Проект "Святки"
проект по музыке (подготовительная группа) на тему

Мишина Елена Анатольевна

Этот мини проект является частью годового  творческо - исследовательского проекта по патриотическому воспитанию "Праздники и традиции русского народа".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

«Зимние Святки»

Творческо – исследовательский

Паспорт проекта:

Автор:  

Музыкальный руководитель :Мишина Е.А.  

Воспитатели: Крошкина Е.Н., Ковешникова О.Н., Афанасьева Л.В., Перегудова Ю.Н.,

Цель:

Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

Задачи:

  1. Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
  2. Познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Святки»;
  3. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
  4. Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
  5. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Тип проекта:

по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети старшей и подготовительной группы);

по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;

по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, художественное творчество);

по продолжительности – краткосрочный

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность. 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т.к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема проекта:

К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Участники проекта:

- Музыкальный руководитель.

-Воспитатели старшей, подготовительной групп.

-Родители.

-Дети старшей, подготовительной групп 5-7 лет.

Сроки реализации проекта – две недели (январь).

Ожидаемые результаты проекта:

-Приобщение детей и родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.

-Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

-Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.

2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.

3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта). 

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Научились изготавливать  куклу - рождественского ангела.  Вспомнили знакомые загадки о зиме, выучили пословицы и поговорки. Обратились к  народным приметам.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель — сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Материалы к проекту:

1.План проведения проекта «Зимние Святки».

2. Организованная образовательная деятельность по теме «Зимние Святки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).

3. Наглядный материал.

4. Технология изготовления «Рождественского ангела».

5. Консультация для родителей «Колядование на Руси».

6. Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы, поговорки».

7. Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».

8. Консультация для воспитателей «Подвижные народные игры и забавы на улице».

9. Творческая мастерская «Изготовление шумовых инструментов в совместном творчестве взрослого и ребёнка».

Оборудование:

  1. Костюмы для взрослых - русские сарафаны, кокошники,  Лиса, Баба – Яга, Петрушка.
  2.  Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косоворотки, фуражки, костюм Медведя, костюм Козы.
  3. Музыкальные инструменты: ложки, бубны, , трещотки, свистульки.
  4. Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные в творческой мастерской (для шумового оркестра): коробочки, погремушки, доски.

Атрибуты:   Мультимедийная установка, экран, сундук для нарядов, мешок  с атрибутами для гадания детям; корзинка с записками для гадания взрослым;  угощения - пряники, Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей.

Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, фотоаппарат.

Музыкальный репертуар:

Попевки  - колядки «С Новым годом», «Коляда»

Игра на ДМИ под музыку р.н.п. «Я на горку шла»

Музыкальные и подвижные игры: « «Коза» , «Золотые ворота»

Используемая литература:

  1. Сб.  «Сорока – белобока»
  2. «Гармошечка–говорушечка» составитель С. Мерзлякова
  3. И. Каплунова «Ансамбль ложкарей»

Интернет – источники:

 Режим доступа: www.razumniki.ru 

 Режим доступа: www.Strana-sovetov.com 

Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/

 Режим доступа: http://www.trozo.ru/archives/1396 

План проведения праздничного гуляния «Зимние Святки»

Совместная деятельность

Цель

Ответственные

2

3

4

- Организованная образовательная деятельность на тему: «Зимние Святки»;

- Консультация для воспитателей «Поиграем, позабавимся!»;

- Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь» и т.п.;

- Консультация для родителей «Колядование на Руси»;

- Привлечение родителей к изготовлению костюмов.

Повышать познавательный интерес среди детей к родной истории через  знакомства с произведениям устного народного творчества, знакомством с закличками, песенками – калядками, музыкальными и подвижными  народными играми.

Приобщать родителей к традиции проведения народного праздника – Святки

Воспитатели, музыкальный руководитель

- Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр;

— Подвижные игры на прогулке «Горелки», «Горшки» и т.п.

Учить эмоционально и выразительно исполнять колядки, развивать ритмический слух и двигательную активность.

Музыкальный руководитель, воспитатели

- Кукольный театр «Небылицы»;

- Народные подвижные игры на прогулке: «Бабка Ёжка», «Карусель», «Жмурки» и т.п.

- Мастер-класс для родителей и детей  по изготовлению куклы -рождественского ангела

- Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».

Расширять кругозора детей.

Развивать творчество и воображение в совместной деятельности детей и родителей.

Воспитатели, музыкальный руководитель

- Закрепление музыкального репертуара; отбор фольклорной группы «Колядовщиков»;

- Подвижные игры на прогулке «Прятки», «Катание с ледяной горки» и т.п.

Побуждать детей принимать участие в празднике, проявлять инициативу.

Музыкальный руководитель, воспитатели

- Театрализованное представление «Колядки»;

- Выставка детского рисунка;

- Выставка коллективных работ «Рождественский пряник»;

- Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т.п.;

- Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».

 Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках»;

Итоговое мероприятие проекта:

Развлечение « Святочные гуляния и посиделки»

Стимулировать творческую активность;

Закреплять пройденный материал;

Воспитывать уважение к народным традициям.

Музыкальный руководитель, воспитатели



Предварительный просмотр:

Развлечение

 «Святочные гуляния и посиделки»

для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Действующие лица:

1 Ведущий

2 Ведущий

Атрибуты и материалы: Зал украшен звездами и снежинками; Ведущие в русском народном сарафане; сундук с костюмами Бабы Яги, лисы, медведя (взрослый и детский); ложки и бубны по количеству детей; атрибуты и принадлежности для мастер – класса…; Гадание по профессиям для детей (в мешочке  лежат следующие предметы): 1. Ножницы детские – парикмахер2. Сантиметр – портной3. Книжка – писатель, учёный 4. Муз.инструмент – музыкант 5. Краски – художник 6. Градусник – врач 7. Машина - водитель

8. Монет – бухгалтер, кассир, банкир; Мешочек для гадания с записками для родителей; «Нарядный»  веник для игры; угощения (Пряники) для детей.

Ход развлечения:

Дети входят в зал под русскую народную песню “Ах, вы сени, мои сени” в обработке В. Герчик. Под музыку нарядные дети входят в зал и останавливаются полукругом, лицом к зрителям.

1 Ведущий:

Здравствуйте, люди добрые!

С Новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

                                                        (Дети кланяются гостям праздника).

 2 Ведущий: 

Наступило Рождество,

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ:

Веселится и поёт!

Исполняют приветственную колядку «С Новым Годом!»

Под музыку уходят на стульчики и садятся возле своих родителей. Остаются 3 ребенка со стихами.

1Ведущая

Праздник начинается!

Гости наши дорогие, дети и мамы молодые!

Собрались мы с вами для забавушки.

2 Ведущая:

Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

1 Ведущая:

А что такое святки?

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

2 Ведущая:

 От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощение,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

1 Ведущая:

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

 2 Ведущий Есть у меня сундучок, где хранятся такие вещи, что будут в самую пору и нашим колядовщикам.

 Ведущая выкладывает костюмы «лисы», «петуха», «медведя», «козы», «коровы»  на отдельные стульчики. К ним подходят трое детей  и их родителей, и по команде одевают их на себя.

Проводится игра «Нарядись, обрядись»

Играем 2-3 раза. Играющие в последний раз подобраны (хорошо поющие).

Наряженные  остаются в центре зала.

Ребёнок: 

Ой, ребята, нынче святки,
Не пойти ли на колядки?

Ребёнок: 

Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.

Ребёнок: 

Все на святки, все на святки,
Приходите-ка, ребятки,
И авсей, и коляда!
Отворяйте ворота!

Берут «звезду».Остальные дети поют  у стульчиков.

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

1Ведущий:

Принимайте-ка, ребята,
Коляду в свой хоровод,
Пусть сегодня в этом зале
Каждый пляшет и поёт! 

Исполняют произвольный танец детей у стульчиков и  ряженных под русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени»

Вы, ребята, молодцы.
Веселились от души.

 Эх, на улице мороз подмораживает,
Не велит долго стоять замораживает!
А мы ещё и играем, хозяев потешаем!

Дети берут ложки, бубны и выстраиваются полукругом у центральной стены.

Исполняют хоровод с ложками под р.н.п. «Я на горку шла»

2 Ведущий: 

А сейчас пришло время позабавится, да смастерить своими руками….

(МАСТЕР _ КЛАСС)

Ведущий приглашает детей и родителей за столы для изготовления………

Звучит р.н.музыка. Все в процессе изготовления.  

1Ведущий:

А сейчас мы погадаем
И в мешочек мой  заглянем.
В этом маленьком мешочке,
Что угодно для души.
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется.

Ведущий проходит мимо детей, которые по очереди вытаскивают из мешка любой предмет. Ведущий комментирует.

Затем предлагает родителям вытащить из другого мешочка судьбоносные записочки.

Игры


Проводится игра «Весёлая метелка».

Родители  становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать. Дети загадывают загадки взрослым.

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

На дворе — горой,
А в избе — водой 
(Снег)

Тётушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везёт,
Сугробы наметает,
Снежным ковром
Землю устилает 
(Зима)

 Без рук, без ног, а ворота отворяет.  (ветер)

В синем небе светляки,

Не дотянешь к ним руки,

Один большой светляк

 Загнулся как червяк. (Звезды и месяц)

«Золотые ворота»

Играют дети

1Ведущий:

Всем кто нас видел,

Всем, кто нас слышал,

Доброго здоровья и низкий поклон.

2 Ведущий:

 Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!

1Ведущий:

Пусть любовь и добро
С вами рядом живут.
Угощенье получайте
Праздник этот вспоминайте.
Лучше нету радости
Для ребят, чем сладости.

Ведущие под музыку  раздают детям  тульские пряники.
Звучит р.н.м. все уходят из зала.

Записки для гадания родителей:

Повезет тебе несказанно:
На охоту пойдешь на фазана,
А домой принесешь кабана.
До весны морозилка полна!

Не находя тому причины,
Приобретешь себе машину!
Причин тому не находя,
Продашь, немного погодя!

Затариваясь в магазине,
Найдешь пятьсот рублей в корзине.
Положишь их на телефон,
И будет праздничный трезвон!

Гордясь до пенсии моментом,
Попьешь мартини с президентом,
Сфотографируешься с ним,
Гордясь до пенсии одним!

Однажды, выйдя на работу,
Ты скажешь: «Нафиг! Неохота!»
Начальник позвонит – пошлешь.
Уволят – ну и хрен бы с ним!

Собравши все заслуги в кучу
Поедешь в Кремль, а там получишь
Дубленку с царского плеча,
И станешь мэром Киржача!

Витрины мимо пробегая,
Воскликнешь: «Мама дорогая!
Хочу вот эту вот фигню!»
И разоришься накорню.



Уставши средь лесов сосновых
С друзьями дней своих суровых
Сидеть в дому, как в конуре,
На лыжи встанешь в январе!

Придет момент. До основанья
Все надоест. И вышиванье.
И телевизор. И тахта.
Займешься танцем живота!

Капустой закусив с бобами,
Пойдешь за белыми грибами,
А там, на берегу реки,
Друзья, мангал и шашлыки!

  • Помни, чтобы стать успешным, нужно внешне и внутренне выглядеть, будто ты уже успешен

Не нужно нравиться всем, ведь ты не доллар.

  • Помни, что чем больше счастья даришь другим, тем больше к тебе его возвращается.
  • Бойся своих чрезмерных желаний.
  • Победитель это тот, кто поднялся на один раз больше, чем упал. Так не бойся падений и стремись подниматься.
  • Не растрачивай силы по пустякам и на всякие глупости.
  • Стремись желать в жизни то, что нужно и будь, как будет.
  • Умей выделять в жизни первостепенное и второстепенное, и все станет по своим местам.
  • Любой кризис предвещает новые возможности и новый рост, не бойся его
  • .
  • Раздели людей на друзей и учителей и сам стань либо другом, либо учителем.
  • Люби свой дом и уделяй ему внимание.
  • Отдохни, жизнь состоит не только из усердных трудов.
  • Радуйся старым друзьям, без них прошлое становится безликим.
  • Позитив – двигатель успеха. Улыбайся и удача будет следовать за тобой неотступно.
  • Не оглядывайся на прошлое, живи будущим.
  • Жизнь без авторитетов проще, не стремись стать им.
  •  
  • Живи и дыши полноценно в том месте и времени, где ты сейчас.

в марте вас ожидает повышение по службе


- летом не пропустите судьбоносную встречу


- в октябре возможно пополнение семейства


- в этом году осуществится ваша заветная мечта


- неожиданное денежное вознаграждение настигнет вас в начале весны


- дети порадуют вас своими успехами в конце мая


- не упустите свой шанс стать счастливым 28 августа


- в июне не забудьте купить лотерейный билет, иначе отпуск снова проведете на даче у родственников


- в сентябре на вас обрушится новая любовь


- в апреле будьте бдительны, вас ожидает большое поступление денег




Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему "Святки" 

18 января 2016

 

Консультация для родителей «Святки».


Все на Святки! Все на Святки! Приходите-ка!
И ОВСЕНЬ и КОЛЯДА будут вместе снами!
-Это что такое СВЯТКИ? Как вы не слышали? Что ж придётся рассказать:
Каждому известно, что декабрь последний двенадцатый месяц года. Но оказывается, прежде декабрь бывал и десятым и четвёртым, то начинался Новый год в марте, а то и в сентябре. В декабре говорят «Солнце в гору пошло», да солнце в декабре в гору идёт, поворачивается с зимы на лето. День 25 декабря так и величают «Спиридон-солнцеворот». Будто бы с этого дня солнце наряжается в праздничный сарафан, садится в телегу и едет в тёплые страны. Прибавляется светлое время, короче становятся ночи. Издавна этот день «солнцеворот» почитался большим праздником. Люди верили, что сходит на землю дух умерших предков «святки». Святки - так называются народные зимние праздники. Может быть, вы слышали святочные гулянья, святочные гадания, святочные рассказы.
А ещё святки связывают с Рождеством Христовым, двенадцать дней после Рождества называются святками, т. е. святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Святки - от слова «святой» - безгрешный человек, который никогда и никому не делает плохо, а помогает другим в нужную минуту, защищает слабых, лечит. Святки - праздник христианский, праздник Нового года и Рождества, это пора взаимных угощений, веселья и радости. «До Святок денёк, как воробьиный скок, а в святки день прибавляется на куриный шажок».
У славян с давних пор существовал обычай во время святок - рядиться, надевать личины (маски, играть козу, чествовать быка, производить гадания на бабах, литьём олова, возжигать огни т.д.).
В России в Святки от дома к дому (по старинной легенде) путешествовала в санях добрая бабушка, звали её Коляда. Деревенские дети приветствовали её рождественскими песнями - колядками - щедринами. Коляда награждала их подарками. Обычай катать Коляду был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями благополучия, славились хозяева, которые в ответ одари вал и «колядующих» пряниками, пирогами,сладостями, мелкими деньгами. Вообще, Святки - праздник особенный! Волшебный! Чудесный! Даже душа человека становиться светлее! Главными атрибутами праздника являются звезда, елочка, мешок для угощений, костюмы, маски.
В нашем детском саду есть традиция: на Старый Новый Год вместе с детьми мы рядимся, наряжаем бабушку Коляду, берём звезду и с колядками ходим по группам:
«А на реке Оке есть древний город - Кашира.
А среди города того виден терем высокий под названием «Гнездышко»
Ворота пестры, окна велики
СЛАВА ДОМУ СЕМУ, СЛАВА САДУ МОЕМУ!
МИРА, СЧАСТЬЯ МЫ ЖЕЛАЕМ
И ХОЗЯЕВ ВОСХВАЛЯЕМ!
МНОГО ЛЕТ, ЗДОРОВЬЯ ВАМ И БОЛЬШИМ И МАЛЫШАМ! »