Консультация «Особенности развития темпоритмической речи у дошкольников»
консультация по музыке на тему

Музыкальный руководитель

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи. Наш опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность,  с такими трудностями мы сталкиваемся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_tepmoritmichekie_uprazh.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация «Особенности развития темпоритмической речи у дошкольников»

Подготовила музыкальный руководитель Тищенко Н.С.

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи. Наш опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность,  с такими трудностями мы сталкиваемся. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.

Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание логоритмических упражнений  изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме пальчиковой гимнастики, логопедических распевок,  игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

Музыкальные  занятия с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Музыкальное занятие включает следующие элементы логоритмики:

  • логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц,  органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
  • пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки

Приложение 1

Логопедические распевки

Автоматизация свистящих звуков

Слон Умеренно

ли-цей? Вро-де,     ро-зо-вой бы - ла? По-си - не-ла...

Что случилось с медуницей, Медуницей-небылицей? Вроде розовой была? Посинела... Отцвела.

  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Структура занятия не может включать все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Итак, структура музыкального занятия с элементами логоритмики такова.

  • Организационный момент.
  • Речь с движением (чувство ритма) или упражнение на дыхание.
  • Упражнение на мелкую моторику или артикуляционная гимнастика.
  • Слушание музыки.
  • Пение.
  • Танец или хоровод.
  • Игра.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Пальчиковая игра «Варим суп»

Эй, ребята! Эге-гей! Дети хлопают в ладоши.
Чистим овощи для щей. 
Режем мы капусту    
Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены. Поочерёдно поднимают и опускают ладони («рубят»).
Будет супчик вкусный.
Чистим мы картошку,  
Поглаживают пальцами правой руки тыльную сторону левой ладони.
Чистим очень ловко, 
Мы натрём морковку,  
Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.
Красную головку. 
Одновременно опускают и поднимают руки («трут морковь»)
А потом, а потом   
Стучат по левой ладони ребром правой.
Мы покрошим помидор,
И головку лучка,
И зубок чесночка.
Мы посолим супчик. 
Мелко перебирают пальцами правой руки, собранными в щепоть («солят»).
Скушай-ка, голубчик! 
Протягивают обе ладони вперёд.

«Здравствуйте!»

Логоритмическая игра с пением

Музыка и слова С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте! 
Потирают ладошку о ладошку.
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте! 
Гладят по два раза ладошкой по правой , потом по левой руке.
Пальчики сердитые,
Здравствуйте!
 Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д.
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте! 
Ритмично хлопают в ладоши перед собой.
Наши ушки, наши щёчки,
Здравствуйте! 
Потирают ушки, гладят щёчки.
Наши локоны и кудри,
Здравствуйте! 
Гладят себя по голове.
Вы друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте! 
Улыбаются сначала соседу слева, потом  справа.
И головкой поклонитесь,
Здравствуйте!
 Выполняют поклон головой.

Упражнения и игры для активизации речевого аппарата.

1) Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до основания.
2) Цоканье и пощёлкивание языком.
3) Круговые движения языком между зубами и щеками.
4) Покусывание языка боковыми зубами
5) Покусывание внутренней поверхности щёк

Педагог: Пробежал по лесу гул!

Дети: Гу-гу-гу-гу! (слог пропевают  на сильном выдохе.)

Педагог: Тут спросонок лес вздохнул...

Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох.)

Педагог: И посыпалась роса…

Дети:

Динь-динь-динь! (пропевают в верхнем регистре, на улыбке, звук носовой.)
Ест киска суп из миски
. (Утрировать звук с.)
Сыта киска  пуста миска.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.

Дети делятся на две подгруппы.

1-я  группа: Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Пропевают текст песни  и одновременно простукивают ритмический рисунок.

2-я группа: Заглянули в огород   Маша пляшет у ворот.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели?

2-я группа: Загляни в зелёный сад  Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа: Заглянули под крылец  грызёт Дуня огурец.

1-я группа: Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа: На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

 Шла весёлая собака, чики, брики, гав!
А за ней бежали гуси, головы задрав.
А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!
Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

Можно использовать разные варианты ритмического  прочтения песенки.

Чистоговорка «Т-ТЬ»

Та-та-та  яблоко моя мечта. Дети сжимают и разжимают пальцы.
Ато-ато-ато  витаминами богато. 
Хлопают в ладоши.
Ти-ти-ти  где же яблоко найти? 
Поднимают и опускают плечи.
Ать-ать-ать  надо яблоню искать. 
Приставляют к глазам то одну ладонь, то  другую.

Попеременно надувать правую и левую щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Втягивать щёки в ротовую полость между зубами, губы вытянуть вперёд.
Попеременно надувать и втягивать щёки.

«Зайчик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чистоговорка «Д-ДЬ»

Ду-ду-ду – в огород иду. Дети «пробегают» указательным  и средним пальцами по бёдрам.
Да-да-да – в огороде лебеда. 
Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево.
Де-де-де – где ты, репка, где? 
Приставляют к глазам то правую ладонь, то левую («ищут репку»).
Оди-оди-оди – бабушка подходит. 
Стучат кулаками по бёдрам.

Дыхательные упражнения

"Листопад"

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад"  сдувать листочки с ладони.

"Мой воздушный шарик"

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей пением песенки:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.

"Дует ветерок"

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи – очень горячи 
(дети раскрывают пальцы на правой  руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу 
(дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У 
(дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

Таким образом, систематически используя на музыкальных занятиях элементы логоритмики мы решаем следующие задачи:

  • Развитие слухового внимания
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие пространственной организации движений.
  • Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
  • Формирование и развитие кинестетических ощущений.
  • Воспитание выразительности и грации движений.
  • Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
  • Развитие физиологического и фонационного дыхания.
  • Развитие певческого диапазона голоса.
  • Развитие чувства ритма.
  • Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
  • Воспитание умения перевоплощаться.
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
  • Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Список литературы:

  1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.
  3. Емельянов В., Трифонова И. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. Раменское, 1999.
  4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Сост. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соболева и др. М.,1991.
  5. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Сост. Т.И.Тарабарина, Н.В. Елкина. Ярославль, 1998.
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,1999.
  7. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. Дет. Игровой фольклор: Кн. Для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
  8. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  9. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий в детьми 4-5 лет. М.:– ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Особенности развития связной речи у дошкольников

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности развития связной речи у дошкольников»

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же д...

Особенности развития монологической речи у дошкольников с ОНР

laquo;Особенности развитие монологической речи у дошкольников с ОВЗ»Монологическая речь - Это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не ...

Особенности развития монологической речи у дошкольников.

Встатье рассматриваются исследования М,В. Ильяшенко, А.М. Леушиной,С.А.Овсянииковой,посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е.А.Бабаевой, И.Н.Во...

Консультация для педагогов «Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР: от фразы к рассказу»

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне....

Консультация «Особенности развития темпоритмической речи у дошкольников»

Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики...