"Художественно-эстетическое развитие" в рамках регионального компонента общеобразовательной программы дошкольного образования.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Борисова Ольга Васильевна

КонспектНОД Знакомство с культурой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx29.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

                              Конспект НОД по теме

                        « Художественно-эстетическое развитие в рамках                                                    регионального компонента общеобразовательной программы дошкольного образования.

Цель:         Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: любовь к родному краю, к Родине.

        Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

        Способствовать всестороннему развтию личности, опираясь на основы  самобытной народной культуры.

Под спокойную музыку дети входят в зал.

Музыкальный руководитель   здоровается с детьми  распевкой  «Добрый день».

Mуз.р-ль.

М.р-ль.: У каждого жителя земли есть своя родина – это место, где он родился и живёт! Россия - это наша большая родина. А как вы понимаете выражение малая   Родина? (ответы детей)Правильно, это край где мы родились, учимся и живём!

В каком городе мы  живём ? ( ответы детей)

Да! Мы живём в Борисоглебске! Он для нас родной! Это наша малая родина!

Старинный град Борисоглебск

Под сводом солнечных небес,

Вблизи слияния двух рек

Стоит, как страж, который век…

                                   Николай Пугачёв

( Показ слайдов)

Ребёнок.

Слышишь песенку ручья? Это родина твоя!

Слышишь голос соловья? Это родина твоя!

Звон дождей и шум ветвей

И в саду смородина - это тоже родина!

 

М.р-ль.: А сейчас  давайте споем песню « Наша Родина» слова и музыка М. В. Сидоровой.

        Дети поют песню.

М.р.ль.  Расскажу я вам друзья

               Про зеленый славный город

               Здесь живёт моя семья,

               Этот город всем нам дорог.

               Любим мы по парку

               Весело гулять,

               Разноцветною листвою

               Друг друга обсыпать.

               Как прекрасен город

             Чистый, светлый и уютны

              Летом радует он глаз

             И зимой морозной, вьюжной

             Городок наш сказочный

             Борисоглебск наш родной

             С самого рождения

             Дружим мы с тобой!

        (показ слайдов)

Родина любого человека имеет свою историю,  самобытную культуру.    Богат наш край  родной поэтами, музыкантами, художниками, да народными умельцами. В своих произведениях они воспевают красоту русской земли.  Среди них поэт Игорь Лукьянов. Послушайте его стихотворение о Борисоглебске.

Ребёнок читает стихотворение поэта.

Хопра иль Вороны

Задумчивый всплеск

Слышу родимое-

Борисоглебск.

Старый собор,

Лес на горе.

Улица - память

О детской игре.

Город,

Столетьями над тобой-

Ласточки летом,

Галки зимой.

Там, где дороги

В июльской пыли,

Струги

Дубовые,

Новые шли.

И на окраине

Ветры с лугов,

Словно оттуда

Из древних годов.

(показ слайдов)

Всемирную известность получил поэт НИКИТИН Иван Саввич. Он   родился в Воронеже в семье зажиточного мещанина, владельца свечного завода. В своих  стихах он воспевал природу родного края.

Стихотворение Никитина  « Здравствуй, гостья зима» для нас прочитает Меньщикова Анна.

Здравствуй, гостья-зима.

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас. -

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит

Муз.р-ль. Рисует зима узоры на окнах, а мастерицы Борисоглебска вывязывают свои узоры в  пуховых платках.

             ХОРОВОД « Метель –кмружевница» с белыми ажурными платками.

У нас в Борисоглебске получило развитие совершенно уникальное  узорное вязание пуховых платков. Давайте подойдем и внимательно рассмотрим узоры местных мастериц  Платок обычно вяжут в одну нить на двух стальных спицах , они имеют узорную кайму. Основными узорами каймы платка являются ромбики в два или три ряда и зубцы по краю. У каждой мастерицы свой уникальный узор.  

Сегодня я хочу вас познакомть с народной артисткой , певицей  Мари́ей Никола́евной Морда́совой,  исполнительницей русских народных песен и частушек. Давайте послушаем  частушки в ее исполнени.

  Мария Николаевна- собирательница  песен, частушек и припевок. Она ездила по селам, встречалась с бабушками и дедушками, записвала частушки в их исполнени, потом включала их в свой репертуар.  Обратите внимание, какой красивый костюм у  певицы. ( показ слайдов)  Воронежский костюм может о себе многое рассказать:

 Сорочка белоснежная узорами расшитая

- Это доброта рук материнских.

Сарафан черный

- Это чернозем Воронежский.

Дорожка пестра

- Степь в весеннем лесу

Кокошник высокий, платок цветной

- Красота девичья.

Бусы разноцветные

- Это цвет росы на утренней заре.

Полоски по подолу

-Река Дон батюшка.

( рассматриваем костюм в натуральную величину)

А сейчас я предлагаю вам одеть кукол в  Воронежский   костюм .

(Работа с раздаточными картами  по подгруппам)

А сейчас послушаем песню блины в исполнении  М.Н. Мордасовой

 

Ребята,   на какой праздник поют эту песню? ( масленица). Масленица один  из люб имых    праздников на  Руси. И в нашем городе на центральной площади ежегодно  проводятся  народные гуляния . Как  забавляются люди на этом празднике?( ответы детей) Добры молодцы соревнуются в силе и  выносливости,   красны девицы поют песни и водят хороводы, а дети играют  в  забавные  игры и кушают вкусные блины .( показ слайдов)

А какие народные игры вы знаете?   ( ответы детей). Давайте поиграем  в игру « Золотые ворота»

                      Игра

     

И никакие народные гуляния не проходили без песен. Послушайте  загадку:  В руки ты ее возьмешь,

                То растянешь, то сожмешь!

                 Звонкая, нарядная,

                 Русская, двухрядная.

                 Заиграет, только тронь,

                 Как зовут ее? (гармонь)

 Муз.р-ль.: Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная )

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент.  Давайте  познакомимся с ним поближе ( показываю настоящий инструмент)

 Гармонь состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками .  А  почему гармонь называется двухрядной?  Ребята, покажите, как худеет и  толстеет гармонь. В России гармонь появилась давно. Летом 1830 года мастеровой Иван  Сизов поехал на Нижегородскую ярмарку и там услышал гармонику  болгарского мастера. Инструмент был очень дорогой, но Сизов купил его и привез домой. Дома он первым делом разобрал инструмент и посмотрел, из чего он состоит. Убедившись, что ничего сложного нет, он взял и сделал своими руками такой же. К сожалению, сейчас гармонь можно услышать всё реже. А вот в руках настоящего музыканта гармонь звучит удивительно красиво, необыкновенно.

 Просмотр  видеоролика.

Заключительная песня « Гармошечка-говорушечка» муз.сл.З.Я.Роот.

                     

                                       

Музыкальное сопровождение: песня «Зима-кружевница»

(С.Халаимов, Е.Панаева. исп. Е Цыбина)

Описание танца.

И.П.Дети стоят в двух колонках в верхних правой и левой кулисе , по 4 девочки в каждой. На плечи накинута пуховая белая шаль, которую они слегка придерживают  вытянутыми вниз руками.

1.Всю ночь ей не спиться .         (Вальсовой «дорожкой» девочки идут по диа-

Покуда темно,                                гонали в нижние левый и правый угол сцены)

Зима-кружевница                         (2 «Правых поворота» доходя до угла сцены и

Плетёт полотно.                           дальше двигаясь вдоль её края перестраиваясь

                                                          в две линии в шахматном порядке.При этом                   .                                                         пр/р  поднимается вверх,олова поворачивает-

                                                          влево, корпус чуть  прогибается влево.)                            

                                                         

Умело ложиться                           ( «Квадрат» вперёд)

Виток на виток-

И вот серебрится,                       (Девочки первой линии поворачиваются лицом

                                                         к девочкам второй линии,выполняют «окошко»    

                                                         в парах. Кружатся по одному на полупальцах,

                                                         раскрыв руки в стороны.)

И вот серебриться,                      (все выполняют «балансце» повернувшись ли-

                                                         цом к зрителям. Кружатся на полупальцах.)      

 И вот серебриться                      (Первая линия поворачивается ко второй, вы-

 Волшебный платок.                    полняют «окошко».Взявшись пр/р кружатся в                    

                                                          парах на полупальцах )

И вот серебриться                        («Окошко» в парах. Согнув пр/локоть  на полу-

Волшебный платок.         пальцах бегут«за локтём»перестраиваясь в 3

                                                           линии спиной к зрителям: в первой линии1 д.,

                                                           во второй- 3 девочки(соединяют  раскрытые

                                                             руки),в третьей линии-4 девочки(руки так же    

                                                             раскрыты).)

Проигрыш:  (Третья линия девочек поворачивается лицом к зрителям через                 л/пл снимая с шаль через пр/пл и растягивая её перед собой

 (Точно так же поворачивается к зрителям вторая линия девочек,снимая шаль.)

(Поворачивается,  снимая шаль девочка с первой линии.)

 (Все кружатся на полупальцах вправо. Девочка с первой линии перестраива -ется к девочкам во вторую. Получается 2 линии. Первая линия заканчивает поворот л/пл к зрителям, вторая-п/пл.)

2. Пушистым платком                  (Держа перед собой натянутую шаль, девочки

 От метелей и вьюг                       «Дорожкой» идут на круг .)

Накроет зима                                 («Дорожкой»  сходятся к центру круга,подни-

                                                            мая шали вверх.)          

Все деревья вокруг,                       (Выходят из круга опуская шали.)

Чтоб крепко спалось им               (Идут «дорожкой» по кругу по часовой  стрел-

 До самой весны.                            ке, подняв вверх пр/р повернув голову влево)

И снились хорошие,                      (Две девочки, которые находятся ближе всего    

                                                            к зрителям поднимают «воротца» и «дорож-

                                                            кой» отходят назад. В это время идущие сразу

                                                            за ними две девочки сомкнув на груди руки ,

                                                            проходят в «ворота»,раскрывают руки, кру-

                                                            жатся на полупальцах и тоже поднимают «во-

                                                            рота» отходя назад.)

И снились хорошие,                      (Следующие две девочки так же проходят в

                                                             «ворота», кружатся, поднимают руки.)

И снились хорошие                        (Последние девочки проходят в «ворота».)

Добрые сны.                                   (Девочки стоящие в пр. колонке делают взмах

                                                             шалями вправо. Стоящие в левой колонке –

                                                              влево.)

И снились хорошие                          (Девочки стоящие в правой колонне  идут

 Добрые сны.                                       «дорожкой» завод «звёздочку», соединив

                                                                В центре пр/р.Девочки в левой колонне за-

                                                                водят «звёздочку», соединяя в центре л/р.)

Проигрыш: (Девочки делают поворот, перестраиваясь в общий круг, две заходят в центр и подают друг другу пр/р соединив их в верху. Остальные встают по кругу против часовой стрелки, натягивая перед собой шали.

Центральные девочки кружатся «дорожкой», девочки. Стоящие по кругу, выполняют два  правых поворота)

И снятся  хорошие                         («Дорожкой» все сходятся к центру.)

Добрые сны!         (Кружатся на месте и «засыпают»                                

                                                            укутавшись в шали)

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей

Коллектив МАДОУ №88 разработал в части программы, формируемой участниками образовательного процесса подпраграммы: "Ребёнок изучает татарский язык", и "Ребёнок знакомится с малой Родиной- родным городо...

Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"

14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, не усваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования по физическому развитию

Данный материал содержит план работы с ребенком, который поможет сформирование у ребенка интерес к физической культуре, развить  основные физические качества....