Сценарий праздника, посвященного Дню Победы
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Жукова Татьяна Михайловна

Данный материал можно использовать для подготовки праздника, посвященного Дню победы в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_9_maya_zhukovatm._dlya_publikatsii.doc592 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

номинация

«НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 для детей подготовительной группы

«Пусть гремит салют Победы, или

Боевушки снова в строю»

Выполнила:

Жукова Татьяна Михайловна

музыкальный руководитель

Арзамас, 2015 год


ЗАДАЧИ

  • Воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ,
    к празднику Победы;
  • Расширять кругозор детей об историческом подвиге народа в годы войны (на фронте, в тылу);
  • Знакомить с лучшими образцами песен военных лет, воспитывать интерес к ним (в исполнении выпускников ансамбля «Боевушки»);
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на современные песни
    о войне (в исполнении выпускников ансамбля «Боевушки».

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА

  • На люстрах –  разноцветные шары.
  • На центральной стене – надпись «Пусть гремит салют Победы!» или «Этот день вы приближали, как могли!».
  • С одной стороны центральной стены - изображение салюта - звездочки с цветными ленточками, около надписи «65 лет Победы» - букет красных гвоздик (сбоку).
  • В обручах - фотовернисаж «Наши герои» и «Боевушки снова в строю!» (фото из семейных альбомов детей и сотрудников).
  • На окнах – рисунки детей о войне.

Упражнение с салютиками

под фонограмму песни «СЕГОДНЯ САЛЮТ

Дети входят в зал под фонограмму песни «Этот день победы»
(муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова, песня была написана к 30-летию Победы), останавливаются в свободном построении и приседают, в руках салютики.

Машут салютиками над головой.

По окончании упражнений шагают к своим стульчикам и встают лицом к зрителям.

Музыкально-литературная композиция

«САЛЮТ, ПОБЕДА

        Носите ордена!

Они вам за Победу,

За раны ваши страшные даны.

Носите ордена!

В них теплятся рассветы,

Что отстояли вы в окопах той войны!

Носите ордена и в праздники и в будни,

На строгих кителях и модных пиджаках!

Носите ордена, чтоб видели вас люди,

Вас, вынесших войну на собственных плечах.

Вед.:        Дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы собрались вместе, чтобы со всей нашей страной, со всем народом отметить праздник Победы!
9-ое Мая – светлый и радостный день! 65 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом.

        Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто своей грудью преградил путь врагам, отстоял мир, честь и независимость нашей Родины в жестокой битве. Прошло 65 лет с тех пор, но все помнят эту знаменательную дату и торжественно отмечают её. Нашу радость разделяют с нами наши гости – ветераны войны, которые пришли к нам детсад.

        Поприветствуем их аплодисментами.

1 реб.:        Я знаю от папы, Я знаю от деда
9 мая пришла к нам Победа!
Тот день весь советский народ ожидал,
Тот день самым радостным праздником стал!

2 реб.:        Знают этот праздник всюду,
Отмечают по стране.
Днем святым его все люди
Называют на земле!

3 реб.:        В цветы все улицы одеты
И песни звонки слышны:
Сегодня праздник – день Победы!
Счастливый, светлый день весны!

4 реб.:        То утро стало знаменитым -
По всей планете весть прошла:
Фашисты подлые разбиты,
Советской Армии хвала!

5 реб.:        Вздохнули полной грудью люди:
Конец войне! Конец войне!
И многоцветные салюты
Сверкали долго в вышине!

6 реб.:        В цветы все улицы одеты,
Смеётся и ликует май
В тот самый первый день Победы
Цветы дарили нашим дедам –
Бойцам, которые спасли наш край!

7 реб        Пусть гремит салют Победы
Этим светом мир согрет.
Всех сегодня поздравляем
Людям всей Земли желаем
Жить без горести и бед!

Песня  «МАЙСКИЙ ДЕНЬ 45-ГО ГОДА»

муз.Т.Жуковой

1)        Красоту, что нам дарит природа,

Отстояли солдаты в огне.

Майский день 45-го года

Стал последнею точкой в войне!

Припев: Ветеранам боёв,

Ветеранам побед!

Наш огромный, горячий

Ребячий привет!

2)        Без потерь нет ни роты, ни взвода.

Ну, а те, кто остался в живых,

Майский день 45-го года

Сохранили для внуков своих.

8 реб.:        Нет! Заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть,
А небо – синим, синим.

9 реб.:        Нам нужен разноцветный мир!
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на Земле
Все пули и снаряды!

10 реб.:        Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубиться дым,
Пусть небо будет голубым.

11 реб.:        Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому.
Не гибнут люди, города.

Все:        Мир нужен на земле всегда.

1 реб.:        Мир – это песни!

2 реб.:        Мир – это смех!

Все:        Мир - это радость и счастье для всех!

Песня «О МИРЕ»

муз. Филиппенко

1)        Мир и дружба всем нужны

Мир важней всего на свете.

На Земле, где нет войны

Ночью спят спокойно дети.

2)        Там, где пушки не гремят

В небе солнце ярко свети.

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир на всей планете

3 реб.:        Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда!

4 реб.:        Над землею наш клич раздается,
В каждом сердце песней звеня.

5 реб.:        Пусть всегда будет небо!

6 реб.:        Пусть всегда будет солнце!

7 реб.:        Пусть всегда будет мама!

Все:        Пусть всегда буду я!

Машут салютиками, затем кладут их под стульчики, садятся.


Инсценировка

«БУДЕМ В АРМИИ СЛУЖИТЬ»

Реб (в офицерской фуражке, с пультом в руках):

        Когда приходит этот день,
Мне рано утром встать не лень!
На праздник я спешу в детсад.
Здесь принимаю я парад .
Держу ладонь я у виска,
А предо мной стоят войска.
Матрос, десантник и танкист,
Ракетчик, летчик и связист!
Нет на земле смелей ребят.
Здесь принимаю я парад (
отдает честь)

Офицер-десантник (в голубом берете с автоматом):
Когда я вырасту большим,
Я буду офицером.
Я маму буду защищать.
Я буду очень смелым.
И пусть не кружит над землей
Огонь и черный ветер.
Я маму буду защищать
И всех людей на свете!

Моряк (в бескозырке с биноклем):
На горизонте - самолет.
По курсу полный ход вперед.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдет от нас!

Связист (сидит около рации в наушниках):
Алло, Юпитер! Я - Алмаз!
Почти совсем не слышу вас.
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (в шапочке белой, с сумочкой перевязывает лежащего бойца):
Какое счастье уцелеть!
Прошу, братишка, потерпеть!
А рана ваша так легка,
Что заживет наверняка!

Боец (стонет, охает): Спасибо, сестричка.

Все садятся на стульчики.

Музыкальная игра «К БОЮ ГОТОВ

Для игры нужны: обруч, лошадка, буденовка, бескозырка, бинокль, наушники, рация, белая шапочка медсестры, мед.сумка, погран.фуражка, автомат.

Вед.:        А сейчас мы проведем игру «К бою готов». Вы готовы поучаствовать? Игра на внимание. Здесь нужно услышать окончание музыки (дети маршируют вокруг обручей), затем взять военные атрибуты для того рода войск, который вы выбрали. Например, если ты моряк, то моряку обязательно нужен бинокль, а какой же буденовец без лошади и т.д. Кто быстрее! Вот такие замечательные солдаты и офицеры и выиграли войну! А нашим медсестрам – особое спасибо! Они спасли столько наших ребят от гибели. Давайте поаплодируем им. А сейчас, внимание! Стройте отряд на особое задание. У меня в руках флажки 3-х цветов. Каждый цвет имеет свое значение. Итак, начали.

Вед.:        Ребята, а вы знаете, какая самая любимая еда была у наших фронтовиков?

Варианты ответов: котлеты, макароны.

Ведущий спрашивает у фронтовиков, часто ли их кормили котлетами или колбасой. Они отвечают – каша.

Вед.:        Да, каша, да если еще с тушенкой. Это было очень вкусно. Но часто, когда наши солдаты были в окружении врага, они были голодные
(
выдвигают костер). А еще они очень любили картошку, испеченную на костре. Русская картошечка напоминала нашим солдатам о родном доме, о близких людях, которые ждали их возвращения с фронта.
Давайте и мы сейчас посидим у костра и споем все вместе.

Песня «КАРТОШКА»

сл. и муз. неизвестного автора

Дети садятся у костра, где печется в котелке картошка (в котелке приготовлена для каждого ребенка и фронтовиков горячая печеная картошка в фольге).

1)        Сколько раз на привале

Мы картошку пекли.

Пировать – пировали.

Разговоры вели.

Припев:        Ах, картошка, картошка,

В кожуре уголек.

Золотистые искры,

Голубой дымок.

(на музыкальную паузу берут из котелка картошку)

2)        Из ладошки в ладошку

Ты ее покидай.

А посолишь картошку,

Остывать не давай.

(на музыкальной паузе кладут картошку снова в котелок)

3)        Ключевою водою

Мы картошку запьем.

И, конечно, с тобою

У костра запоем.

Припев        2 раза

Можно чтобы кто-то из ребят писал письмо домой, лежа как бы на траве, и кто-то сидел (2 человека). Затем все садятся, второй воспитатель убирает костер и картошку.

Игра «СМОТРИ И НЕ ЗЕВАЙ!»

Дети распределяются по залу

Красный флажок - топают, кричат «Ура»

Зеленый - присели, притаились.

Желтый - стоят, хлопают.

Все садятся.

Вед.:        Дорогие гости, посмотрите, пожалуйста, как бдительно охраняют нашу         границу русские пограничники.

Выходят 2 пограничника в фуражках, с автоматами, выставляют 2 пограничных столба.

1 реб.:        Хоть на границе нет замка,
Граница на замке...
Не подведет моя рука.
И автомат в руке.

2 реб.:        За границей могут жить друзья.
За границей могут жить враги.
Без границ пока еще нельзя.
Каждый день границу береги!

Песня-инсценировка «СТОЙ, КТО ИДЕТ»

1)        Кусты - это роща.

Какова граница,

А мы, пограничники, смелый народ.

Как враг не таится,

Как враг не ловчится,

А к нам не проскочит,

А к нам не пройдет.

Припев:        Стой. Кто идет?..

2)        Вот кто-то крадется

В тени у колодца.

Шуршит осторожно у самых ворот.

Он ловко крадется,

Да в плен попадется.

А к нам не проскочит, а к нам не пройдет.

3)        Вот кончатся игры,

И детство промчится.

Делам настоящим настанет черед.

Мы встанем на страже Российской границы.

И враг не проскочит, и враг не пройдет,

Дети-пограничники убирают пограничные столбы. Звучит музыкальное вступление к танцу «Граница».

Танец «ГРАНИЦА» муз. Л.Агутина


Музыкально-литературная композиция

«БОЕВУШКИ» СНОВА В СТРОЮ!»

Муз.рук.:        А сейчас, уважаемые гости, послушайте, пожалуйста, информационное сообщение.

        В городе Арзамасе всем известен детский ансамбль «Боевушки». И сегодня этому ансамблю ровно 15 лет! Сегодня его юбилей. И я с удовольствием представляю вам его первых участников. Сейчас они все студенты и одиннадцатиклассники, учатся в различных школах, ВУЗах города и области. Даша Романова, Оля Чалкина, Наташа Кузьмина, Катя Насонова, Катя Яшкова, Дима Костылев –  это наши первые «Боевушки». Потом были другие, и они тоже сегодня у нас в гостях. Давайте поприветствуем их аплодисментами, конечно, из формы военной и сапожек, которые были сшиты специально для них тогда, ребята выросли, но пилотки мы им сейчас наденем. Вот они повзрослевшие «Боевушки».

        А образовался ансамбль в память о 29-ом радиобатальоне девушек, который был сформирован в нашем городе в 1942 г. все они дошли до Берлина и возвратились в свой родной город с Победой.

Муз.рук.:        А сейчас мы аплодируем нашим героям, которые пришли к нам на праздник, это участницы войны Анастасия Михайловна Конопутова, Александра Михайловна Романова, Тамара Ивановна Кочемасова, Надежда Ивановна Крылова и их боевой командир Григорий Сергеевич Шелар. Спасибо, что вы сегодня с нами, мы гордимся вами. В нашем детском саду дети и взрослые всегда будут помнить ваш подвиг!

Муз.рук.:        Нам известно, что в минуты отдыха, вы очень любили петь. Ведь в дни войны песня была и оружием, и паролем, и мечтой, и клятвой! Песня объединяла людей. Песни не награждались орденами и медалями, но для нашей Победы они делали очень много.

        Давайте вспомним одну из первых песен времен ВОВ «Священная война» (муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача). Первая строчка в ней звучит, как приказ, как мольба. Нужно было докричаться до каждого, чтобы услышали... «...Вставай, страна огромная...» даже мурашки по спине. И ритм этой песни, как ритм сердца. Если бы было установлено звание «песня-герой», то одной из самых первых это звание получила бы песня «Священная война». А сколько прекрасных лирических песен звучало в те годы: «Темная ночь», «В землянке»; под гитару, под гармошку «На позицию девушка провожала бойца», «Эх, дороги», «На солнечной поляночке».

        А Катя Яшнова у нас стала лауреатом конкурса джазовой песни в 2003г. в Санкт-Петербурге. Сейчас она учится в музыкальном училище, занимается вокалом.

Песня «ТЁМНАЯ НОЧЬ»

в исполнении Кати Яшновой под гитару (все подпевают).

Муз.рук.:        Очень любили солдаты и офицеры веселые частушки, которые повышали настроение и артистам, и зрителям. Песни, частушки на фронте нужны были как хлеб, как патроны. Они тоже помогали воевать.

...Былое врывается в душу.

И годы в шеренгу встают.

Задорные с фронта частушки

Солдатские внуки поют...

Муз.рук.:        А сейчас сюрприз для наших ветеранов. Для вас прозвучат частушки
военных лет в исполнении вокального ансамбля «Боевушки»

ФРОНТОВЫЕ ЧАСТУШКИ

1 дев.:        Бей, частушка, как из пушки.
Заливайся соловьем.

2 дев.:        Мы солдатские частушки
Под гармошку пропоем.

Все:        Эй, частушка, ты частушка
Слово каждое снаряд.
Бьет фашистов по макушкам,
Помогает воевать.

Мальч.        Черна туча, черна туча
Немец с запада идет.
Наша армия могучая
Эту тучу разобьет.

Дев.:        Бьем врага и в хвост, и в гриву
Пулеметом, пушкою,
Меж боями, в перерывах
Боевой частушкою.

Дев.:        Пришли немцы нас громить,
Но и мы не сдали.
Как пошли их гнать и бить,
Пятки засверкали.

Дев.:        Хвастал Гитлер: Я могу
Расправить Курскую дугу.
Долго тужился, не смог.
Согнут сам в бараний рог.

Дев.:        Сидит немец на печи,
В лапти обувается.
В них, наверно, до Берлина
Драпать собирается.

Дев:        Вздумал Гитлер угоститься,
Чаю тульского напиться.
Зря чудак позарился.
Кипятком ошпарился.

Дев.:        Хотел немец получить
Пироги да пышки.
А досталися ему
Синяки да шишки.

Дев.:        Захотели немцы славы
Не простой, а мировой.
Без штанов они бежали
С нашей Родины домой.

Все:        Воевать мы не хотим.
Мир крепить стараемся.
Но кто хочет тронуть нас,
С каждым рассчитаемся.

Муз.рук.:        Спасибо нашим маленьким «Боевушкам». Слово выпускникам
«Боевушкам» прошлых лет.

Музыкальная игра «ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЁТЫ»

Вед.:        Внимание! Отряды, стройся!

  1. музыка из к/ф «Неуловимые мстители» (под марш шагают на месте)
  2. «Раскинулось море широкое» (плывут)
  3. «Тачанка» (скачут «галопом» с цоканьем язычком)
  4. «Первым делом самолеты» (летают)

Все движения чередуются с маршем по кругу.

Вед.:        Дети! Сегодня мы с вами читаем стихи, поем песни, играем. И всем этим мы обязаны героям, которые, не жалея своей жизни, сражались с фашистами. Многие не вернулись с войны - они погибли на фронте, защищая свою Родину, свой народ... У памятника павшим солдатам горит вечный огонь, и всегда лежат живые цветы. Даже зимой, когда всюду снег и стужа, лежат живые цветы у памятника. Их приносят люди! Уберут увядшие, положат свежие и скажут: «Мы никогда не забудем вас, герои!»

Дети встают около стульчиков, воспитатели встают рядом с ними.

Вед.:        Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им-17! Навеки-17!
Им не встать из-под белых берез.
Из-под алых рябин не подняться.

1 восп.:        Своей юности не пожалев,
Ради ваших счастливых рассветов
Под березы легли, не успев,
Получить комсомольских билетов.

Вед.:        Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!

2 восп.:        Спят мальчишки в сиянии звезд.
Навсегда плотно сомкнуты губы.
Им не встать из-под белых берез.
Тише пойте армейские трубы.

Песня «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ»

муз.Филиппенко

1)        Над могилой в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит.

Тут солдат российский спит.

2)        Мы склонились низко, низко.

У подножья обелиска.

Наш венок расцвел на нем

Жарким пламенным огнем.

3)        Мир солдаты защищали.

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Вед.:        Помните!
Через года, через века.
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда.
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны, Горькие стоны...
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!..
А сейчас почтим память павших минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Вед.:        А сейчас я с удовольствием предоставляю слово нашим гостям.

СЛОВО ВЕТЕРАНАМ

Вед.:        Благодарим вас, милые фронтовики, за то, что вы пришли к нам в детский сад. Будьте все здоровы, пусть берегут вас и заботятся о вас ваши близкие. Будьте счастливы, ведь вы это заслужили! До новых встреч!

Аплодисменты


 Приложение

ГАЗЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ

К празднованию Великой Победы готовятся не только взрослые, свою лепту хотят внести и юные горожане - ансамбль «Боевушки» д/с № 8 «Калинка».

На протяжении 15 лет этот коллектив готовит музыкальные номера патриотической направленности, поэтому праздник 9 Мая здесь считают заслуженно родным.

О всех тонкостях будущей программы, как и принято, руководитель ансамбля Т. Жукова не распространяется, единственное, чем поделилась, так это тем, что в репертуар талантливых дошколят будут включены никогда ранее не звучавшие со сцены военные песни и фронтовые частушки-страдания.

Отметим, что частушка – конек ансамбля, их визитная карточка. Крохи 4-6 лет так выразительно заканчивают каждую частушку задорным «Ух!», что все сомнения отпадают разом - перед вами профессионалы. Свое мастерство они готовы показывать в любое время. На момент нашего разговора все надели военную форму, выстроились в ряд и по первому музыкальному сигналу как один выдохнули:

Эх, частушка, ты, частушка,

Слово каждое - снаряд.

Бьет фашистов по макушкам,

Помогает воевать.

Боевое героическое настроение очень скоро сменяется ироническим:

Вздумал Гитлер угоститься -

Чаю тульского напиться.

Зря чудак позарился,

Кипятком ошпарился.

А затем артисты усаживаются в круг возле символического походного костра с котелком и поют военную песню "Картошечка». Нужно отметить, что частушки в этот коллектив переданы по наследству – когда-то в годы войны в минуты затишья их пела мама Т.Жуковой - А. Романова со своими подругами Н.Крыловой, Т.Кочемасовой, А.Конопутовой, О.Тюриной, связистками 29-го батальона ВНОС, в честь которого, собственно, и были созданы «Боевушки».

- Наверное, нам, сегодняшним, до конца не понять, не постигнуть умом, что сделало поколение военного лихолетья не только для страны, а для всего мира, - говорит Т. Жукова, - И этот ансамбль – лишь толика неоплатного долга перед нашими ветеранами, перед девочками-связистками, перед моей мамой... Может, именно поэтому наши концертные выступления проходят под громкие аплодисменты, ведь то, что идет от души одного человека, обязательно найдет отклик в душе другого.

В коллектив «Боевушки» хотят попасть многие воспитанники «Калинки» (не удивительно, потому что патриотическому воспитанию здесь уделяют первостепенное значение), но выбор падает на тех, кто обладает вокальными данными и талантом декламирования. Гастрольные туры «Боевушек» проходят не только в пределах нашего города (в воинской части, милиции, на Днях призывника), но и на юбилейных мероприятиях, посвященных Победе, в Н.Новгороде. Везде они желанные гости.

Самим ребятам выступать нравится. Они так и говорят: «Когда мы видим лица тех, кто сидит в зале, когда они улыбаются, мы думаем, что нам рады». Но, наверное, еще большую радость дошколятам доставляет форма, которой, по словам Дениса Калинина, «нигде нет - ни в школе, ни в институте, только в нашем детском саду». Форма солдата или милиционера не только дисциплинирует, она накладывает определенный отпечаток на мировоззрение детей - и не зря все мальчишки ансамбля мечтают стать или военными, или работать в милиции.

Загадывать о их будущей профессиональной деятельности рано, но в одном можно быть уверенным: эти мальчики и девочки никогда не осквернят могилу фронтовика, не рассмеются в лицо человеку в орденах и не скажут плохого о прошедшей войне, потому что само понятие «Великая Отечественная» для них не чужое, они тоже на ней по-своему воевали.

Е.МАЛЫГИНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Победы – праздник дедов сценарий праздника, посвященный Дню Победы.

День Победы – праздник дедовсценарий праздника, посвященный Дню Победы.                                   ...

Сценарий праздника посвященный дню Победы -"Звезда Победы"

Детям рассказывают о том, как началась ВОВ,какие трудности испытывал народ,как сражались за свою Родину .как веселились,какие награды получали....

Сценарий праздника посвященного Дню Победы «День Победы. Как он был от нас далек»

Сценарий праздничного мероприятия на "День Победы", содержащий слова стихов, песен и сценок....

Сценарий праздника, посвященному Дню Победы "День Великой Победы"

Знакомство детей с  героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Воспитывать у ...

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Мы знаем и помним о тебе, Победа!»

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста«Мы знаем и помним о тебе, Победа!»...

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы 9 мая, «Мы – наследники Победы» для старшего дошкольного возраста

Праздник, посвященный самой важной дате в истории нашей Родины, Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1945 года для детей старшего дошкольного возраста. Этот сценарий был написан для малочисленной ...