей группы

Встают полукругом. Здороваются (пропевают ).

Музыкальный руководитель: Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… Улыбнулись.

Музыкальный руководитель: Мы выходим на улицу и приветствуем окружающий нас мир.

Проводится пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко) .

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже «Здравствуй! » говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро. Здравствуй, день.

Мне здороваться не лень.

Дети садятся на места (идут под музыку) .

Музыкальный руководитель проводит с детьми упражнения для шеи,

плечевого пояса и кистей рук (под фонограмму песни Т. Морозовой )

 По окончании упражнений музыкальный руководитель проводит артикуляционную игру «Гроза в лесу»

Музыкальный руководитель спрашивает детей, что можно увидеть ранней осенью на лесной полянке.

Дети отвечают: «грибы» (показывают руками) ;«цветы» (называют цветы, показывают руками – складывают кисти рук бутончиками, нюхают – вдох, подули на пальчики – «лепестки» - медленный выдох) ;

«ягоды» (называют, показывают руками, нюхают, чмокают губами) ;

«бабочки» (показывают кистями рук бабочку) ;

жучки (изображают руками и голосом улетающего жучка: сжать кулачки; из указательных пальцев и мизинцев сделать «усики» жучка;

«побегать» усиками по ножкам со звуком «ж-ж-ж» на в низком регистре; затем, постепенно поднимая руки, переходить из низкого голосового регистра в высокий на одном дыхании с резким выдохом на высоком звуке, кулачки разжать) ;

«деревья» (показывают руками высокое дерево) ; «старое дерево» (горловой скрип). 

Вопрос музыкального руководителя: Какое сейчас время года? Месяц? Какие осенние приметы вы можете назвать? Почему осень называют «золотой»? Загадать загадку про осенние листья: Падают с ветки золотые монетки.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем с пальчиками.

(Музыкальный руководитель с детьми проводит пальчиковую игру «Осень»

 Осень, осень,   (трем ладошки друг о друга)

 Приходи!         ( зажимаем кулаки по очереди)

 Погляди!          ( ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, ( плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.    ( ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет,  ( сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,    ( синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,     ( «птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. ( барабанить пальцем  по одной, потом по      другой ладони).

Шапки, куртки надеваем   ( имитируем)

И ботинки обуваем             ( топаем ногами)

Знаем месяцы:                     ( ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

Вопрос: А давайте ребята споем  песню про листья . исп. «Листопад»

Т. Попатенко.

Музыкальный руководитель:

   Какие замечательные зонты раскрылись над вашей головой: большие, прочные. Теперь нам никакой дождик не страшен.

    Дети становятся врассыпную по залу.

Инсценировка песни «Дождик» (с пальчиковой игрой) муз. М. Красева  

По окончании песни музыкальный руководитель проводит с детьми игру «Мы большой построим дом» (сборник: «Кукляндия» М. Родиной) .

Музыкальный руководитель загадывает загадку-игру.

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Каждого зверя дети показывают руками) .

Вопрос: Давайте покажем, какой гриб вырос у нас на поляне.

    Инсценировка пальчиковой игры «Грибы»

(Ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибать пальцы):

Раз, два, три, четыре, пять! Мы идём грибы искать.

Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал, этот пальчик всё съел, оттого и растолстел.

(Каждое слово сопровождается показом) .

Музыкальный руководитель: Вы замечательно сегодня занимались. Теперь можно и поиграть. В какую игру будем играть?

Ответ: В игру с осенними листочками.

Воспитатель раздает ведущим листья трех видов: (кленовый, рябиновый, дубовый). При этом уточняет правильное название листьев (лист с клена кленовый; лист с дуба – дубовый; лист рябины) .

 Игра проводится 2 раза. ( под музыку)

По окончании игры дети собирают листья.

Музыкальный руководитель: Наше занятие окончено. Чем мы сегодня занимались?

Ответы: Мы делали зарядку для шеи и рук; учились правильно дышать, когда поем; играли в игру «Гроза в лесу» пели песни про дождик, про листья… Играли в игру- загадку «Мальчик-с-пальчик», «Грибы»; играли в игру с осенними листьями.

Музыкальный руководитель уточняет какое  название у  листьев , с которыми проходила игра.

Дети прощаются и под музыкальное сопровождение выходят из зала.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка»

Интегрированное занятие с использованием игровой технологии для детей старшей группы

                                 План-конспект музыкального занятия

Тема: «Кто, кто в теремочке живёт?»

                                                         Подготовила: музыкальный руководитель

                                                                                  Соловьева И.С.

                                                    Волжск 2015 г.

Цель:

Развивать нравственно эстетическое осмысление искусства и окружающего мира. Воспитывать чуткость, способность откликаться на прекрасное, доброе.

Задачи:

1.    Способствовать формированию эмоционально целостного восприятия художественных сказочных образов (Баба-Яга, звери, игрушки-куклы).

2.     Развивать образное мышление детей, воображение, фантазию, умение создавать образы.

3.     Закрепить умение использовать пластические свойства цвета для передачи характера и настроения в рисунках.

 Ход занятия:

Музыкальный руководитель в костюме сказочницы:

Где-то в сказочном лесу,

Где нет тропок и дорог,

Где с цветочков пьют росу

И пчела, и мотылёк,

Там, под старою сосной-

Теремочек небольшой…

 Ребята приглашаю вас в сказочное путешествие

-       С помощью каких сказочных предметов можно попасть в сказку? (ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка и т.д.)

Чтобы нам не заблудиться

Без тропинок и дорог,

Мы возьмем с собой в дорогу

Круглый сказочный клубок.

Интересно, куда он нас приведет?

  На пути избушка на курьих ножках (картина, рядом размещены цветные карточки и пиктограммы).

-       Чтобы узнать, кто в избушке живет, надо послушать музыку (слушаем П.И.Чайковского «Баба-Яга»)

-       Кто же живет в этой избушке? (дети делятся своими впечатлениями).

-       Почему вы так решили? (дети определяют характер: злая, колючая, зловещая).

Предлагаю детям подобрать соответствующую пиктограмму и определить цвет, соответствующей музыке и картине.

     Куда же дальше приведет нас клубок?

Подходят  к деревянному Теремку, на нем прикреплена картина с изображением теремка для зверей по сказке «Теремок».

Кто, кто в теремочке живет?

Чтобы узнать, кто живет в этом теремке, предлагаю послушать музыку. (Слушают музыку о животных)

Дети догадываются, что в этом теремке живут зверята.

Дети характеризуют художественные образы: медведь – неуклюжий, большой; лиса – хитрая; мышка – маленькая, и т.д. Дети подбирают цветную карточку, соответствующую этой картине и прослушанной музыке.

Предлагаю превратиться в зверят, и поиграть в музыкальную игру с пением.

Игра « Теремок»

В игре дети импровизируют, изображая  зверят, передают в движении и голосом в пении художественный образ.

     Путешествие продолжается. Клубок приводит нас к хорошенькому, красивому домику. Кто, кто в теремочке живет?

Слушание музыки (П.И. Чайковский «Музыкальная табакерка»).

     Дети определяют характер: ласковая, игривая, танцевальная, плавная и т.д.

Кто же живет в таком красивом сказочном домике?

    Ответ детей  что живут там куклы. Под эту же музыку дети изображают, как танцуют деревянные куклы.

    На столе лежат музыкальные инструменты,  дети выбирают себе инструмент и попробуют самим сыграть эту красивую мелодию.

  • Как вы думаете, из какой сказки этот чудесные теремок?

   Ответ Детей что этот теремок из сказки «Приключения Буратино».

-       Давайте скажем волшебные слова: «Крекс-фекс-пекс» и превратимся в кукол из театра Карабаса-Барабаса (надевают колпачки и танцуют  «Польку»).

Дидактическая игра: «Собери теремок» (дети по цвету составляют разрезанные части теремков).

  • Вот какое интересное музыкальное путешествие мы с вами совершили с волшебным клубком.

А сейчас я вам предлагаю стать маленькими художниками.

  • Чем пользуется художник в своей работе?

   Итог занятия:

Ответ детей: (бумага, краски, кисть, мольберт). Правильно

Затем дети рисуют понравившийся теремок. Во время рисования тихо звучит прослушанная музыка. В конце дети выкладывают свои рисунки на стол и делятся своими впечатлениями: Почему нарисовали именно этот теремок?

Какие цвета использовали и почему?

         Результаты мониторинга уровня развития интегративных качеств

  Программа  “ От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Цель мониторинга: изучить особенности динамики формирования у воспитанников интегративных качеств.

п/п

Интегративные качеств

2014-2015

2014-2015

2014-2015

2014-2015

2014-2015

Группа     №2

Группа

№4

Группа

№5

Группа

№6

Группа

№7

1.

Физическое развитие

80%

82%

95%

85%

90%

2.

Эмоциональность, отзывчивость

82%

86%

92%

88%

93%

3.

Любознательность, активность

79%

80%

88%

82%

89%

4.

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

84%

88%

95%

90%

91%

5.

Способность управлять своим поведением и планировать свою деятельность

82%

86%

90%

92%

87%

6.

Способность решать личностные и интеллектуальные задачи

78%

89%

91%

94%

95%

7.

Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

80%

83%

87%

89%

94%

8.

Овладение предпосылками к учебной деятельности

85%

87%

92%

93%

97%

       Итоговый результат

71,5%

85,1%

91,2%

89,1%

92%

 

      В результате анализа мониторинга достижения детьми планируемых результатов усвоения программы были сделаны следующие выводы:
-  у детей  сформированы интегративные качества в полном объёме;
-  следует отметь успехи в плане развития предпосылками к учебной деятельности  – 97% , интеллектуальных качеств - 95%,  представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе –  составил  94%, эмоциональность, отзывчивость -93% .            

   - следует обратить внимание на развитие таких качеств как, любознательно активный – 89% ,  овладевший необходимыми умениями и навыками -91% и способный управлять своим поведением – 87%



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка»

                   

                     Проект на тему « Музыкальные инструменты»

                                       

                                                            Составила: музыкальный руководитель

                                                                                   Соловьева Инна Сергеевна

Волжск 2015 г

Актуальность:

   В дошкольном возрасте музыкальное воспитание играет важную роль формировании  личности ребенка, художественного вкуса, творческих и нравственных качеств.

  Наблюдая за детьми, я увидела и услышала что в самостоятельной деятельности они не умеют использовать музыкальные инструменты  по своему прямому назначению.

  Проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития чувства ритма, слуха, музыкального творчества, различения высоты и длительности звуков посредством музыкально- дидактических игр.

Цель проекта:  расширить знание о разновидностях музыкальных инструментов.

Задачи:

1.Развивать у детей желание знакомиться с историей создания    музыкальных инструментов.

2.Развивать знания об основах музыкальной грамоты, о знаменитых композиторах.

3.Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать народную и классическую музыку.

4.Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.

5.Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению музыкальных инструментов.

6. Создать необходимую предметно- развивающую музыкальную среду.

Длительность проекта: 1,5 месяца.

Срок реализации: Декабрь- Январь

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с разнообразными музыкальными инструментами.
  2. У детей разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической инструментальной музыки.
  3. Сплоченность детей и родителей посредством музыки. 

   

  Форма работы с детьми:  занятия, чтение художественной литературы, беседы, рассказы воспитателя, музыкально- дидактические игры, разучивание стихов, песен, просмотр видео проектов, прослушивание музыкальных произведений русских композиторов.

                                   План реализации проекта

              Этапы

Месяц

     Содержание

1. Подготовительный

Декабрь

Создаётся информационная база, необходимая для реализации проекта. Провести диагностику.

2. Основной    

Январь

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3.Заключительный

Январь

Итоговый, включает в себя диагностические результаты, соотнесение поставленных задач, прогнозируемые и полученные.

                                         

                                             План работы с детьми

        Месяц

Содержание работы

     Задачи

Сроки реализации

       Декабрь

1.Исследование духовых музыкальных инструментов

2. Формирование задачи.

3. Вникание в проблемную ситуацию.

1. Побуждать к совместной и поисковой деятельности.

2. Преобразовать родителей из пассивных в активных участников образовательного процесса.

      2 недели

        Декабрь

1.Знакомство с разнообразными музыкальными инструментами.

2.Прослушивание изученных музыкальных инструментов.

3. Изучение объекта воспитателями с детьми, родителями.

4.Музыкально-дидактические игры.

5. Презентация- альбома « Любимый музыкальный инструмент»

1. Побудить детей к процессу познания.

2. Сформировать  заинтересованность к музыкальным инструментам.

3. Осваивать знания и представления семействах музыкальных инструментах и их звучании.

4. Обеспечить интерес к музыкальной деятельности.

5. Активизировать речь детей.

6. Развить творческую самореализацию.

       2 недель

      Январь

1. Презентация  музыкальных инструментов, тематических альбомов.

1. Научить детей совместно с родителями проводить презентацию.

    2,5 недели

Практическое применение проекта

Конспект занятий с использованием технологии проектирования ( для старших дошкольников)

  1. «В мире музыкальных инструментов»

 

Заключение.

          Данный проект направлен на воспитание  у детей интереса к миру музыки; в веселой форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами. В результате реализации проекта будут сформированы представления  о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении.

          Проект будет реализовываться  на групповых и игровых занятиях с детьми, и в работе с родителями.

 

            Литература.

 

  • Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
  • О.П. Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников»;
  • С. Газарян « В мире музыкальных инструментов»;
  • М.М. Поташник, М.В. Левит «Как подготовить и провести открытый урок» современная технология.

         

         Диагностика уровня знаний детей музыкальных инструментов.

Показатель     уровня знаний

2014-2015

2014-2015

2014-2015

2014-2015

2014-2015

гр№2

гр№4

гр№5

гр№6

гр№7

высокий

42,2%

21,4%

45,2%

15,7%

57,8%

средний

57,8%

73,5%

59,6%

63,1%

45,7%

низкий

-

7%

-

21,2%

-

                Показатели уровня знаний детей.

  1. Знать названия групп музыкальных инструментов, шумовые, клавишные, струнные, духовые.

Игра «Распредели инструменты»

Детям раздаются маленькие карточки с музыкальными инструментами из разных групп. Дети должны определить: к какой группе инструментов они относятся.

            Высокий- точно

            Средний- 1-2 ошибки:

            Низкий – больше 2 ошибок

  1. Уметь воспроизвести ритмический рисунок, сыгранный взрослым.

Игра « Повтори за мной»

Ребёнку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка, а ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю ( прохлопываются ритмические рисунки по выбору педагога).

Высокий – точно

Средний – 1-2 ошибки:

Низкий – беспорядочный ритм.

  1. Знать расположение высоких и низких звуков на разных           инструментах.

Игра «Угадай, какой звук?»

Высокий – точно

Средний- 1-2 ошибки

Низкий – больше 2-х ошибок

  1. Уметь импровизировать на разных музыкальных инструментах мелодии на стихотворные тексты

Игра « Подыграй музыканту»

Высокий – точно

Средний – 1-2 ошибки:

Низкий – больше 2-х

 

             Вывод: по результатам диагностического обследования детей видно рост процента усвоения материала детьми.

                         « В мире музыкальных инструментов»

Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, виолончелью, с народными музыкальными инструментами балалайкой, домрой;  познакомить детей с симфоническим оркестром, с оркестром русских народных инструментов, эстрадным оркестрами.

Задачи:

1.  Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.

2.  Дать определение оркестра.

3.  Познакомить с определениями: классическая, народная и эстрадная музыка.

4.  Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.

5.  Рассказать историю возникновения струнных инструментов.

8.  Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Тихо-тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном!

И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна вокруг:

Плывут звуки речкой пенной,

Тихо дремлет лес и луг.

 Звучит "Вальс цветов" П. И. Чайковского  в исполнение симфонического оркестра.

- А кто исполняет эту чудесную музыку?

Ответ детей -Правильно, оркестр.

 В

А на сцене будто праздник:

Серебро и медь,

Сколько труб и скрипок разных – 

Трудно рассмотреть.

Кто-то вдруг из полумрака

Вышел медленно на свет.

Дирижёр, он в чёрном фраке,

Он, как ласточка одет.

Всё блестит в сиянье света

Не найти свободных мест.

Мы, ребята, знаем – это

Симфонический оркестр!

- Ребята какая музыка бывает? (Инструментальная и вокальная.)

- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.

- Оркестр – это коллектив  из музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно.

 А сейчас есть симфонические оркестры, оркестр русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т. д.

Самый богатый – это симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать  настроения человека.

Слушание "Тарантелла" В. Гавришина из балета "Анюта".

- Как вы думаете, какая на ваш взгляд  это музыка? А какие инструменты вы услышали?

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!

Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. (Показ иллюстрации.)

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр (подставку для нот) и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.

Игра "Оркестр".

-  А какие струнные  инструменты вы знаете?

- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – вы отгадаете сами.

Звучит "первый концерт" П. И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.

- А как же пришли к нам эти инструменты?

- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.

Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.

-  Послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете отгадать инструмент, который будет звучать.

Слушание "первый концерт" П. И. Чайковского для скрипки с оркестром.

- Вы узнали этот музыкальный инструмент?

- Конечно, это скрипка.

Но скрипач играть уже не мон.

  • Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления.

Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой. Слушают звучания балалайки.

- Как вы думаете, какой это инструмент звучит? Правильно, это балалайка.

- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается?

Ответ детей: смычок не нужен.

Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях.

Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.(Танцуют)

Звучит "Калинка" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- В русском  народном оркестре играют гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.

- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.( Дети играют на ложках)

Слушание эстрадного оркестра.

- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.

- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываем крышу, показываем молоточки, которые ударяют по струнам).

- Фортепиано может заменить целый оркестр.

Исполняется "Вальс".

- А теперь ребята давайте потанцуем.

Дети исполняют "рок-н-ролл".

- Под какую музыку вы сейчас танцевали? (Эстрадную.)

- Ребята  сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.

Итог занятия:

Затем было решено составить коллаж – ответ, где будут отражены в иллюстрациях, схемах, картинках, рисунках три танцевальных жанра :полька, вальс, песни.

 Далее   с помощью родителей был сделан коллаж, презентация-альбома  с выступлением детей, где дети сами воодушевленно рассказывали обо всем, что им пришлось узнать; на презентации исполнялись песни, танцы в различных танцевальных жанрах, рассказывались истории возникновения вальса, пляски, польки. Дети рассказывали о своих любимых инструментах.

 



Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4          

                                                          «Калинка»

                                       Мастер-класс

                                     « Свирель поет»

         

                                                          Подготовила :музыкальный   руководитель

                                                                                         Соловьева Инна Сергеевна

                                             

                                                 г. Волжск 2015

                                                               С виду дудочка простая,

                                                               Но звучаньем поражает:

                              В нем небесная лазурь,

                                   Солнце лучик после бурь.

        Э. Смелова

Цель мастер-класса: познакомить с инструментом свирель.

Задачи:

1. Познакомить с историей  происхождения инструмента;

2. Познакомить с извлечением звук

Формирование универсальных учебных действий :

АКТУАЛЬНОСТЬ.

 Именно с дошкольного возраста надо стремиться  средствами музыкальной деятельности формировать активную  творческую  личность, способную понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

В данном мастер – классе происходит интеграция образовательных областей – музыка, коммуникация, познание.

Обучая игре на свирели,  можно выделить несколько этапов:

1. Знакомство с инструментом – свирель (её историей происхождения);

2. Разучивание  народной песни «ВАСИЛЁК» - не зная нот.

3. Постановка исполнительского аппарата – корпуса;

4. Освоение простых  приёмов игры на свирели;

5. Разучивание  народной песни «ВАСИЛЁК» - не зная нот.

                                        Ход мастер -класса

  Здравствуйте ! Сегодня я познакомлю вас  с удивительным, невероятно красивым по звучанию музыкальным инструментом .  Это  древний и  простой   инструмент называется  Свирель. Он певучий и задушевный. У каждого народа были инструменты похожие на нашу свирель. Они носили разные названия. Флатус,  сиринкс,  флейта Пана.

Итак, давайте возьмём в руки этот удивительный инструмент и рассмотрим его.

Видите – свирель состоит из мундштука и ствола. На стволе проделаны отверстия.

Попробуем с вами подуть в неё. Видите, какой пронзительный звук у нас  получился. Свирель не любит, чтобы на ней так играли. Звук должен быль мягким и нежным.

Как нам этого добиться?  Не знаете?  Хотите научиться?

 Сядьте прямо.

Распрямляем  плечи и слегка приподнимаем головку.

 Играть надо стоя.

Теперь нам надо отработать своё дыхание. Поставьте руку перед собой и представьте себе, что вы держите зажженную свечу. Дуем на неё так, чтобы наше пламя не погасло – нежно и медленно ( делаем несколько раз). Это очень трудно ребята. Вы со мной согласны? Видите не так – то легко научиться  регулировать и управлять  своё  дыхание. Для этого нужно много усилий и тренировок.

А теперь попробуем с вами извлечь звук, закрывая по очереди 1, 2, 3 отверстия пальчиками. Будьте, внимательны, отверстия должны быть плотно закрыты. Если вы закроете отверстие  не полностью, то звук,  издаваемый вашей свирелью, будет фальшивым.

Ноль  - играем первый звук, не закрывая отверстия.

1 пальчик – закрыли одно отверстие на свирели.

2 пальчика я показываю, следовательно, два отверстия закрыты.

3 пальчика – три отверстия закрыты.

Перед вами стоит трудная задача. Ставьте пальчики прямо и следите за своим дыханием по моей руке. Сильно и резко дуть в свирель нельзя, помните почему? Вспомните упражнение на дыхание – «Свеча». Не забывайте, что свирель не любит резкого громкого звучания.

Итак, пробуем.

Так повторяем, несколько раз, пока не добьёмся слаженного звучания свирелей.

Ну, что понравилось играть на свирели?

У меня в руках небольшая книжечка,  называется «Вместе с октавиком» которая поможет нам сегодня, как, не зная нот, сыграть простую песенку. Вы готовы?

Будем с вами разучивать  русскую народную песню «ВАСИЛЁК».

Чтобы у нас получилась песня, нашу музыкальную фразу будем повторять четыре раза.

Я буду петь, а вы мне -  аккомпанировать.

Конечно, не всё у нас с вами сегодня получилось, но зато вы узнали много нового.  Как правильно брать дыхание.

Научились играть русскую народную песню «Василёк» не зная нот, что очень, немаловажно для нас с вами. Сегодня вы  были  оркестром, а я дирижёром и певцом.

Вам наверное стало понятно, как важно правильно играть в коллективе, если кто то сыграет неправильно хоть  одну ноту, то работа всего оркестра будет испорчена одним неверным звуком.

Вы согласны со мной?

До свиданья,  до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта музыкального занятия с детьми средней группы «Здравствуй, зайчик!»

Цель:Формирование музыкальных способностей детей посредством музыкально-дидактических игр.Задачи:«Художественно-эстетическое развитие»развивать умение слушать и называть музыкальные произведения;закре...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

План- конспект музыкального занятия «Музыкальная прогулка»

Музыкальные занятия должны быть увлекательными и насыщенными!!...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...