Голос в жизни ребенка дошкольного возраста.
статья по музыке (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Тарасова Юлия Викторовна

Статья о развитии голоса ребенка дошкольного возраста и значение для дальнейшей его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golos_v_zhizni_rebenka.docx24.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Голос в жизни ребенка дошкольного возраста.

Вопрос развития детского голоса рассматривался многими учеными: доктором Е.А.Алмазовым, русским физиологом И.М.Сеченовым, немецким композитором-педагогом К. Орфом, музыкальным критиком-педагогом В.А.Асафьевым и многими другими…«Человеческий голос является результатом координированной работы всего голосового аппарата», - писал один из крупнейших педагогов 19 века Мануэль Гарсиа.(1) О.В.Кацер считает, что «когда звучит голос человека (его речь, пение, смех или плач), мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонируем с ним.»(2) В настоящее  время эта проблема весьма актуальна, так как в условиях современной жизни рождаются дети с многочисленными нарушениями здоровья. Большая часть производимого человеческим голосом звука влияет на внутренние органы и системы организма, потому это так важно для психического и физического здоровья ребенка. «Пение не только доставляет удовольствие ребенку, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно – сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье»,- Апраксина О.А. (3)

Голос в жизни человека. Что же он значит? Впервые ребенок издает звук своим голосом при рождении, тем самым заявляя нам о том, что он  появился на свет и готов общаться с нами. С помощью голоса и интонации мы напрямую взаимодействуем с окружающим миром. А для ребенка голос – основной способ информирования окружающих о своем состоянии, самочувствии и потребностях в еде, тепле, маминой ласки и т.д.

1-М.Гарсиа "Школа пения" ,1847

2- О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»: «Музыкальная палитра», СПб, 2005г.

3-О.А.Апраксина «Из истории музыкального воспитания», «Просвещение», Москва, 1990г.

Постепенно голос ребенка с помощью развития речи приобретает более осознанное значение: теперь он может словами точно описать свои впечатления и желания, описать эмоции и сбросить излишек энергии.

Для улучшения процесса обучения пению  необходимо понимание, что такое детский голосовой аппарат, как взаимодействует голос с голосовым аппаратом, знать строение и функции голосового аппарата. Детский голосовой аппарат значительно отличается от голосового аппарата взрослого человека. Интересно, что гортань новорожденных интенсивно скачкообразно растет только первый год жизни: у мальчиков – первые 3 месяца, потом на 8-м и 9-м месяцах, у девочек – в течение 1-го, далее на 4-7 месяцах первого года жизни.   Голосовые складки интенсивно растут до конца первого года жизни. Голосовые связки – это две мышечные складки, которые могут сокращаться в различных направлениях полностью, серединой и  краями, благодаря чему связки приобретают упругость и эластичность. Голосовой аппарат ребенка растет неравномерно, соответственно его голос изменяется и в своих основных качествах – по высоте, громкости, диапазону, тембру, регистру, по длительности звучания. В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован: связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахей и бронхов). Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Диапазон (объем голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. При правильной постановке пения дети 3 лет к концу года могут петь чисто, свободно, звонко, примерно в пределах «ми – си», 4 лет - в пределах «ре – си», 5 лет – «ре – до 2», 6 лет - в пределах «ре – ре2».

Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так называемые «примерные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре «фа – си». Нижний звук «до» звучит напряженно, и нежелательно давать его дошкольникам. Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению, то есть продуманный подбор певческого репертуара соответственно возрастным особенностям, внимательное отношение к воспроизведению звуков  детьми без напряжения и форсирования, певческая установка (обязательно прямая спина, расслабленное тело, ноги стоят на полу).

       Координация слуха и голоса – важнейшее условие развития певческих способностей детей. Надо отметить, что пение – непростой процесс и зависит от нескольких факторов: наличие наследственных музыкальных способностей (которые передаются по наследству и у многих детей не являются выдающимися) и окружающая среда (насколько часто в семье поют  детские песни и слушают классическую музыку). Задача воспитателей и музыкальных руководителей в детском дошкольном учреждении сформировать музыкально-певческую среду в группе: ежедневное звучание попевок, колыбельных, прибауток, хороводов принесет ребенку огромную пользу в формировании музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, в итоге речи и пения. Чем раньше взрослые начнут прививать ребенку естественные навыки звукообразования, тем быстрее  установится координация между слухом и голосом.

Обучение пению занятие непростое и для детей практически всегда является сложным и не понятным, а следовательно вызывает быстрое утомление и усталость. Поэтому одна из основных задач музыкального руководителя проводить подобные занятия в форме интересной занимательной деятельности, игры.

Опираясь на методику музыкального воспитания Карла Орфа и теоретические положения Б.В.Асафьева, развитие певческих навыков необходимо начинать с речевых упражнений, что содействует формированию правильного речевого и певческого дыхания и умения контролировать силу и высоту звука.

Активизирует правильное певческое контролируемое дыхание и  «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой (некоторые несложные упражнения в игровой форме можно использовать уже в младшей группе). Данная гимнастика создавалась как способ восстановления певческого голоса и является единственной в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела  и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода организмом. Знаменитый хирург-отоларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Александровна Загорянская-Фельдман писала: «Более тридцати лет наблюдаю великолепный лечебный эффект Стрельниковской дыхательной гимнастики у певцов и актеров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делает его здоровым». Начинать развитие навыков пения можно с дыхательной гимнастики, затем использовать любой вид деятельности речевого этапа:

-артикуляционная гимнастика,

-игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание,

-развивающие игры с голосом,

-речевые игры и упражнения,

-ритмодекламация.

Все эти виды речевого этапа хорошо описаны в издании О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению» («Музыкальная палитра»,СПб, 2005г.). Далее необходимо использовать несложные попевки для распевания и только потом начинать учить песню.

В результате систематической работы с детьми дошкольного возраста, направленной на развитие певческих навыков, дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам у детей развивается определенный навык вокального исполнения, они могут быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности. Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшем дошкольном возрасте. Большинство овладевают ими к старшему дошкольному возрасту.

Следует отметить, что приобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие – мышление. А владение голосом – важный опыт маленького человека, который поможет ему в дальнейшем на его жизненном пути.

Список литературы:

1. О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»: «Музыкальная палитра», СПб, 2005г.

2.Ветлугина Н. А. «Музыкальные занятия в детском саду.» М.: "Просвещение" 1984 год.

3.Михайлова М. А. «Развитие музыкальных возможностей деток.» - Ярославль "Академия развития", 1997 год.

4. «Музыка в детском саду» / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год.

5.Фурмина Л. Музыка в жизни младенца. - Дошкольное воспитание, 1990 год, № 12

6. Ред. О.П.Радынова. «Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада.» – М.: Просвещение, Владос, 1994;

7. А.Н.Стрельникова «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»: «Изобретатель и рационализатор»№7, 1975г.

8. И.Л.Дзержинская «Музыкальное воспитание младших дошкольников». М.: Просвещение, 1985.

9. В.А. Петрова «Музыкальные занятия с малышами.» М.: Просвещение, 1993.

10. Е. В. Клюева, М.Г. Шадрина «Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении.» Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Статья "«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» Автор Кафарова Фарида.

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»  В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохран...

Статья "«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

laquo;Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»  В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами...