Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему

Куприянова Татьяна Михайловна

·        Развивать восприятие окружающего мира через образы музыки, поэзии,  живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kroet_uzh_list_zolotoy_vlazhnuyu_zemlyu_v_lesu.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу»

А. Майков

Интегрированное занятие.

Старший дошкольный возраст.

Татьяна Михайловна Куприянова,

музыкальный руководитель высшей категории,

детский сад №27, г. Ярославль

Программное содержание.

  • Развивать восприятие окружающего мира через образы музыки, поэзии,       живописи.
  • Закреплять умение определять настроение в произведениях искусства.
  • Учить устанавливать эмоционально – образные связи в произведениях музыки, поэзии, видеоряда.
  • Формировать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
  • Развивать активность слухового и зрительного восприятия.
  • Создавать условия для совершенствования речи как средства общения.
  • Закреплять понятия: поэт, композитор, пейзаж; ввести новое понятие  - вернисаж.
  • Расширить знания о творчестве П.И. Чайковского, знакомить с поэзией А.С. Пушкина, А. Майкова, С. Крылова.
  • Побуждать детей выразительно передавать эмоционально – образное содержание песни, танца,

Предварительная работа.

Разучивание песни «Падают листья» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен),  

танца с листьями. ( Beautiful Ohio. Music by Mary Earl), стихов А.

Пушкина, А.Майкова.

Материал и оборудование

Музыкальный центр, носители музыки,  ноты, цветные фото – пейзажи. Атрибуты для     танца: осенние листья, легкий шарфик, венок из осенних листьев. Для определения колорита – бумажные полоски разного цвета.

Ход занятия.

Звучит музыка (П. Чайковский, Осенняя песня), дети входят, садятся.

Муз. руководитель.

Ребята, какое сейчас время года? (осень).

В природе все имеет свой черед: за весной приходит лето, за летом – осень, потом наступает зима. В каждом времени года есть свои радости, своя прелесть,  красота, свои краски. Как вы думаете, какой главный цвет зимы? (белый).

 А весны? (голубой, светло – зеленый). А летом, какие краски? (сочная зелень, яркие краски цветов, солнца). А какие краски у осени? (и зелень, и желтый, красный, оранжевый, лиловый, коричневый). Ребята, а как вы считаете, богатство, разнообразие красок  какому времени года соответствуют? ( осени). Да, я с вами согласна, но краски меняются: осенью они блекнут, гаснут, природа как бы «умирает», погружается в волшебный зимний сон. Не зря в русской народной загадке про осень говорится: « Всех одарила, все погубила».

А теперь мы открываем наш вернисаж. А вы знаете, что такое «вернисаж»? Это выставка картин (муз. рук. открывает видеоряд). Но на нашей выставке не картины, а цветные фотографии. Что на них изображено? (природа). Давайте вспомним, как называются картины или фотографии, изображающие природу? (пейзаж). Какому времени года посвящены эти пейзажи? (осени). Какие вы знаете осенние месяцы? (ответы детей). Давайте внимательно посмотрим на эти пейзажи и подумаем, меняются ли краски осени (муз. рук. вместе с детьми рассматривают колорит осенних пейзажей, отмечают изменение осенних красок). Мы видим, что в осени можно отметить три этапа: ранняя осень, «золотая» осень, поздняя осень. Какой пейзаж соответствует ранней осени? (дети показывают). Здесь еще и зеленый цвет, но деревья начинают уже желтеть, небо голубое – настроение светлое и радостное. А где мы видим «золотую» осень? (дети показывают). Какой главный цвет? (желтый – «золото»). И вот осень завершается – поздняя осень. Краски потемнели, потускнели, деревья стоят голые, небо хмурое. А как вы думаете, с изменением красок осени, меняется ли наше настроение? (ответы детей). Представим, что мы с вами гуляем по парку «золотой» осенью. Ходим спокойно, восхищаемся красотой природы. А какое настроение вызывает поздняя осень? (грустное, скучное, унылое).

Ребята, творческие люди – люди искусства (художники) свое восприятие осени отразили в своих произведениях: музыке, стихах, картинах. Подумайте, какому пейзажу подходит стихотворение А.Пушкина, которое прочитает… (называет ребенка).

Унылая пора! очей очарованья.

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

А.Пушкин.

(ответы детей – «золотой» осени, показывают пейзаж).

А как  поэт воспринимает «золотую» осень, какое у него настроение? («он очарован, ему приятна прощальная краса, он любит пышное природы увяданье…» - отвечают дети с помощью муз. руководителя).

Очарованы красотой «золотой» осени многие люди, многие художники. Ребята, а какую мы с вами знаем песню, в которой тоже передается очарование осени? («Падают листья», муз. М.Красева). Какое настроение выражает музыка этой песни? (светлое, спокойное, любование красотой осени). Давайте исполним эту песню (дети исполняют песню).

А теперь представим, что мы в осеннем парке. Золотые листья кружатся в танце. Ветерок подхватывает их, кружит, несет вперед и снова опускает на землю (дети исполняют танец с листьями Beautiful Ohio. Music by Mary Earl. Трехчастная форма. В средней части соло «Ветерка» - девочка с шарфиком).

Ребята, кого мы видим на этом портрете? (мы видим П.Чайковского). А кто он? (он великий русский композитор, сочинял музыку). П. Чайковский придумал музыкальный календарь, он написал двенадцать музыкальных пьес для фортепиано и назвал их «Времена года». Получился целый альбом. Как вы думаете, почему в альбоме «Времена года» двенадцать пьес? ( потому что в году 12 месяцев). В этих пьесах композитор рассказывает о русской жизни, рисует картины русской природы, а главное – выражает чувства, навеянные русской природой, бытом. Сейчас мы послушаем пьесу, которая называется «Осенняя песня», она соответствует октябрю месяцу. Эту пьесу можно назвать «пейзажем настроения», потому что, прежде всего она передает настроение, навеянное осенней природой, чувства, которые осень вызывает в композиторе (дети слушают «Осеннюю песню» П. Чайковского в записи).

Какое настроение выражает музыка? (музыка грустная, печальная, потому что жаль расставаться с летом). А еще что можно сказать об этой музыке, какая она? (музыка неторопливая, певучая, мягкая, негромкая).

Поэты тоже рассказывают об осени. Сейчас мы прочитаем два стихотворения, а вы постарайтесь определить, которое из них больше подходит к музыке «Осенней песни» по настроению.

Муз. руководитель читает.

Осень.

Пахнет дымом, и грустно очень.

То дворами, где жгут листву,

Невидимкою бродит осень,

Покидающая Москву.

Сколько грусти и сколько света,

Как пронзителен птичий гвалт,

Листья желтые с черных веток

Тихо падают на асфальт…

С. Крылов

Читает ребенок.

                                          Осень.

Кроет уж лист золотой,

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!...

А.Майков.

(Дети с помощью муз. руководителя отвечают, что больше подходит стихотворение С. Крылова, потому что оно тихое, грустное, подчеркивают словосочетания: «…грустно очень…, …сколько грусти и сколько света..,  ..листья желтые с черных веток тихо падают…»).  А какое настроение выражает стихотворение  А. Майкова ?(радостное, бодрое, энергичное). Правильно, а еще оно очень динамичное, то есть все наполнено движением: «…смело топчу…, …любо в лесу мне бежать…, …листья ногой загребать»…).

Ребята, сегодня вы убедились, какое богатое время года осень, богатое красками, настроениями. Мы слушали музыку, читали стихи, рассматривали пейзажи. Я предлагаю вам дома отразить свои впечатления в рисунке – нарисовать осенний пейзаж. А сейчас мы потренируемся: какие краски вы будете использовать для изображения «золотой» или поздней осени (детям предлагаются бумажные полоски разного цвета, они выбирают подходящий колер для изображения «золотой» или поздней осени).

Ребята, я жду ваших рисунков, и мы с вами устроим свой вернисаж.

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода благодать.

Снег ли, дождь – любое время года

Нужно благодарно принимать.

Э.Рязанов.

(Дети уходят. Звучит песня Б. Савельева «Дождик за окном…»)

Примечание.

Вместо фото-пейзажей можно использовать репродукции картин художников, например, картины «Золотая осень»     Левитана,     Поленова,    Остроухова и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по окружающему миру «Кроет уж лист золотой…»

Цель: расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе....

Конспект НОД по окружающему миру на тему: "Кроет уж лист золотой опавшую землю в лесу"

Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Кроет уж лист золотой опавшую землю в лесу"...

Презентация «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…»

Расширять представления об осенних изменениях в при­роде . Учить замечать приме­ты осени. Воспитывать бережное отношение к природе.....

«Кроет лист золотой влажную землю в лесу»

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп компенсирующей направленности для детей сТНР, по разделу "Ознакомление с природой"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».(Подготовительная группа.)

Расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. ...