Главные вкладки

    Картотека музыкальных игр. Игры с музыкальными инструментами
    картотека по музыке по теме

    Гончаренко Дина Юрьевна

    Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     №37 «КОЛОКОЛЬЧИК»

    В картотеку игр педагогам

    Игры с музыкальными инструментами

     

    Цель: развитие внимания, координации движений, слуха, памяти, чувства ритма, коммуникабельности, формирование навыков игры на различных шумовых инструментах.

    Подготовила:

           Д.Ю. Гончаренко,

    музыкальный руководитель

    г.Сургут

    2017 год

    Игры с музыкальными инструментами

    «Вот все ребята собрались» (младший, средний возраст) 

    - игра на закрепление приемов игры на музыкальных инструментах.

     Перед началом игры целесообразно провести дидактическую игру «Угадай, на чем играю», узнанные по тембру музыкальные инструменты выкладываются на стол. Музыкальный руководитель поет на мелодию «В лесу родилась елочка»:

    Вот все ребята собрались, и музыка звучит,

    А Саша (называется любой ребенок) барабан берет и палочкой стучит.

    (Выходит названный ребенок, выбирает из 4-5 инструментов заданный и начинает играть под 2 часть  - подвижную плясовую)

    Таким образом вызываются еще дети, каждый из них берет названный инструмент и играет. В конце все играют одновременно.

    «Бубен» Фрида (младший и средний возраст)

    Задачи: формировать навыки игры на бубне (2 приема – удар и встряхивание), воспитывать коммуникативные качества, развивать ритмичность.

    Педагог поет: Постучи, Алена, в бубен,

                             Мы в ладоши хлопать будем,

                             Постучи веселей,

                             Посильнее в бубен бей. (Алена ударяет в бубен)

    На проигрыш – прием «встряхивание»

    Педагог поет дальше: Ах, Алена, как играет.

                                          Как ладошкой ударяет!

                                          Поиграла, вот и все,

                                          Бубен Ване отнесем (Алена передает бубен Ване)

    «Танец с бубнами» (младший и средний возраст)

    Задачи: формировать умение двигаться и звенеть бубном, реагировать на смену частей музыки

     Дети легко бегают на носочках врассыпную, с окончанием музыки останавливаются и играют на бубнах. Если бубнов всем не хватает, то сыгравшие ребята отдают бубны другим детям.

    «Игра с бубнами» (средний и старший возраст)

     Задачи:  учить слышать смену частей музыки (3 контрастные части), развиватьчувство ритма, навыки игры на бубнах, формировать чувство ансамбля, умение ориентироваться в пространстве.

    Игра проходит в сопровождении фортепиано. На 1 часть музыки (спокойную) дети, стоящие в кругу, приседают и закрывают глаза, воспитатель кладет за спины 3-4 ребятам бубны. С началом второй громкой плясовой части дети, обнаружив у себя за спиной бубен, выходят в круг и ударяют в бубны, остальные дети пляшут. На 3ью часть (легкую, подвижную) «музыканты» встряхивают бубны, дети легко бегут по кругу.

    Игра повторяется с началом 1 части

    «Оркестр» украинская народная мелодия (средний возраст)

    Задачи:  способствовать развитию внимания, выдержки, реакции, ритмичности, учить ориентироваться в пространстве.

    Дети стоят в кругу с музыкальными инструментами (бубны, маракасы, бубенчики). С началом 1ой громкой части начинают ритмично играть. На вторую контрастную легкую и тихую оставляют свой инструмент  на полу, бегут по кругу вокруг инструментов. С окончанием музыки берут любой музыкальный инструмент. Игра повторяется сначала.

     «Пока звучит музыка»(средний и старший возраст)

     Задачи: способствовать развитию слухового внимания        

    Пока звучит музыка, дети произвольно играют, как только музыка перестает звучать – перестают играть и дети.

    «Тихо-громко»(любой возраст)

    Задачи: способствовать развитию динамического и тембрового слуха, ритмичности.

     На тихую музыку дети играют тихо, на громкую – громко.

    Вариант: разделить детей на две подгруппы с инструментами разного звучания: колокольчики и бубны (или ложки, или барабаны). На тихую музыку играют колокольчики, на громкую бубны (или ложки, или барабаны)

                Усложнение: педагог играет неконтрастную двухчастную музыку. На первую часть играют одни инструменты, на вторую – другие.

    «Беседа»(старший возраст)

    Задачи: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала

     Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.

    Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.

    Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.

    «Телеграмма»(старший возраст)

    Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма

     Педагог играет определенный ритмический рисунок, дети повторяют.

    Усложнение: один ребенок играет, все повторяют, или ребенок играет ритм по карточке, все повторяют.

    Вариант: ребенок играет ритмический рисунок на музыкальном инструменте для одного ребенка, тот отвечает. Потом второй ребенок играет для следующего и так далее.

    «Эхо» (старший возраст)

    Задачи: развивать чувство ритма, динамический слух

    Педагог отхлопывает в ладоши ритмический рисунок достаточно громко, дети повторяют 3 раза, с каждым разом все тише и тише. То же на музыкальных инструментах.

    Пояснение: объяснить детям, что такое эхо, придумать и проговорить несколько слов, фраз с затиханием. Например: «Ау! Ау! Ау! Ау!», «Куда! Куда! Куда! Куда!» «Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам! Ба-ба-бам!». И так далее.

     «Внимание»(средний и старший возраст)

    Задачи: развивать внимание, тембровый слух, чувство ритма

     Дети танцуют все вместе с музыкальными инструментами. С окончанием музыки педагог играет на каком-либо инструменте. К нему  только подбегают дети с такими же инструментами, остальные отбегают в сторону. Достаточно четырех видов инструментов: ложки, колокольчики, бубны, маракасы.

    Усложнение: педагог может играть за небольшой настольной ширмой, чтобы дети не видели, какой инструмент звучит.

    «Дирижер»(средний и старший возраст)

    Задачи: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.

    У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.

     «Игра в кругу»(старший возраст)

    Задачи: способствовать развитию слухового внимания, выдержки

    Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, потом следующий т.д. Паузы между исполнением быть не должно.

    Усложнение: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.

    «Побегаем, поиграем»(средний, старший возраст)

    Задачи: закреплять навыки игры на шумовых музыкальных инструментах (бубны, коробочки, шаркунки, румбы, ложки, маракасы, бубенчики и т.д.), учить реагировать на смену частей музыки, формировать умение играть по ритмосхемам (старший возраст)

     Стулья стоят по кругу, на стульях инструменты. Дети легко, на носочках бегут по кругу за стульями, с окончанием музыки садятся на  стул, около которого остановились. Звучит веселая музыка, дети играют произвольно или ритмический рисунок, который показывает педагог (в том числе и в графическом изображении).

    Вариант: дети играют на инструментах, сидя на стульях, с окончанием музыки встают, оставляя свой инструмент на стуле, и переходят к другому стульчику. Игра повторяется. Таким образом, дети поиграют на всех музыкальных инструментах.

    «Делай с музыкой»(старший возраст)

    Задачи: способствовать проявлению творчества, фантазии, целесообразности действий, ритмичности.

     На небольшом столе лежат музыкальные инструменты. Педагог играет на любом из них. Дети выполняют движения, которые характерны для выполнения под предлагаемый аккомпанемент. Например: педагог играет на барабане – дети маршируют, на металлофоне – танцуют,  бубне – прыгают, на колокольчиках – бегают.

    Усложнение: роль музыканта исполняет ребенок.

    «Набираем в оркестр» (старший возраст)

    Задачи: способствовать формированию слухового внимания, чувство ритма.

    Дети сидят по кругу ( на полу или стульях). У каждого музыкальный инструмент. Педагог сидит вместе с детьми и под музыкальное сопровождение начинает играть на своем инструменте, потом произносит: «Витя!» - и Витя играет вместе с педагогом. Педагог далее называет имя другого ребенка, потом следующего. Когда он назовет всех детей – получается оркестр. Не обязательно называть подряд имена детей, сидящих рядом. Дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога.

    «Игра с бубном»(средний, старший возраст)

    Задачи: способствовать проявлению фантазии, творчества, ритмичности

    Дети встают врассыпную. У одного ребенка (ведущего) бубен, на котором он играет. Под веселую музыку дети танцуют, кто как хочет, с окончанием музыки замирают в разных позах. Ведущий выбирает того, чья поза ему больше понравилась и отдает ему бубен.

    Варианты:

    А. Педагог играет на фортепиано. Ведущий с бубном проходит мимо детей и «играет на них» (по спинке,коленке, локтю, руке). Ведущий должен стараться играть ритмично. Затем отдает бубен тому ребенку, который оказался последним в его игре.

    Б. Ведущий без бубна. У всех детей бубны. Они танцуют, с окончанием музыки замирают в любой позе. Ведущий проходит мимо них и играет на их бубнах. Он должен стараться играть ритмично, без пауз; возможно, ему придется быстро пробежать от одного ребенка до другого.

    В. Проговаривать стихотворение и играть на бубнах.

         Пере-звоны, пере-клики,

        Пере-стуки, пере-бряк!

        Бубен, бубен, пре-великий

        Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет)

    Г. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.

     

    Игры на развитие тембрового слуха

    (младший, средний, старший возраст по мере усложнения)

     За ширмой на столе разложены инструменты.

    А. Желающий ребенок играет на любом инструменте.

    Б. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога (задание усложняется, т.к. к детскому инструменту прибавляется звук пианино или того инструмента, на котором играет педагог)

    В. Двое детей играют на музыкальных инструментах (на разных)

    Г. Та же самая игра, но с аккомпанементом педагога.

    Д. Трое детей играют на музыкальных инструментах.

    Е. Та же игра, но с аккомпанементом педагога.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников с включением произведений башкирских композиторов.

    Помочь воспитателям в организации самостоятельной музыкальной деятельности с помощью музыкльно-дидактических игр....

    Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

    В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

    Детское музыкальное творчество. Игра на детских музыкальных инструментах.

    Содержание:      Введение.            I.            Теоретические...

    Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

    Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

    Картотека музыкально-подвижных игр, игр - миниатюр на занятиях ритмики и хореографии.

    Раздел  «Музыкально – подвижные игры» занимает важное место в структуре занятий по ритмике и хореографии. Он содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях. ...