Танец для дошколенка, или такие важные «притопы и прихлопы»
статья по музыке на тему

Снытко Ольга Константиновна

Главной целью данной статьи является желание подчеркнуть значение музыкально-ритмических движений вообще и танцев в частности для гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tanets_dlya_doshkolenka.doc22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                Танец для дошколенка
                            Такие важные «притопы и прихлопы»

        Танец сопровождает человека с самых дальних времен. Развитие танцевальной культуры шло неотделимо от истории человечества. Посредством различных поз, скачков, движений люди в процессе своего развития пытались выразить радость, горе, любовь, сказать что-то важное своим родным, передать собственный опыт последующим поколениям. Грубо говоря, танец - это ряд телодвижений, согласованных с внутренним миром человека и подчиненных музыкальному ритму.

        Испокон веков считалось, что лучший танцор - это лучший охотник-добытчик, лучший воин-защитник. Такой человек обладает отменной координацией движений, умеет хорошо и правильно двигаться. А значит, в трудной ситуации сможет наилучшим образом применить свои навыки. В Средние века, например, рыцари (профессиональные воины, воинская элита) должны были  уметь не только сражаться, но и хорошо танцевать. Танец входил в список семи рыцарских искусств наряду с верховой ездой, плаванием, фехтованием, стрельбой из лука, игрой в шахматы и стихосложением. Человечество всегда хотело видеть своих детей гармонично развитыми. И вот тут мы вплотную подходим к теме данной статьи.

         Сколько раз мне, как музыкальному руководителю, приходилось слышать от людей: «Да какие там у вас танцы! Два притопа, три прихлопа — делать нечего! Время только тратите! Пели бы лучше побольше...»  Мнение очень распространенное. Поэтому мне и захотелось написать несколько слов в защиту столь важных для маленьких обитателей детских садов «притопов и прихлопов». Ведь ритмика является очень важной частью музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
        Одна из основных целей на занятиях  с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

        О положительном влиянии музыки на общефункциональую деятельность организма ученые говорили уже давно. В частности об этом писал И. М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. Развитие музыкальных способностей происходит в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой.  Необходимо по возможности раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошколят форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.

        Танец – это не только разучивание хореографических движений. Через него и взрослые, и дети постигают себя, знакомятся друг с другом, формируют правильное представление о нормах поведения между мужчиной и женщиной, овладевают культурой этикета. Танец – это синтез искусств, и одним из важных компонентов его выразительности является музыка. Уже с первых занятий ребенок, постигая азы хореографии, вслушивается в ритмы музыки, ее интонационные оттенки; таким образом воспитывается музыкальность, формируется музыкальный вкус.
        Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, определенные настроения. Под их влиянием движения приобретают соответствующий характер.
        Приведем характерный пример: торжественно звучит праздничный марш, музыка бодрит и радует. Осанка воспитанников становится подтянутой, движения рук и ног — точными, подчеркнутыми. Глаза блестят... При спокойном, плавном характере танца осанка становится свободнее, движения неторопливыми, более мягкими. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, становится средством выражения художественных образов. Музыка и движения как бы рассказывают о чем-то, выражая торжество, праздничное веселье, восхищение природой, ли сочувствие несчастью.

        Музыкально-ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке, что оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, дети эмоционально обогащаются, испытывают особый подъем, жизнерадостность.
        Постоянно возникающая необходимость действовать под музыку развивает у детей волевые качества — танцы требуют быстрой реакции, своевременного перехода с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. И как трудно бывает, воплощая в танце, например, образ робкого зайчишки, замереть в ожидании, пока «Лиса» ведет свою сюжетную линию и «ищет добычу». Тут действительно нужна выдержка.

        Во время занятий ритмикой особенно хорошо развивается эмоциональная отзывчивость на музыку.
        Познавательные способности детей так же развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике  музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Например, изображая в танце конькобежцев, ребята получают представление о плавном, спокойном скольжении по льду. Посредством танца дети получают знания о культуре разных народов, исторических эпохах; через сюжетный танец включаются в артистическую игру создания образа, изложения сюжета.  

        Как показывает практика, очень важную роль играет танцевальная импровизация, дающая возможность детям проявить актерские способности, воплощая в своем танце образ, навеянный музыкой. А так же дающая возможность показать умение слушать музыку, проявить воображение.

        Танец — это важное средство социальной адаптации ребенка. В процессе работы над плясками и хороводами ребята учатся доверять друг другу. Ведь так важно  подстроиться под партнера, договориться с ним.  Благодаря коллективной деятельности дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Что же дают занятия танцами в детском саду? 
        Способствуют ф
ормированию правильной осанки, укреплению мышц спины, улучшению подвижности суставов, общей гибкости и пластичности.

        Развивают артистичность, так как в процесс обучения входит изучение простых танцевальных движений и постановка небольших хореографических композиций.
        Способствуют развитию таких качеств, как целеустремленность, организованность и трудолюбие дают выход двигательной активности детей.

        На музыкальных занятиях и занятиях в танцевальном кружке предоставляется возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, формировать хороший эстетический вкус, помогая тем самым, приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

        Вот такие они, «притопы и прихлопы»!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие важные обязанности

В данном материале предлагаю беседу с дошкольниками по формированию знаний прав и обязанностей. Уверена. что представленный материал будет интересен. как специалистам, так и родителям....

конспект совместной деятельности "Такие важные цифры"

конспект совместной деятельности "Такие важные цифры"...

«Я (ребенок) – член семьи» (Игровая среда ЛЕГО - как инструмент, позволяющий моделировать и исследовать такие важные понятия, как семья, дом, друзья, взаимоотношение людей).

Каждый ребенок – индивидуальность. Задача педагогов, воспитателей и родителей развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность. И современная наука не придумала нич...

Памятка "Такие важные слова"

Для ребенка самое важное - это чувствовать себя нужным, что его любят, что он не одинок. Даже если нет времени на игру с ребенком, вы много работаете, можно в течение дня уделить несколько секунд для ...

Акцентируем внимание родителей , педагогов дошкольного уровня образования, педиатров на таких важных коммуникативных речевых проблемах детей:задержка психо-речевого развития ,общее недоразвитие речи, алалия (моторная, сенсорная, смешанная))

. Акцентируем внимание родителей , педагогов дошкольного уровня образования, педиатров на таких важных коммуникативных речевых проблемах детей:задержка психо-речевого развития ,общее недоразвити...

Проект "Такие важные Су-Джок мячи массажные"

Проект в младшей группе по использованию с детьми Су-Джок мячей...

Консультация для родителей "Такие важные слова"

Что и как нужно говорить детям, чтобы они вырасли уверенными в себе....