Формирование музыкальных способностей в процессе использования музыкально-дидактических игр
консультация по музыке на тему

Лычагина Татьяна Викторовна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О том, как важно получить правильное представление о музыкальных способностях ребенка, об уровне их развития на каждом этапе обучения, знает каждый педагог-музыкант. Без помощи педагогов дети не могут сами сформировать музыкальный слух.

    Музыкальные способности в общей психологической классификации способностей относятся к специальным, т. е. к таким, которые необходимы для успешных занятий именно данной специальной деятельностью.

  Музыкальные способности включают в себя музыкальный слух, а также чувство ритма, как компонент музыкального слуха. Музыкальный слух включает в себя звуковысотный, тембровый и динамический.

  Одним из самых эффективных средств развития музыкальных способностей является использование музыкально-дидактических игр.

   Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

   Музыкально-дидактических игр помогают детям в доступной игровой форме разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают к самостоятельным действиям и применению знаний полученных на музыкальных занятиях.

   Исходя из выше сказанного, целью моей работы стало: развитие музыкальных способностей дошкольников, в процессе использования музыкально-дидактических игр.

Задачи:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

    Существуют различные классификации игр и пособий. Например,

Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных

способностей на: - настольные;

      - подвижные;

      - хороводные;

   Музыкально-дидактическая игра имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, задачи, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, вне музыкальных занятий. Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально-сенсорное развитие ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии, Еще развиваются творческие способности детей, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

   За основание этой классификации взято различие игровых действий детей.

Музыкально-дидактические игры - эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей дошкольного возраста. Созданию таких прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

На первом этапе дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства.

На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, ее содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя.

На четвертом этапе дети самостоятельно используют настольные музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры применяются:

- в процессе пения;

- в процессе слушания;

- в процессе ритмических движений;

- в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Мной были изготовлены игры для развития звуковысотного слуха «Где мои детки»,
«Кто в домике живет», «Угадай колокольчик, «Музыкальное лото».

Для развития чувства ритма, на определение характера и жанра - «Определи по ритму», «Песня-танец-марш», «Солнышко и дождик».

Для развития тембрового слуха - «Угадай, на чем играю», «Нам игрушки принесли».

Для развития музыкальной памяти - «Веселая пластинка», «Музыкальный телефон», «Волшебный волчок».

Таким образом, для того, чтобы эффективно прошла работа по развитию музыкального способностей у детей в процессе использования музыкально-дидактических игр, необходимо учитывать следующие педагогические условия:

  1. Музыкально-дидактические игры должны прежде всего отвечать требованиям современных положений теории отечественной дидактики.
  2. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, должны позволять детям самостоятельно упражняться в усвоении способом сенсорных действий и формировать умение различать, сопоставлять свойства музыкальных звуков, а также формировать умение воспроизводить и эстетически переживать музыкальное произведение.
  3. Содержание, игровые действия, игровые правила музыкально-дидактической игры должны способствовать систематическому и планомерному развитию динамического, тембрового, звуковысотного слуха и чувства ритма.
  4. Музыкально-дидактические игры должны включаться во все составляющие педагогического процесса и, в том числе, особо в процесс самостоятельной разнообразной музыкальной практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию музыкально - творческих способностей детей с использованием музыкально - дидактических игр

1. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию музыкально -творческих способностей(старший дошкольный возраст)Тема: "Веселое приключение"2. Конспект непосредственн...

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музык...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмич...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....