Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя
материал по музыке на тему

Кузнецова Татьяна Николаевна

"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx19.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

   На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

   Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – непосредственно образовательная область «Музыка», в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью ребенка и которые не наносят прямого или косвенного вреда. Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление. Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает музыка на всестороннее развитие человека во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической. В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на сохранение и сбережение здоровья.

Что побудило меня заняться заявленной проблемой?

   Работаю в детском саду достаточно долго и могу с точностью сказать, что абсолютно здоровых детей становится все меньше и меньше. И поэтому в дошкольных учреждениях сейчас уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Проведенный опрос среди родителей также был неутешителен: около 30% считают, что их ребенок абсолютно здоров.

   Таким образом, система работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста является актуальной на современном этапе развития общества.

   В течении трех лет работаю над темой «Здоровьесберегающие технологии в образовательной области «Музыка». В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

- сохранить здоровье детей;

- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Практическая часть.

   Обучение и воспитание детей организую в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Актуальность данной программы состоит в том, что она разработана с учетом возрастных особенностей детей.

   Применяю прогрессивные педагогические технологии, использую авторские программы «Ритмическая мозаика» Бурениной, «Топ-хлоп, малыши» Сауко. Стараюсь проводить образовательную деятельность с использованием нетрадиционных методов и форм оздоровления. Система работы построена с учетом возрастных, психофозических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место мною отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

   Система работы требует осуществления преобразования развивающей среды, определенных средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников. Для этого в ДОУ имеется:

- музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;

- музыкальные инструменты – фортепиано, баян, аккордеон;

- компьютер, интерактивный комплект для просмотра презентаций, видеороликов;

- аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой;

- иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины с жанрами музыкальных произведений, образные картины;

- изображения инструментов симфонического, народного оркестров;

- портреты композиторов;

- музыкально-дидактические игры;

- картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводов с пением.

   Планомерно осуществляя задачи здоровьесбережения детей, успешно использую учебно-методические пособия: «Танцевальная ритмика» Суворовой, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Арсеневской, «Дыхательная и звуковая гимнастика» Нестерюка, «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенковой, «Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь педагогам и психологам» Алябьевой, а также Интернет-ресурсы.

   В НОД использую иллюстрации и репродукции, яркие презентации, игровые атрибуты, «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы), фланелеграф. Так же имеют место музыкально-дидактические игры для развития тембрового, звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, наглядный материал делаю самостоятельно. Постоянно повышаю свой уровень в процессе учебно-воспитательной работы с воспитанниками; прохожу курсы повышения квалификации («Актуальные проблемы образования. Теория и методика музыкального образования в ДОУ», «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», была участником областного круглого стола «Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО в условиях реализации ФГОС». Период прохождения курсов можно с уверенностью назвать периодом накопления опыта. Изучила наиболее эффективные формы обучения. Поняла, что необходимо научиться не просто выполнять работу принятым образом, а постоянно изменять и совершенствовать методы работы, улучшая ее качество. Необходимо организовать музыкальное воспитание детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства. Поэтому моя работа требует от меня вдумчивой, постоянной и серьезной подготовки. План организации всех видов деятельности в «Музыке» играет огромную роль. Он помогает видеть перспективу, в то же время способствует равномерной работе в течение года, позволяет своевременно подготавливаться к каждому занятию, обдумывать методы и приемы обучения. В НОД стараюсь внедрять наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Привычные виды музыкальной деятельности стараюсь разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинаю занятие с песни-распевки «Автобус», «Доброе утро», пение сопровождается показом движений. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени (1-2 мин). Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное – пользу для здоровья их эмоционального благополучия.

   Как форму углубленной работы над певческими данными детей провожу занятия по подгруппам (наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности). В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую – лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе даю материал полегче, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что немаловажно для слабо поющих детей: «Сорока-воровка», «Андрей-воробей». Результаты записываю в тетрадь индивидуальной работы с детьми. Отмечаю проблемы, выявленные в ходе обследования и пробелы в знаниях, умениях и навыках детей. Такой план позволяет мне систематизировать знания, повысить эффективность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход к работе.

Методы и приемы.

  1. Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

В каждое занятие включаются упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек, задувание свечи, игра на разнообразных дудках, надувание мыльных пузырей и мн.др. По мере овладения упражнениями добавляются новые. Дыхательная гимнастика полезна не только детям, но и взрослым. Поэтому в прошлом году я провела консультации для педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика для вашего здоровья» и всеобуч «Дыхательная гимнастика – ваш первый помощник»

  1. В развитии общей и ручной моторики использую комплексы физминуток, которые подбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме.
  2. Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.  Дети всех возрастов с радостью откликаются на данный вид деятельности. В НОД, на вечерах развлечений, я часто использую эту форму работы. В ходе наблюдений в группах я с удовольствием отметила, что наши педагоги в свободное время занимаются с детьми ритмопластикой.
  3. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, воображение, кровообращение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. В работе с родителями уделила большое внимание пальчиковой игре, потому что это простой, не требующий особой подготовки, способ. Создала картотеку пальчиковых игр по возрастам.

Заключение

Результатами здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Музыка» являются:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

- повышение уровня речевого развития;

- снижение уровня заболеваемости;

- стабильность физической и умственной работоспособности.

Я пришла к выводу, что применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта музыкального руководителя, представленное на интернет-конкурсе работников образования

Тема: «Роль музыкальных сказок в становлении нравственной  культуры старших дошкольников». Цель: - способствовать развитию способности художественного видения мира.- Приобщать де...

Презентация педагогического опыта музыкального руководителя

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства на основе синтеза искусств...

Обобщение опыта музыкального руководителя. Музыкально- ритмическая деятельность.

Раскрыты некоторые вопросы музыкально- ритмического развития детей дошкольного возраста с показом эффективных приемов развития чувства ритма и музыкально- ритмических движений. ...

Творческая презентация педагогического опыта музыкального руководителя «Я – учитель здоровья»

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих  программах вос...

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...