Семинар «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в образовательной области «Музыка»
материал по музыке на тему

Цель семинара: повышение эффективности взаимодействия педагогов ДОУ в организации и проведении работы по укреплению здоровья детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №3 ФСО России»

Семинар на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в образовательной области «Музыка»

Исполнитель: музыкальный руководитель Зайкова Г.А.

Цель семинара: повышение эффективности взаимодействия педагогов ДОУ в организации и проведении работы по сохранению и укреплению здоровья детей

Задачи:

- повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в области профилактики и коррекции в состоянии здоровья детей;
– углубление и конкретизация знаний по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
– закрепление представлений о методах оптимизации двигательной активности детей;
– знакомство с играми, упражнениями оздоровительно-коррекционной, профилактической направленности.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Этапы внедрения технологии

1 этап. Анализ проведения занятий с позиций здоровьесбережения.

2 этап. Постановка  практических задач по результатам анализа.

3 этап. Подбор материала для работы и консультаций.

4 этап. Внедрение в практику.

5 этап. Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

6 этап. Совместная работа педагогов ДОУ.

  1. 1. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
  2. (1 этап)

      Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

    Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

   Свою работу в этом направлении я начала с анализа занятий с точки зрения здоровьесбережения.

Параметры

Результаты анализа

  1. Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.

Соответствует нормам СанПиН

  1. Продолжительность музыкальных занятий.

Соответствует возрасту.

  1. Количество  видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность.  

Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность,  как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно  3-10 минут (в зависимости от возраста детей)

Количество  видов деятельности на  муз. занятиях:

3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ , детское творчество -песенно-танцевальное, игры-драматизации ).

  Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются.

  1. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

ТСО применяется в основном для прослушивания музыки.

Общая длительность  использования на занятии не превышает 25%

Соответствуют нормам.

  1. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.

В процессе слушания и пения  проводятся различные  разминки, физкультминутки.(0,5-2 мин; 1-2 раза за все занятие)

  1. Проведение  бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Регулярно проводятся

  1. Психологический климат на занятии.

 Занятия проходят в спокойной доброжелательной обстановке

2.ПОСТАНОВКА  ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА (2 ЭТАП)

         После анализа занятий я сделала следующие выводы:

  • систематизировать  проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки)
  • в  начало и конец  занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить)
  • систематизировать применение   элементов здоровьесбережения во время музыкальной деятельности (пения, игр- драматизаций, разучивания танцев)

В своей работе с детьми я, так или иначе, всегда использовала следующие виды оздоровления:

 логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

 психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;  

 дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса;

  ритмопластика.

3. Подбор материала для работы и консультаций. (3 этап)

  1.          ЛОГОРИТМИКА

   Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

   Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

   На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

   Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

   Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

 На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

        

  1.       ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

      Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.
Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев р
ук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать ... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

   Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

  Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

    Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр

стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

совершенствует внимание и память;

формирует ассоциативно-образное мышление;

облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

  1.     ПСИХОГИМНАСТИКА
  2.   Этот вид деятельности призван научить малышей контролировать свои эмоции, дать почувствать как это «контроль» работает в игровой форме.

  Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, образы.

  Коррекция настроения и отдельных черт характера.

  Обучение ауторелаксации.

 Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

   Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.              Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

  Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.           

  1.  ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

   Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

    Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем
центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

   Выполнение дыхательной  гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

   Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

-улучшает дренажную функцию бронхов;

осстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

   Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять

развитие артикуляционной моторики:

-обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;

-выработку контроля за положением рта.

  Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

  1. РИТМОПЛАСТИКА.

  Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

  Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

   Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

  Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

   Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.        Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

    Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными , ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях  ребенок занимается ритмопластикой   в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

   Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка.  Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

  В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);

разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

   Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры , игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения( по рекомендации ипод наблюдением педиатра), и др.

  1. 4. ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ(4 ЭТАП)
  • Для решения первой задачи  - систематизировать  проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),- я использую пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику помогают сделать разминку перед пением.. Артикуляционная и дыхательная гимнастику Пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют  отдохнуть детям в течение  малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают  детям  отвлечь свое внимание от  слушания, разучивания и т.д.
  • Для решения второй задачи, поставленной в результате анализа занятия, в  начало и конец  занятия внедряю элементы психогимнастики, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
  • Для решения третьей задачи, поставленной в результате анализа занятия, во время пения, танцев и игр- драматизаций использую элементы логоритмики, психогимнастики, ритмопластики.

5.Взаимодействие и просветительская работа с родителями ( 5 этап)

  Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, проведение мастер-классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий.

6.Совместная работа педагогов ДОУ (6 этап)

   Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми  на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов  по применению здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».         Интенсивное развитие совре...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области "Музыка"

В выступлении на семинаре РМО музыкальных руководителей представлена система здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательно-образовательного процесса, но и профилактику различных заболев...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации образовательной области «Музыка».

На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие ме...