Консультация для родителей и музыкальных руководителей.
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Наталья Николаевна Чернышева

Введение в творческое музицирование по системе К. Орфа.                     

Работа по системе К. Орфа. « Творческое музицирование»

 

Открыть музыку в ребенке – содержание методики.

 

В основу методики  творческого музицирования положены два метода, которые определяют средства, принципы, приемы, способы, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности и спонтанности, любви к музицированию, формирования навыков и умений.

Это метод активизации творческих проявлений ребенка и метод образно – игрового моделирования элементов музыкального языка.

Метод моделирования музыкального языка -  позволяет  показать и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений.

Метод образно-игрового моделирования – это и одновременно механизм творческого обучения, и способ организации материала.

Метод активизации творческих проявлений – подразумевает направляемое педагогом детское творчество и создание ситуаций для творчества.

Этот метод – импровизационность. Он является механизмом развития музыкальности детей и их мышления.

Основные принципы и приемы  методики творческого музицирования.

 

Делай вместе с нами – совместная устная деятельность.

 

Эти звуки обо мне – принципы элементарной импровизации.

 

Музыка моего тела: музицирование со звучащими жестами.

 

Игры звуками – музыка, рожденная из шума.

 

Фольклорный танец. Импровизационное движение.

 

Речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция.

 

Звуки раньше, чем символы.

 

Графическая нотация – донотная запись музыки.

 

Делай вместе с нами.

 

Ведущим принципом музыкально-творческого обучения является совместная устная деятельность.

Вовлечение в стихию музицирования с использованием пения, звучащих жестов, импровизационного движения, пантомимы и инструментов. Ребенок, умеющий считать хотя бы  до десяти – немножко математик, умеющий придумать несколько слов в рифму – маленький, начинающий поэт.

Ребенок,  играющий музыку сам и вместе с другими – музыкант, независимо от того, насколько проста та музыка и на каком инструменте он ее играет.

«Вход»  в ситуацию музицирования лежит через создание атмосферы принятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение.

« Педагогические жанры»  необходимые для начала урока можно определить как музыкально-коммуникативные игры и танцы.

Без них не обойтись, поскольку важно, в каком эмоциональном состоянии начнется и будет продолжаться урок. Богатым источником коммуникативно-двигательных игр, танцев является фольклор любого народа, как поэтический, так и музыкальный.                                                                               

 

 

 

 

 

Эти звуки обо мне – принципы элементарной импровизации.

 

Смысл импровизации, как известно, в ее сиюминутности, в развертывании самого спонтанного процесса.

Элементарная импровизация – это способ импровизационного конструирования музыки из маленьких « кирпичиков» - элементов. Каждый участник берет на себя роль такого « кирпичика», исполняя одно – единственное остинато или педальный звук.

Сочетание их по вертикали дает возможность с легкостью создавать аккомпанементы, и оперирование ими по горизонтали – развертывать формы.

Коллективность облегчает в импровизации  слуховой контроль за течением музыкальной мысли, так как нет необходимости следить сразу за несколькими уровнями развития музыкального материала.

Восприятие своей партии у каждого музицирующего предельно просты ввиду остинатности исполняемой формулы. По определению  В. Келлера  – это есть « творческие упражнения в элементарном стиле»

Исследователь С. Мальцев приводит классификацию типов музыкальной импровизации по различным признакам:

 

1 По характеру выразительных средств – вокальная, инструментальная, синкретическая

( музыка в составной части целого объединяющего поэзию, музыку, танец, актерскую игру)

 

2    По составу участников – сольная и ансамблевая.

 

3    По характеру музыкального склада – ритмическая, полифоническая, гомофонно-гармоническая и т.д..

 

4    По технике варьирования – ритмическая, основная на технике присоединения голосов в ансамбле

  ( мелодия плюс остинато, мелодия плюс бурдон и параллельное движение голосов т.д.)

 

5    По взаимосвязи с моделью – связанная, относительно связанная, свободная.

      ( В практике три вида имеют тенденцию к взаимосочетанию).

 

6     По масштабу – импровизация одного или нескольких слоев ( частичная), импровизация всей музыкальной ткани по вертикали, фрагментарная импровизация ( вклинивающая « куски»), непрерывная импровизация.

Базируясь на приведенной выше классификации, элементарную импровизацию  ( модель, предложенную Орфом) можно определить следующим образом: это коллективная импровизация, в которой музыка является составной частью синтетического целого, гетерофонно –ритмическая по характеру музыкального склада, основанная на технике присоединения голосов, темброво-фактурном варьировании, относительно тесно связанная с моделью.

 

Элементарная  импровизация являясь синкретической по своей сути, создает предпосылки  к импровизации собственно музыкальной – через речевую и двигательную при формообразующей и объединяющей роли ритма.

 

Подводя итог, можно сказать, что элементарная импровизация как метод обучения обладает целым рядом  ценных педагогических достоинств и базируется на нескольких фундаментальных принципах. Среди них наиболее важным являются следующие три:

** Формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает  фундамент для творчества;

** Коллективно-распределительный характер элементарной импровизации, позволяющий принимать в ней участие каждому;

** Простота и доступность.

Поиск, свободные образные ассоциации и свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.

 

 

 

Музыка моего тела: звучащие жесты.

 

« Первым инструментами» человека было, как известно, его собственное тело. Для любого современного ребенка оно им является и сейчас. В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладоням  по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов.

Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов, обладают высокой педагогической целесообразностью и эффективностью.

 

Термин « звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка ( Шульверк – музыка для детей). Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др.

Подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре.

 

Основа импровизации в звучащих жестах – это непроизвольная, неконтролируемая умом, спонтанная моторика тела.

Первоначальной работой над звучащими жестами с детьми является одновременная имитация по типу « играй как я».

Звучащие жесты  в Орфовской педагогической практике принято на определенном этапе «переносить» на инструменты. Обычно за каждым «природным» тембром условно закрепляется какой-нибудь инструмент, например, Щелчки пальцами – могут быть пальчиковые тарелочки,

треугольник, глокеншпиль; хлопки – деревянные шумовые или ксилофоны; шлепки по бедрам – ручные барабаны или металлофоны; притопы – большие барабаны и басовые инструменты.

 

Таким образом, звучащие жесты являются лучшим способом, чтобы начать импровизировать, и

Очень эффективным способом формирования чувства метра и ритма у детей. Посредством звучащих жестов они понимают музыку как приятное ощущение и могут почувствовать ее как ритмичную процессуальность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezervy_ritmiki.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         

                                                         Конспект по теме:

        « О взаимодействии в коррекционной работе с детьми специалистов ДОУ

                                                       – резервы ритмики».

Среди современных тенденций дошкольного отечественного образования – вариативность его форм, что продиктовано ориентацией на воспитание и развитие различных контингентов детей.

В связи с этим в настоящее время идут процессы диверсификация прежних педагогических подходов и концепций, образовательных программ, развивающих методик.

( Житнякова Н. Ю. авт. дис. канд. пед. наук. М., 2011г)

Один из приоритетов – совместная работа педагогов образовательного

учреждения по воспитанию, образованию и коррекции каждого ребенка.

Важно, чтобы разные специалисты дошкольного учреждения были

знакомы с методами профилактической и коррекционной работы и

активно применяли их.

Уже в древности музыка рассматривалась как эффективная терапия

при различных болезнях духа и тела.

Об этом упоминали в своих трудах

такие видные древнегреческие и римские мыслители, врачи, как

Пифагор, Аристотель, Платон, Авиценна, Демокрит.

 Воздействие на эмоциональное состояние человека различных ритмов и мелодий

обосновывали теоретики Средневековья, в эпоху барокко их изыскания вылились

 в теорию аффектов развивавшую те же смысловые направления.

В начале ХХ в. В Европе возник метод музыкально – ритмического

 воспитания Э. Жака-Далькроза, применяемый как в работе со здоровыми детьми,

так и с детьми с нарушениями в развитии.

В его основе – связь музыки и движения, обеспечивающая формирование у детей

 как музыкально-ритмических навыков ( ритмического, динамического,

тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер

музыкального произведения),музыкальной памяти, внимания так и двигательных

навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной

выразительности и передачу их в различных  движениях в играх, плясках, упражнениях.

Важные наблюдения были сделаны в отношении лечебного воздействия на

 организм ритмической составляющей музыки.

Так,  по мнению В.М. Бехтерева, музыкальный ритм может способствовать

 установлению равновесия в деятельности нервной системы ребенка,

гармонизации слишком возбужденных темпераментов и расторможению

 заторможенных детей, регулированию неправильных и лишних движений.

Существуют разнообразные виды музыкально-двигательной терапии,

применяемые в коррекционной работе с дошкольниками.

Это танцетерапия, собственно танец, коррекционная или лечебная ритмика,

 логопедическая ритмика или логоритмика, фонетическая ритмика,

 речевая ритмика, психогимнастика, сюжетно-игровая кинезетерапия.

 Каждое из названных направлений результативно по отношению к различным

 контингентам детей с проблемами в развитии. К примеру, в процессе занятий

коррекционной ритмикой у детей с задержкой психического развития и

умственной отсталостью устанавливается равновесие в деятельности нервной системы,

происходит регуляция процессов возбуждения и торможения, общего тонуса,

 обеспечивающая формирование согласованности движений и речи,

коррекция моторики, психических процессов

( внимания, памяти, восприятия, воображения), а так же снятия психоэмоционального напряжения.

                                                                                                                             

                                                                Конспект по теме:

        «  Новый подход к развитию креативности ребенка на уроках ритмики».

Величайший педагог Эмиль жак – Далькрос писал, подчеркивая важность

и могущества ритма: « Ритм, как и динамика, полностью зависит от движения, и его ближайший прототип – наша мускульная система.

 Все нюансы – allegro, andante, accelerando, ritenuto, - все нюансы энергии -  forte, crescendo, diminuendo – могут быть переданы нашим телом, острота нашего чувства будет зависеть от наших телесных ощущений».

В чем же заключается новый подход в развитии творческих навыков ребенка на занятии ритмикой?

Ребенок получает возможность творческого опыта с очень небольшим запасом навыков движений и пластики. Благодаря развитию воображения, обращение к интеллекту, эмоциональному багажу ребенка ( который пополняется на занятиях), его природным способностям.

Обгоняя теоретические знания, использовать боле сложные и интересные элементы ритма, претворять, « проживать» их в своей двигательной импровизации, импровизации с ударными инструментами, в сочинении, чтении ритмов.

Поощряя фантазию ребенка, постоянно развивая навыки импровизации, стремиться к выразительному пластическому отображению музыки; создавать с учениками маленькие этюды и ритмопластические композиции, построенные на игре с ритмом, пластике, движении и т. д..

К задачам относится:

1     Способствовать развитию личности ребенка, воспитывая осознанное,

              волевое отношение к творчеству;

2      Сделать ощущение « творческой радости» непременным условием

              преодоления трудностей на занятии.

В основе лежат два момента:

** Классический, традиционный: от интуитивного

 к сознательному анализу и, как результат закрепленного

 тренингом ощущения ритма или других элементов

 музыкальной выразительности, переход к отображению

 услышанного при помощи тела, движения,

а так же к сочинению своих ритмов и их пластическому проживанию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей от музыкального руководителя

Предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей от музыкального руководителя....

Консультация для родителей от музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №104» Некрученковой Н.В. по музыкальному воспитанию ребенка в семье

Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка....

«Мама, папа, я – музыкальная семья» Консультация для родителей от музыкального руководителя

laquo;Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано... Я...

Консультация для родителей «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС ДО»

В настоящее время с родителяяяями мы общаемся в основном в режиме Он-лайн. Возникает необходимость , при разучивании песен, обращаться за помощью к родителям воспитанников....