Актуальность и эффективность речевых упражнений и игр в развитии музыкальных, творческих способностей детей.(из опыта работы)
учебно-методический материал по музыке на тему

 Черепанова  Валентина Васильевна

Данный материал был изучен. разработан и использован в работе в детском саду на занятих с детьми, педагогами, встречах с  родителями. Особое место в данной работе  занимают речевые игры и упражнения, которые  являются основой развития музыкального и речевого слуха и могут быть использованы не только музыкальными руководителями, но и воспитателями, педагогами коррекционных групп, логопедами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Актуальность и эффективность речевых игр и упражнений в развитии                                     творческих способностей детей.

                       В нашем телевизионно - компьютезированном мире потребность людей в творческом выражении огромна. Дети, которые каждый день нажимают на кнопки компьютора, нуждаются также в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действия, что является одной из главных задач музыкального воспитания дошкольников.

                           Научить детей слушать и слышать музыку в шелесте листьев, в дунавении ветерка, в пении птиц, шуршании бумаги, почувствовать в стихах и прозе, сыграть ее. Все дети талантливы, могут музицировать, петь, играть, сочинять. Нужно только найти ключик к каждому ребенку. Найти формы, методы и приемы работы с детьми, чтобы развить личностные качества каждого ребенка, эмоциональность, умение сотрудничать, взаимодействовать, решать задачи самостоятельно, творчески.

                           Изучив технологии программы «Элементарное  музицироание» Т.Э. Тютюнниковой, целью которой является игровое развитие способности к естественному самовыражению в звуках, на  основе разнообразной и разносторонней  музыкально-творческой практики, которая должна доставлять ребенку удовольствие, я поняла, что это является той формой, которая  позволяет, играя, обучать, создавая неповторимую атмосферу общения.

                            Это явилось основой для разработки плана – программы «Раз-два-три- четыре-пять – начинаем мы играть», составления серии занятий, сценариев, речевых игр и упражнений.

                            Особое место среди них занимает речевое музицирование, которое является основой развития речевого и музыкального слуха, и могут быть разучены и использованы в работе с детьми не только музыкальными руководителями, но и воспитателями, логопедами и родителями. Материал по данному направлению был разработан, изучен и использован на занятиях, семинарах и встречах с родителями. Были показаны открытые занятия с использованием речевого музицирования: «Потешные посиделки», «Вы по небу прокатите нас облака», показана музыкальная сказка: «Муха цокотуха», музыкально-театральная игра «Котята, кошка Мурка и Мур Мяуч», выступление на курсах по теме «Развитие творческих способностей через речь, музыку и движение», методическая неделя для воспитателей: «Играя учимся творить», мини –занятие с участием воспитателей «Белая книга зимы» Родители стали участниками практикума: «Поиграй со мной».

                             Речевые игры  и упражнения забавные, веселые, интересные, а инструментальное сопровождение игр их  ритмизация, звучащие жесты помогли развить у детей образность, воображение, музыкальность, память, самостоятельность,  инициативность.

                   



Предварительный просмотр:

2. Речевое музицирование в музыкально-педагогической концепции

                                              Карла Орфа

 Речевые упражнения, как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок К. Орфа.

У речи и у музыки 10 общих средств выразительности: динамика, темп, тембр, характер, регистр и т. д. В музыке, в отличии от речи есть своё только лад и гармония.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Карл Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название “речевых упражнений и игр”. Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочинённый, изменённый в педагогических или иных целях.

Базой для речевых упражнений служит, как правило- детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Каждая  речевая модель “Шульверка” подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом, тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шёпотом, в “нос” и т. д.

Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Речевое музицирование развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития детей.    



Предварительный просмотр:

.                      Классификация речевых игр и упражнений

                            РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ (со звучащими жестами)

Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в педагогических или иных целях.

 Речевые упражнения служат эффективным  средством интонационного слуха, являются наипервейшим  средством для импровизации. Словесная игра развивает фантазию, находчивость, изобретательность, быстроту реакции, активность восприятия.

 Инструментальное сопровождение речевых упражнений и игр дает богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам».

Средняя группа.

Игра «Шла веселая собака».

Шла веселая собака,                4 притопа                                    

 Чика-брики-гав!                                             хлопка, 5-ый ударный                                                                                                    4 А за ней бежали гуси,                        8 ударов ладонями по коленям      

   Головы задрав.                                4 шлепка по подбородку правой рукой и 1 левой                                                                                                                                                А за ними – поросенок                                8 притопов                                

  Чики-брики-хрю!                                        4 хлопка 5-ый ударный            

 Чики-брики, повтори-ка,                        8 скользящих хлопка ладонями.  

  Что я говорю.                                                                                                                        

 И вместе упражнение повторяется всеми детьми, затем выбирается другой ведущий, который придумывает свои звучащие жесты на данный текст. Игра может повторяться, пока есть у детей интерес.                                      

Подготовительная группа.                                                                                                              

Игра «Абри-фини, мокрый нос!»                                                                                               Абри-фини,                                        2 щелчка пальцами                                                     Абри-кос!                                                3 хлопка.                                                                          Едут слезы                                                4 щелчка .                                                    Без колес!                                                3 хлопка                                                   Едут, едут,                                                4 щелчка                                          

  Ка-тят-ся!                                                3 хлопка                                        

 Капают                                                3 щелчка                                        

   На платьице!                                        4 хлопка                                               Плачут щеки,                                        4 шлепка по щекам                                

Плачет нос:                                                3 раза дотронуться до носа            

    «Нам не дали                                        хлопок, притоп, хлопок, притоп

 Ааа-бри-кос                                                 быстрые притопы ногами.

                         

                                   Пальчиковые игры и танцы рук.

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

Пальчиковые игры:                                                                                                                  - развивают мышечный аппарат, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.                                                                                                                                     - «предвосхищают» сознание, его реактивность 9ввиду быстроты смены движений).                                                                                                                                -  повышают общий уровень организации ребенка.

                   Сова.                                                                                                                Пальчико-речевая игра.    

  В лесу (соединяют запястья рук, разведя пальцы в стороны)                                      

  Темно (закрывают ладонями глаза, локти в стороны),                                          

  Все спят (соединяют ладони вместе)                                                                    

  Давно( кладут ладони «подушечку» себе на плечо, наклоняют голову)            

  Одна сова не спит (приставляют большие и указательные пальцы к глазам)

 На суку сидит (убирают руки за спину, выгибают грудь- важная сова)                

 Да как полетит! ( разводят руки в стороны, «перелетают» на другое место)

Игра повторяется три раза. Текст произносится нараспев, в разном голосовом регистре).

Педагог:                                                                                                                        

 Летела сова.                                                                                                              

 Большая голова,                                                                                                                  

   Как она летела -                                                                                                                         Во все стороны глядела.                                                                                                  

 Глядь – навстречу мышки! (дети садятся на корточки, прижав к себе «лапки»

А в лапках у них шишки. (трут сжатые кулаки друг о друга, слушают издаваемые при этом звуки).                                                                            

 Сколько вокруг мышек?  (разводят руки приподняв плечи – удивляясь, повернув голову вправо)                                                                                                

Сколько у них шишек? (тоже движение влево)                                                          

 Эти шишки для бельчат?                                                                                              

 Дети: Нет!                                                                                                                  

 Педагог: Эти шишки для зайчат?                                                                                  

  Дети: Нет!                                                                                                                  

 Педагог: Для кого они?                                                                                                

Дети: Для кошки.                                                                                                               Проучить ее решили                                                                                                                   Мы немножко.                                                                                                                     Педагог: Погодите! Погодите!                                                                                     Поподробней расскажите!

                                     Элементарный музыкальный театр.                                                                                  

Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.

В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга. Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

                                        Мы играем в теремок

Самое первое воображение о выразительности разных тембром малыши получают когда пробуют озвучить какую-либо сказочку, например «Теремок»: приготовьте перед детьми шумовые инструменты и начинайте рассказывать сказку. Предложите им подобрать для каждого персонажа инструмент. Договоритесь, кто какую партию будет играть. Можно составить перечень «действующих персонажей», например: 
Теремок - ложки 
Тук –тук – деревянная коробочка 
Мышка - треугольник 
Лягушка - бубен 
Зайка – ксилофон 
Волк – каста на ручках 
Медведь - барабан

Теремок развалился – бутит (знак всех инструментов)
Рассказывая сказку детям старшей группы, пропускаем слова, которые помечают персонажей, пусть в это время играют только инструменты, которые их озвучивают: «Стоит в поле (ложки); он не низок, не высок. Бежала мимо (треугольник)» и т.д. Потом слова можно изъять совсем, сказку расскажут лишь инструменты.Это будет сложное задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память. 

                                            Зимняя сказка

 Воспитатель: Ребята, мы попали с вами в зимнюю сказку! Возьмите в руки волшебные мешочки и  расскажем зимний стих «Снег, снег».

Озвучивание стихотворения  «Снег, снег» (И. Токмакова).

(Используются небольшие мешочки с крахмалом. Ритмично сминая их на слова «снег, снег» четвертными длительностями, дети аккомпанируют стихам. Для озвучания храпа медведя можно использовать рубель. Его изготавливают следующим образом: на толстую резинку любой длины нанизывают пивные крышки с отверстиями по середине или костяшки от счетов. Резинку закрепляют с двух сторон. Еще нужна петелька, чтобы удобно было держать инструментов в руке. На нем играют палочкой, проводя по всей длине резинки. В конце стихотворения сделать диминуэндо как будто дети уходят подальше от опасного места).

Как на горке  - снег, снег;
И под горкой – снег, снег.
И на елке – снег, снег,
И под елкой -  снег, снег. 
Хр-р-р-р-р! (играет на рубиле)
Тише, тише, не шуметь… (диминуэндо)

Воспитатель:

Тишина в лесу… Но вдруг!
Изменилось все вокруг.

/Дети отложили мешочки, взяли палочки, встали/.

Дети: 

Тук – тук! Это дятел!
Тук-тук! Тук-тук-тук!

Исполняют песню «Дятел» муз. Н.Леви, игра на палочках.

Воспитатель:

Каждый хочет показать свой талант
И не только дятел у нас музыкант!

/В круг выходит Петушок/.

Дети исполняют попевку «Горошина» муз. В. Карасевой  в сопровождении маракасов.

Петушок:

Ку-ка-ре-ку!
Светит солнышко с утра,
В зимний лес нам всем пора!

Муз.рук.:

Снежинки  пуховые, веселые живые!
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном
И землю устилаете блестящим серебром. (А. Липецкий).

Исполняют танец «Снежинок» на мелодию «Шербурские зонтики» М. Леграна.                                            

                 

                                 Звери по лесу шли (сказка импровизация)

Сейчас мы с вами поиграем в сказку, историю которой вы придумаете сами..Возьмем уже знакомую песенку-попевку : «Лиса по лесу шла»

Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, тембровый, интонационный и ритмический слух, память, творческое воображение и способность детей к объединению различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных.

Для того чтобы данное упражнение было действительно интересным, необходим баланс нового и известного. В структуре данного упражнения специально предусмотрены методы и приемы. Которые будут разворачиваться импровизационно, а также диалоги исход которых неизвестен, хотя и предполагаем.

Автор: бежала лиса по лесу и напевала песенку: «Лиса по лесу шла. Лиса денежку  нашла.  Пошла на базар и купила самовар.(соло) (варианты детей: лапти, куколку и тд.)

Автор: встретила она волка:                                                                                                       Волк: Что ты лиса поешь.(обращается к одному из детей. Ребенок поет свой вариант.) Автор:Понравилась Волку песенка. Идет он по лесу и поет.                                                                   Волк: Волк по лесу шел, волк копеечку нашел. Пошел на базар и купил себе диван.                          Так обыгрывается сценка, в которой участниками могут быть любые звери придуманные детьми.  Данная придуманная детьми пьеска пропевается в определенном ритме, регисте и темпе характерном тому или иному животному, сопровождается звучащими жестами, игрой на шумовых музыкальных инструментах, а затем обыгрывается, как небольшой спектакль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, об...

"Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)

Актуальность опыта:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изо...

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...

Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей (из опыта работы)

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творит...

Система методов и приемов в развитии музыкальных творческих способностей детей средствами русского музыкального фольклора из опыта работы

Разработанная мною система работы способствует воспитанию у детей творческой активности, проявляющейся в умении анализировать музыкальные примеры, самостоятельно сочинять короткие мелодии, развивает м...