Проект "Ложкари"
проект по музыке на тему

Головнева Юлия Владимировна

Проект по музыкальному воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozhkari.docx486.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

100_1251

2_89

Автор проекта: Головнева Ю.В.

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №15

Алтайский край г. Алейск

«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает  лучшим будущее»

Актуальность проекта

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Ребенка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность.

Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию. Тем самым происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом. Этой ситуации можно избежать, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки.

Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

Музицирование для детей является интересной и увлекательной деятельностью, но стоит отметить, что наибольший интерес у детей вызывает игра на народных музыкальных инструментах. Их яркое оформление, колоритный звук – всё это привлекает детей в народном музыкальном инструменте.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

В свою очередь, исполнительство на народных музыкальных инструментах следует рассматривать как модель проявления и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкальную деятельность.

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.

Новизна проекта

Разработанный проект развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах рассчитан на 3 года обучения дошкольников четырех – семи лет, и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу «Игра на музыкальных инструментах» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация проекта происходит в процессе изучения истории, традиций и фольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей.

Идея проекта:

Проект «Ложкари» предполагает обучение детей игре на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах, приобщение к творческой деятельности.

Создание ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, игровых миниатюр, инсценировок, создание самодельных музыкальных инструментов.

Цель проекта: обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах

Задачи:

♦ приобщать детей к русской национальной культуре;

♦ обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;

♦ развивать музыкальные способности дошкольников;

♦ способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Гипотеза проекта: при обучения игре на народных музыкальных инструментах, происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей. У детей возникает интерес к музыкальной деятельности, развивается музыкальное восприятие, фантазия, музыкальный слух и чувство ритма, формируется исполнительская культура, мотивация и установка на творчество.

Направления работы:

♦ Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми,  ударными);

♦ Самостоятельное исполнение произведений на русских народных и самодельных музыкальных инструментах.

Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проводятся подгруппами один раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений ребенка.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается проведение экскурсий, посещение выставок народного творчества, организация фотовыставок и просмотр видеоматериала, о народной музыкальной культуре и искусству.

Принципы построения педагогического процесса:

♦ Принцип фасцинации (очарование детей);

♦ Творческой направленности;

♦ Игрового познания;

♦ Максимальной самореализации.

Методы и приемы обучения:

♦ Наглядные: (показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении);

♦ Словесные: (убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок);

♦ Практические: (разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле).

Этапы работы:

Весь образовательный цикл делится на три этапа:

1 этап – подготовительный (средняя группа)

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

Решение программных задач происходит на музыкальных занятиях.

Задачи:

♦ Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

♦ Учить правильным способам звукоизвлечения на ложках и русских народных инструментах.

♦ Побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в пении, в движении и игре на народных инструментах.

♦ Побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.

♦ Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом ансамбле.

2 этап – старшая группа

Цель: закрепление материала, пройденного на первом этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Задачи:

♦ Приобщать детей к русской национальной культуре:

- знакомить с народными промыслами «золотая хохлома», народной песенной культурой, с традициями проведения народных праздников.

♦ Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на русских народных  инструментах.

♦ Учить исполнительской деятельности на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах:

- учить приемам игры на двух ложках (держа ложки в одной руке);

- совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых народных инструментах (барабан, бубен, треугольник, коробочки, шумелки);

-  побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;

- учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и самодельных музыкальных инструментах.

♦ Учить детей выразительному пению народных песен, побуждать к выразительной передаче характера, настроения, а также интонации и эмоций в песне.

♦ Побуждать эмоционально изображать в движении свое отношение к музыкальному образу в танце, народной игре, игре на народных музыкальных инструментах.

3 этап – подготовительная группа

Цель: закрепление материала пройденного на втором этапе.

Задачи:

♦ Продолжать знакомство с традициями народной культуры:

- русскими календарными праздниками;

- художественно-прикладными промыслами;

- народным песенным искусством.

♦ Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

- совершенствовать технику игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

-  познакомить с приемами игры на трех ложках.

♦ Играть ансамблем: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных музыкальных инструментов.

♦ Учить выразительному осознанному исполнению народных песен различного характера.

♦ Создать предпосылки к творческой самореализации детей:

- создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

- находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;

- побуждать к самостоятельному (и с помощью взрослых) изготовлению самодельных музыкальных инструментов.

♦ Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи.

Взаимодействие с педагогами и родителями

Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию народных музыкальных инструментов в самостоятельно-игровой деятельности и музыкальном уголке, изготовление самодельных музыкальных инструментов.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, семинары практикумы, мастер - классы и анкетирование по вопросам музыкального развития детей.

Предполагаемый результат:

Средняя группа.

♦ уметь ритмично передавать заданный ритм;

♦ владеть простейшими приемами игры на ложках и народных инструментах;

♦ сопровождать пение игрой на народных музыкальных инструментах;

♦ изображать в движении свое отношение к музыкальному образу, используя средства музыкальной выразительности: темп, ритм, а также выразительную мимику, осанку.

Старшая группа.

♦ играть в ансамбле соблюдая ритм;

♦ владеть приемами игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

♦ легко петь и двигаться под народную музыку, выразительно передавая в движении характер, настроение песни;

♦ своевременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле;

♦ проявлять творческую инициативу в создании инсценировок, сюжетно-игровых импровизаций, музыкально-инструментальных композиций, создании самодельных музыкальных инструментов.

Подготовительная группа.

♦ играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

♦ владеть приемами игры на двух, трех ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

♦ выразительно и эмоционально петь и двигаться соблюдая колорит и удаль русской души;

♦ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле;

♦ создавать творческие музыкально-инструментальные композиции и танцевальные миниатюры;

♦ находить новые приемы игры на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах.

Формой подведения итогов реализации данного проекта являются: выступление детей на праздниках (8-е марта, новогодние утренники, встреча весны), фольклорных развлечениях (Кузьминки, От зари до зари веселятся ложкари, Масленица), и досугах (Осенины, Посиделки, Завалинка).

Практическая значимость: данный проект развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах, может применяться в дошкольном учреждении, а также  может использоваться в работе студий, кружков и т.д.

Стратегия реализации проекта

I этап – средняя группа

Программное содержание

Репертуар

Слушание музыки

Способствовать развитию музыкальных способностей, формированию музыкально-эстетического восприятия

«Ах, вы сени»

«Две тетери»

«Лиса по лесу ходила»

«Ладушки»

«Зайка»

Ритмическая тренировка

Осваивать ритмический рисунок. Пропевать, простукивать фразы, определять сильные доли. Играть ритм, исполняемый педагогом

«Дождик»

Баю-бай»

«Андрей-воробей»

«Огуречик»

«Скок-скок поскок»

Пение

Выразительно исполнять попевки, песенки под инструментальное сопровождение и без него

«Скок-скок поскок»

«Жили у бабуси»

«Матрешки»

Игра на музыкальных инструментах

Осваивать элементарные приемы звукоизвлечения на ложках (ложка о ложку) и других народных инструментах: бубен, шумелки, погремушки, бубенцы

«Из-под дуба» р.н.п.

«Ладушки» р.н.п.

«Жили у бабуси» р.н.п.

«Матрешки» р.н.м.

Музыкально-ритмические движения

Побуждать к выразительному исполнению движений в музыкальной  игре, танце, хороводе.

Побуждать творчески передавать характерные движения музыкально-игрового образа (веселый, грустный, злой, хитрый…) в соответствии с характером музыки.

Побуждать выражать свои впечатления и свое отношение к исполняемому репертуару (пляске, танцу, игре, песне, инсценировке) через игру на народных инструментах.

С использованием народных музыкальных инструментов: (танец «Матрешки» р.н.п., хоровод «Как у наших у ворот» р.н.п., «Пляска с ложками» р.н.м., песня «У дедушки Егора» р.н.п., песня «Жили у бабуси» р.н.м., хоровод «Мы на луг ходили» р.н.м.)

Игра «Мыши водят хоровод».

Игра «У медведя во бору» р.н.м.

II этап - старшая группа

I квартал

Программное содержание

Репертуар

Слушание

Приобщать детей к национальной культуре на основе произведений народного музыкального искусства.

Побуждать к сопереживанию в музыке: характеру, чувствам, переданным в ней, развитию музыкального образа.

«Я на горку шла» р.н.п. (в исполнении Л. Рюминой), «Во поле береза стояла» р.н.п. (ансамбль «Березка»

Пение

Закреплять и совершенствовать имеющиеся певческие навыки:

- точность интонирования мелодии;

- непринужденность, эмоциональность исполнения.

 «Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Коровушка» р.н.п., «Сеяли девушки яровый хмель» р.н.п.

Ритмическая тренировка

Упражнять детей в точной передаче ритма

Русские народные песни, потешки: «Андрей-воробей», «Тили бом», «Стоит дом», «Кукушечка»

Игры с палочками

Развивать память, внимание

Игры: «Охота», «Мы играем как хотим», «Мои руки – ваши ноги»

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить с народными музыкальными инструментами: коробочки, колотушка, хлопушка, колокольчик, трещотка круговая, дудочка, свистулька.

Учить играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм.

Закрепить имеющиеся навыки игры на ложках и русских народных инструментах.

«Тень, тень потетень» р.н.п., «Бай качи» р.н.п, «Чики, чики, чикалочки»р.н.п., «Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п.,

Музыкально-ритмические движения

Побуждать детей к выразительной передаче: характера музыки, игрового образа в развитии игры, танца (с музыкальными инструментами и без).

Побуждать эмоционально изображать в движениях свое отношение к музыкальному образу, осознавая средства выразительности: темп, динамику, мимику, позу, осанку, движения.

С использованием русских народных инструментов («Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Полянка»).

Игра «Карусель»

II квартал

Программное содержание

Репертуар

Знакомство с народным промыслом: «Золотая хохлома», пение частушек о хохломе, знакомство с хохломскими ложками.

Народные мелодии (фонограмма)

Слушание

Развивать музыкальное восприятие средств музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр.

Средств внемузыкальной выразительности: манера исполнения, поза, мимика.

Узнавать, называть музыкальный инструмент, на котором исполнено музыкальное произведение.

«Валенки» р.н.п.(в исполнении Л, Руслановой), «Смоленский гусачок» р.н.м. (оркестр русских народных инструментов)

Пение

Учить выразительному исполнению песен народного репертуара:

- выразительно выражать в песне настроение, характер, интонацию;

- учить петь по подгруппам, цепочкой, с солистом.

«Во саду ли в огороде» р.н.п., «В сыром бору тропина» р.н.п., «Ах, ты зимушка-зима» р.н.п., частушки р.н.м., «Барашеньки крутороженьки» р.н.м.

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче музыкальных фраз, несложных песенок (хлопками, шлепками, притопами, щелчками).

Русские народные песни, потешки: «Скок, скок, поскок», «Плачет киска», «Котенька коток», «Волны», «Козлик»

Игры с палочками

Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритма.

Игры: «Островок», «Филин», «Лягушонок», «Скачите палочки»

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить с приемами игры на двух ложках (держа ложки в одной руке):

Удар ложкой о ладошку.

Маятник.

Мячики.

Зеркальце.

Выполнять несложный ритмический рисунок по тексту.

Совершенствовать ранее выученные приемы игры на ложках и народных музыкальных инструментах

«Смоленский гусачок» р.н.м., «Ах, вы сени» р.н.м., «Частушки», «Барашеньки крутороженьки» р.н.м., колядки и масляничные песни

Музыкально-ритмические движения

Учить выполнять движения под музыку в танце и игре непринужденно, пластично, весело, слаженно и ритмично.

С использованием музыкальных инструментов: («Шуточный танец с гармошкой» р.н.м., «Заинька, попляши» р.н.п., хоровод «Во саду ли в огороде»).

Хоровод «Галя по садочку ходила» р.н.п.

III квартал

Программное содержание

Репертуар

Слушание

Побуждать давать оценку и самостоятельно выражать свое отношение к прослушанной музыке.

Передавать характер музыки ритмическими движениями, игрой на народных музыкальных инструментах.

«Коробушка» р.н.м., «Кадриль» р.н.м., «Лапти» р.н.п. (хор им. Пятницкого), «Красно-солнышко» муз. Аедоницкого (в исп. Г. Макеевой)

Пение

Побуждать импровизировать в пении голосовые интонации для различных персонажей, игровых ситуаций.

Формировать творческие проявления в поиске певческих интонаций.

Побуждать к самостоятельному исполнению песен в повседневной жизни детского сада в семье.

«На зеленом лугу» р.н.п., «Тень, тень, потетень» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «А я по лугу» р.н.м.

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка несложных песенок, а затем текстов (ложками, народными музыкальными инструментами).

«Где был, Иванушка» р.н.п., «Две лягушки» муз. Филиппенко, «Во саду ли, в огороде» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Я на горку шла» р.н.п., «Пойду ль, выйду ль, я» р.н.п.

Игры с палочками

Развивать музыкальный и ритмический слух, координацию движений.

Игры: «Медвежата», «Неделя», «Сороконожки», «Где же, ручки», «Солнечные зайчики», «Ножки»

Игра на музыкальных инструментах

Учить игре на ложках, четко передавая ритм, темп мелодии, соблюдая интервалы, выделяя сильную долю, последнюю фразу.

Продолжать учить играть на народных и самодельных музыкальных инструментах.

Познакомить с приемами игры на двух ложках:

Круг.

Коленочки.

Плечики.

Совершенствовать ранее выученные приемы игры, играть эмоционально, выразительно.

«Я на горку шла» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Солнечный круг», «А я по лугу» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «Веснянки» р.н.м.

Музыкально-ритмические движения

Побуждать выразительно выполнять игровые танцевальные движения в играх, танцах, хороводах.

Побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ на народных музыкальных инструментах.

С использованием народных и самодельных музыкальных инструментов: («Коробушка» р.н.п., танец «Завалинка», игра-пляска

«Заинька, попляши» р.н.п., инсценировка  «Как у наших у ворот» р.н.п., «Ворон» р.н.м., «Мы на луг ходили» р.н.п., «На зеленом лугу» р.н.п

.

III этап -подготовительная группа

I квартал

Программное содержание

Репертуар

Знакомить с русскими народными инструментами: трещотки, кокошник, рубель, ксилофон.

Познакомить с народным промыслом «филимоновская» свистулька.

Художественное слово: стихи, загадки.

Слушание музыки

Расширять представления о народной музыке. Прививать любовь к русской народной песне. Учить различать грустный, печальный, веселый, шутливый, задорный характер песни.

«Субботея» р.н.п. (в исп. Л. Рюминой), «Травушка-муравушка» (в исп. Л. Зыкиной), «Ходила младешенька по борочку» р.н.п.,

«Выйду ль я на реченьку»

р.н.м.

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка текстов и отдельных музыкальных фраз (хлопки, хлопки, щелчки, притопы).

Русские народные потешки, прибаутки, песенки: «Андрей-воробей», «Огуречик», «Улитка»,

«Тили-бом», «Кисонька», «Во кузнице» р.н.п.

Пение

Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера: ее красоту, образность, широту. Совершенствовать певческие навыки: умение петь легким звуком, естественным голосом, слаженно, выразительно, хором и соло.

«Светит месяц»

р.н.п.,

«А мы просо сеяли» р.н.п., «Ходила младешенька по борочку» р.н.п., «Ах, улица» р.н.п., «Комарочек» р.н.п.

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить детей с приемами игры на двух ложках:

Линеечка.

Глиссандо по коленям.

Трещотка.

Учить в игре на ложках, передавая сложный ритмический рисунок плясовой. Совершенствовать ранее выученные приемы игры на ложках и народных музыкальных инструментах.

Продолжать знакомить с народными музыкальными инструментами. Учить играть на них в ансамбле: (трещотки, кокошник, рубель, шумелки).

Познакомить детей с инструментами – самоделками. Учить игре на инструментах – самоделках. Показать изобразительность музыки (шелест травы, листьев, звон капели) с помощью народных инструментов. Показать красоту, мелодичность колыбельной.

«Светит месяц»

р.н.п., «Во саду ли в огороде» р.н.п.,

«Улыбка»

муз. Шаинского

«Ходила младешенька по борочку» р.н.м.,

«Купавушки»

р.н. колыбельная, «Смоленский гусачок» р.н.м.

Музыкально-ритмические движения

Учить согласовывать танцевальные движения с игрой на ложках. Двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. Добиваться выразительности, красоты движений.

Развивать, совершенствовать восприятие музыки и движений:

- средств музыкальной выразительности, позволяющих передавать в игре, танце, хороводе характер и содержание. Обращать внимание на изменение темпа, динамики, метрических особенностей.

С использованием русских народных инструментов: («Ах, улица широкая» р.н.п.,

«Русский шуточный танец» р.н.м., «Кадриль»),

«А мы просо сеяли» р.н.п., «Прялица» р.н.м.

Игра «Гори, гори ясно»

II квартал

Программное содержание

Репертуар

Экскурсия в музыкальную школу

Знакомство с народным промыслом «дымка».

Знакомство с дымковской свистулькой.

Рассматривание фотоальбома ансамбля «Ложкари», просмотр видеоматериала с выступлением ансамбля, экскурсии в музыкальную школу, участие в народном гулянии Коляда, Рождество.

Русские народные мелодии (фонограмма)

Слушание музыки.

Развивать эстетическую потребность в слушании прекрасных русских песен различного характера и содержания.

Побуждать различать настроение, чувства, эмоции, характер русской народной песни.

«Лапти»

р.н.п., «Утушка»

р.н.п., «Во поле береза стояла»

р.н.п.

Ритмическая тренировка

Учить воспроизводить простой и сложный ритмический рисунок хлопками, кулачками, притопами, на ложках и народных музыкальных инструментах.

Игра: «Дирижер»

«Матрешечки»,

русские народные песенки, потешки: «Раным-рано по утру». «Сорока»,

«Качели»

«Скок, скок, поскок», «Ах, вы сени» р.н.м., «Во саду ли в огороде» р.н.м.

Пение

Учить художественному исполнению песен народного репертуара.

Развивать творческую активность, умение самостоятельно находить певческие интонации, характерные движения для передачи необходимых нюансов образа песни.

Побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения танцев, игр, песенных инсценировок.

Работать над чистотой интонирования мелодии, умении петь по одному и хором, с сопровождении и без него. Учить инсценировать песню, двигаясь выразительно, с выдумкой.

«Я на горку шла» р.н.п., «Во кузнице»

р.н.п., «Пойду ль выйду ль я» р.н.п., «Блины» р.н.п., «Вдоль по травке» р.н.м., «Лапти» р.н.п.

Игра на музыкальных инструментах

Продолжать знакомство с приемами игры на 2-х ложках:

Солнышко.

Дуга.

Прятки.

Упражнять в ритмической игре по руке, по колену, по колену соседа, плечу, по плечу соседа, стульчику, черенками ложек.

Продолжать знакомство с народными инструментами: жалейка, филимоновская свистулька.

Познакомить с приемами звукоизвлечения на «бытовых» музыкальных инструментах: чугунок, стиральная доска, ухват и т.д.

Побуждать выразительно передавать в оркестре характер, смену настроения, взаимодействие музыкальных образов произведения.

Знакомство с приемами игры на 3-х ложках.

Продолжать учить играть в ансамбле.

«Во кузнице»

р.н.п., «Валенки» р.н.п., «Я на горку шла» р.н.п., колядки, масляничные песни, «Вдоль по травке» р.н.м., «Лапти» р.н.м., «Пойду ль, выйду ль я» р.н.п.

Музыкально-ритмические движения

Учить выразительно передавать в движении народный репертуар различной тематики и содержания. Воспитывать любовь к малой Родине.

Побуждать к творческой передаче действий персонажей в песнях, играх, танцах.

С использованием русских народных и самодельных музыкальных инструментов: («Во поле береза стояла» р.н.м., танец «Сударушка» р.н.м, «Две лягушки» муз. Филиппенко). «Сибирский хоровод» р.н.м., «На горе то калина» р.н.м., танец «Валенки» р.н.м.

III квартал

Программное содержание

Репертуар

Слушание

Познакомить детей с различными вариантами народных песен и их обработками. Развивать эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания, творческое воображение в процессе слушания народной музыки.

 «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «Посею лебеду на берегу» р.н.п., «Калинка» р.н.п.

Ритмическая тренировка

Учить передавать в движении, хлопками, щелчками более сложные ритмические рисунки, смену частей муз. произведения

Игра «Сделай, как я»,

р.н.п., попевки: «Ножки, ножки где вы были», «Ай, шары, шары, шары»,

«Из под дуба» р.н.м., «Как пошли, пошли подружки» р.н.п., «Ах, вы сени» р.н.п.

Пение

Побуждать к выразительному пению, исполнять в песне: различные настроения, характер, изменение различных интонаций в куплетах, особенности развития образа.

Обучать особенностям техники певческого исполнительства: пение с солистом, с запевалой, по подгруппам…

Побуждать обыгрывать содержание песен игрой на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах.

«Посею лебеду на берегу» р.н.п.,

«Антошка» муз.Шаинского, «Пошла млада за водой» р.н.м., «Как пошли наши подружки» р.н.м., «Светит солнышко» р.н.м., «Веснянки» р.н.м.

Игра на музыкальных инструментах

Совершенствовать приемы игры на 2х ложках. Проигрывать ритмический рисунок по руке, локтю, плечу, бедру, полу. Совершенствовать слух, ладотоническое чувство, чувство ритма. Учить самостоятельно подбирать музыкальные инструменты в соответствии с музыкальными жанрами. Передавать радостное, праздничное настроение игрой на ложках и народных инструментах.

Развивать чувство партнерства в музыкально-инструментальных, танцевальных, игровых импровизациях.

«Барыня» р.н.м.,

«Антошка» муз.Шаинского,

«Кадриль» р.н.м.,

«Посею лебеду на берегу» р.н.п., «Несет Галя воду» укр.н.м., «Сеяли девушки яровый хмель» р.н.п.

Музыкально–ритмические движения

Учить детей опираться на средства музыкальной выразительности в исполнительской деятельности при передачи своего отношения к музыкальному образу: обращать внимание на изменение темпа, динамических оттенков, ритмических рисунков в музыке.

Побуждать проявлять творчество в выразительности исполнения, действий игровых персонажей в игре, танцах с музыкальными инструментами и без.

С использованием народных музыкальных инструментов: («Лирический танец с ложками», танцевальная миниатюра «Облака» муз. Шаинского, «Антошка» муз.Шаинского, пляска «Калинка» р.н.м.)

«Выйду ль я на реченьку» р.н.м., танец «Левониха» р.н.м.

Критерии качества освоения ребенком детской музыкальной деятельности

♦ I. Средняя группа

- Интерес к игре на русских народных инструментах.

- Целостное восприятие музыки в исполнении на русских народных инструментах.

- Восприятие средств музыкальной выразительности и способов звукоизвлечения на двух ложках.

♦ II. Старшая группа

-  Интерес к игре на русских народных инструментах.

- Объем исполняемых произведений.

- Выразительность исполнения.

- Техничность исполнения: правильность приемов игры на двух ложках и русских народных инструментах, ритмический ансамбль.

- Легкое, непринужденное сочетание игры на ложках, русских народных музыкальных инструментах с пением и движением.

♦ III. Подготовительная группа

- Эмоциональность исполнения.

- Техничность, ритмичность исполнения приемов игры на двух, трех ложках, русских народных и самодельных музыкальных инструментах.

- Творческие проявления.

Примерный план работы с родителями

Выступления на родительских собраниях:

 «Фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»

«Музыка в жизни ребенка»

«Народные праздники» - продолжение традиций

Консультации:

Как помочь ребенку освоить музыкальный инструмент

Уровень музыкальной деятельности в семье

Семинары – практикумы:

«Сделай сам – своими руками»

«Организация музыкальной деятельности в семье»

Папки – раскладушки:

«Вышли пальцы погулять»

«Пальчиковые игры – это развитие»

Информационные стенды:

 «Веселые «Ложкари»

«Учимся играя»

Концерты:

«Веселые «Ложкари»

«Посиделки»

«От зари до зари - веселые «Ложкари»

«Весело играем – всех потешаем»