Влияние музыкально-ритмических упражнений на развитие двигательных навыков дошкольников
консультация по музыке на тему

Слепцова Елена Юрьевна

консультация  для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыкально-ритмических упражнений на двигательную активность дошкольников.

(консультация для воспитателей)

Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь.

 В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего, у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а также некоторые психические расстройства

Как построить свою деятельность, чтобы детям было интересно, чтобы они с радостью занимались любым видом образовательной деятельности?

Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, усиливая эффект выполняемых упражнений, улучшает педагогический процесс.

Именно включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении (утренняя зарядка, бодрящая гимнастика после дневного сна, досуговые мероприятия, занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельные игры, прогулки) позволяют сделать занятия интересными, увлекательными, снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение детей, сконцентрировать их внимание.

Музыкально-ритмические упражнения – это

  •  Система упражнений, включающая упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме
  • Форма обучения, которая является комфортной, интересной и дающая возможность самовыражения.
  • это темп, интенсивность движений, работа всех мышц и суставов. Они направлены на воспитание у детей чувства ритма движений, способствуют развитию у них музыкальности и пластичной выразительности

Содержание  музыкально-ритмических упражнений составляют:

  • движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;
  • разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;
  • элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
  • танцевально-хореографические элементы.

На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С учетом этого я подбираю композиции с интенсивными по физической нагрузке движениями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается. Например, в средней группе мы используем игровую композицию «Лесная зверобика». В подготовительной группе дети с удовольствием исполняют композицию «Веселый зоосад» - упражнение на различные виды ходьбы, импровизируя игровые движения и изображая различных животных.

 В бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение - привести детей в бодрое состояние, поэтому я подбираю упражнения игрового характера и спокойные по темпу. С этой целью мы используем упражнения «Мы проснулись», «Солнышко». Используем данные упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, элементами игрового самомассажа.

Игровой самомассаж

«Ладошки»

Поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме. Для кистей и пальцев.

Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)
Каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик)
Поздороваюсь с ним сильно (у основания и выкручивающим движением)
И вытягивать начну (движением дойти до ногтевой фаланги).
Затем руки я помою («моют» руки)
Пальчик в пальчик я вложу (пальцы в «замок»)
На замочек их закрою,
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики (пальцы расцепить)
Пусть бегут как зайчики (перебирать ими).

Музыкально-ритмические упражнения я использую и в НОД.

На занятии по развитию речи дети разговаривают о птицах и насекомых, которых мы можем увидеть в лесу, на лесной поляне летом, они рассматривают картинку с изображением кузнечика, составляют небольшие рассказы про этого насекомого. Итогом этого занятия стало исполнение знакомой детям танцевальной композиции «Кузнечик» на музыку В. Шаинского. На занятии по теме «Доброта» я использовала музыкально-ритмические упражнения для физкультминутки.

На занятии по ознакомлению с окружающим миром «Дети и природа» дети рассказывают об осени, о том, что происходит в это время года в природе: часто идет дождь, на улице становится холоднее, листья желтеют и когда подует ветер - плавно и мягко падают на землю. Изображая покачивания деревьев,   кружение  листьев,   дети  выполняют  творческое  задание  на  выразительность пластического образа в танце «Мы - осенние листочки».

 На математическом занятии, которое отмечается высокой умственной активностью и малой подвижностью использование игровых, танцевальных композиций «Кот Леопольд», «Танцуйте сидя» в качестве физкультминуток является средством расслабления, переключения внимания, а также повышения психофизического тонуса детей.

Для активизации внимания детей, пробуждения и поддержания у них интереса к музыке, к творчеству, развития творческого воображения я включаю некоторые виды музыкально-ритмической деятельности и на занятия по изобразительной деятельности. Так, например, композиция «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова) включила в занятие по теме: «Цветок в подарок маме». Дети слушали песню, после чего выполняли пластическую импровизацию: старались представить, как выглядит «волшебный» цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывали это в движении. Затем выполняли работу.

Воспитательное воздействие музыкально-ритмическая деятельность оказывает и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулке является летний период. В это время на участке мы организуем интересные игры: «Четыре шага», «Тетя Весельчак», «Зоопарк», «Дружба» и другие. Вместе с музыкальным руководителем организуем подвижные игры с пением. Например, в игре «Теремок» дети образно-игровыми движениями стараются «оживить» сказочных персонажей - лягушку, мышку, зайчика, медведя, петушка, используя элементы костюмов, шапочки героев сказки.

Некоторые виды музыкально-ритмической деятельности я включаю и в досуговые мероприятия: развлечения и вечера досуга, которые могут иметь общую игровую тему и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, играми и другими видами занимательных заданий. Очень весело и увлекательно в нашем дошкольном учреждении прошли развлечения и праздники: «Кафе «Чайный дворик», «Новогодний карнавал», «Наша Армия сильная, смелая». Исполнение танцевальной композиции «Самовар» сочеталось с аттракционом «Кто больше принесет воды?», отгадыванием загадок. Веселый танец «Салажата» доставили много положительных эмоций как самим детям, так и их родителям (в рамках проекта «Моя армия сильная, смелая»).

Считая проектную деятельность эффективной технологией, использую её в разных направлениях работы с детьми. Готовясь к 70-летию Великой Победы, мы выучили композицию «Возвращайтесь», которая тронула до слез всех зрителей.

Подготовку танцевальных композиций к утренникам я проводила на занятиях кружка по хореографии, который я веду уже пятый год, а также в свободное от  НОД время. Кружок по хореографии я начала проводить с младшей группы, разработав рабочую программу. К подготовительной группе мои воспитанники уже многое умели и принимали участие в разных мероприятиях: городской флешмоб ко Дню рождения города, семинар-практикум «Организация и содержание утренней гимнастики» - показ ритмической гимнастики, городское методическое объединение воспитателей старших групп - проект «Моя армия сильная, смелая», заочный международный конкурс «Радуга талантов».

Игра является одной из форм организации самостоятельной музыкальной деятельности ребенка. Среди таких игр у детей основное место занимают «музыкальные занятия», «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми на музыкальных занятиях, праздниках, утренниках. Очень часто можно наблюдать, как в группе дети - «артисты» исполняют полюбившийся танец, музыкально-ритмическую композицию для своих товарищей - «зрителей». Значимыми для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Например, к праздникам девочки и мальчики помогают мне придумывать движения к танцам. Дети по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт, накопленный в музыкально-ритмической деятельности.

Таким образом, средствами ритмопластики, движений под музыку за считанные минуты я могу снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысит настроение детей, сконцентрировать их внимание.

Следовательно, музыкально-ритмические движения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.

Такая система работы способствует достижению следующих результатов:

•        дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;

•        процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - два-три занятия;

•        дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.

  • легко снимается напряжение детей

напряжение детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние игр с мячом на развитие двигательных навыков детей раннего возраста» из опыта работы

Всестороннее развитие ребёнка невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности. Предполагается, что развитие двигательных навыков у детей происходит более эффективно в игр...

«Взаимодействие образовательного учреждения и семьи по укреплению и сохранению здоровья и развитию двигательных навыков дошкольников»

laquo;Взаимодействие дошкольно образовательного учреждения и семьи по укреплению и сохранению здоровья и развитию двигательных навыков дошкольников»...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников».

Двигательная сфера - совокупность внешних проявлений активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, выступающей в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельнос...

Консультация для педагогов ДОУ "Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников".

Правильно организованное физическое воспитание способствует гармоническому развитию ребёнка, выработке основных гигиенических навыков. Состояние здоровья детей — это достаточно важный показ...

Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год

Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...