Главные вкладки

    Проект "Традиции русского народа"
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Жернакова Ольга Леонидовна

    Проект знакомит детей с праздниками, обычаями, предметами быта русского народа..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_traditsii_russkogo_naroda.docx20.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект в старшей группе детского сада.

    Руководитель проекта: Жернакова Ольга Леонидовна, воспитатель детского сада.

    Участники проекта: дети, педагог, родители воспитанников.

    Возраст детей, участников проекта: 5-6 лет

    Тип проекта: поисково-творческий.

    Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2014г. – май 2015г.)

    Тема: «Традиции русского народа»

    Цель: 

    • Утверждение духовных и этических ценностей у детей дошкольного возраста.

    Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями.

    Задачи:

    • Обогащать знания детей о русских традициях, о традициях семьи.
    • Развивать интерес к истории, традициям в жизни людей.
    • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к поисковой и творческой деятельности.
    • Активизировать родителей к поиску информации по данной теме и сотрудничеству по созданию условий для ознакомления детей с русскими традициями.

    Актуальность проекта:

    Век новых технологий шагает вперёд и преподносит нам и нашим детям много новой информации, зачастую не самую полезную для наших детей, а вот информация о наших предках, об их быте, работе, подвигах представляется в средствах массовой информации не всегда интересно и доступно для ребёнка. Поэтому педагоги должны, начиная с дошкольного возраста,  знакомить детей с обычаями, культурой наших предков, развить интерес к истории, выработать позитивное отношение к традициям своего народа, желание поддерживать и сохранять их. Вызвать гордость, уважение, любовь к своей Родине.  

    Прогнозируемый результат. В результате работы по проекту у детей повысились потребности в использовании знаний о народной культуре на практике: народные игры, манипуляции с глиняными  игрушками, использование в речи потешек, закличек. Дети стали бережнее относиться к предметам народного творчества.

    Формы и методы работы:

    Развитие речи и ознакомление с художественной литературой:

    • Изучение стихов, потешек.
    • Чтение сказки «Семь Семеонов».
    • Чтение русских народных сказок.
    • Беседа «Какие праздники празднует ваша семья?»
    • «История русской матрёшки».
    • Чтение книги «Дарума-дарумушка».
    • Экскурсии в мини- музеи «Русская изба», «Часы».
    • Этические беседы:
    • «Как раньше почитали родителей».
    • «Что такое этикет».
    • Скороговорки.
    • Поговорки.
    • Присказки.

    Ознакомление с природой:

    • Беседа «Почему все народные гуляния проходят на природе?».
    • Рассказывание о русской берёзе как символе народного творчества.

    Социализация:

    • «Кто придумал праздники и зачем они нам нужны».
    • «Рождественская история».
    • «История русской народной сказки».
    • «Какими игрушками раньше играли дети».
    • «Коляда, Коляда - открывайте ворота».
    • «Мы празднуем Масленицу».
    • «Пасха».
    • «Что такое русская ярмарка».
    • «Знакомимся с предметами быта».

    Продуктивная деятельность, художественное творчество:

    • Раскрашивание раскрасок с изображением поделок русских умельцев.
    • Изготовление масок.
    • Рисование на тему «Я был на Масленице».
    • Лепка «Барышня».
    • Раскрашивание деревянных яиц.
    • Изготовление открыток к праздникам.
    • Изготовление игрушек из бросового материала.
    • Рисование по трафаретам «Роспись матрёшек».
    • Лепка «Ярмарка».
    • Коллективная работа конструирование «Русская изба».
    • Лепка из солёного теста «Куличики», «Птички-свистульки», «Жаворонки».
    • Аппликация «Украсим сарафан девице» (дымковская роспись).

    Физическое развитие:

    Подвижные игры с народным уклоном:

    • Взятие снежной крепости
    • Гори, гори ясно
    • Пирог
    • Салки
      Ручеёк
    • Капуста
    • Игры с яйцами
    • Катание яиц с горки
    • Бой яйцами
    • Солнышко-вёдрышко

    Музыкальное развитие :

    • Народный фольклор: потешки, заклички, дразнилки, прибаутки, драматизация сказок.
    • Знакомство с народными инструментами: гармошка, балалайка, шумовые инструменты.
    • Разучивание элементов народного танца.

    Хороводы:

    • «Во поле берёза стояла»
    • «На горе то калина»
    • «Карусель».

    Музыкальные игры:

    • «Горшок».
    • Игра-пантомима «Строим избу».

    Развлечения:

    • «Осенняя ярмарка»
    • «Празднование Нового года»
    • «Рождественские колядки»
    • «Провожаем зиму» Масленица
    • «Праздник Светлой Пасхи».
    • Мини сценки: «Фома и Ерёма».
    • Прослушивание на CD-проигрывателе масленичных песен.

    Игровая деятельность сюжетные игры:

    • «Дом».
    • «Ярмарка».
    • «Театр самодельных кукол».
    • Игра-драматизация «Каша из топора».

    Работа с родителями

    • Привлечение родителей к участию в  конкурсе  изготовление народного календаря.
    • Активизировать родителей на поиск информации по теме «Традиции русского народа».
    • Привлечение родителей к организации и участии в праздниках и развлечениях.
    • Оформление выставки творческих работ детей и родителей по темам: «Пасхальный сувенир», «Рождественский подарок», «Народная игрушка своими руками».
    • Выставка фотографий «Традиции нашей семьи».

    Развивающая среда

    В центре книги 

    • Выставки книг «Русские промыслы», иллюстраций с работами народных умельцев.
    • Выставка  изготовленных своими руками книжек-малышек придуманных с родителями сказок.
    • Выставка иллюстраций о быте русского народа: посуда, мебель, орудия труда, жилище.
    • Выставка иллюстраций народного костюма и современной одежды.
    • в центре сюжетной игры размещение сарафанов, масок, кокошников, шляпок, атрибутов для народных игр, кукол для театрализованной деятельности.
    • Игра «Сравни современные и старинные головные уборы».

    В центре искусства

    • Размещение раскрасок «Народные игрушки»
    • Трафареты для рисования и раскрашивания предметов быта, игрушек.
    • Пластилин для лепки
    • Иллюстрации с изображением народных гуляний
    • Репродукция картины «Боярыня Морозова»

     В центре науки 

    • Размещение материала (глина, береста, дерево, льняная ткань), из которого раньше делали игрушки, посуду, мебель, шили одежду.

    В центре конструирования

    • Разместить конструктор для постройки избы, печки.

    Итоговый результат  

    • Организовать выставку поделок родителей и детей на тему «Самый оригинальный народный календарь».
    • Совместно с детьми определить цель нового проекта « История нашей страны».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

    ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

    Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа

    Доклад на тему: "Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа"...

    "Русская песня - душа русского народа" - сценарий по воспитанию патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

    Разработано для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, так как тема патриотизма наиболее актуальна в наше время....

    Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

    Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

    В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...