Консультация для педагогов "Игровая деятельность младших дошкольников на музыкальных занятиях"
консультация по музыке (младшая группа) на тему

Шамина Светлана Владимировна

Дана классификация игр для малышей, представлены некоторые из этих игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igrovaya_deyatelnost.docx23.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Консультация для педагогов


«Игровая деятельность

детей младшего  дошкольного возраста

на музыкальных занятиях»







Составила:

музыкальный руководитель

Шамина С.В.

город Пыть-Ях

2017-2018 учебный год

Дошкольный возраст – начало сознательной жизни ребенка, когда он начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.

«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка» (Л.С.Выготский).

Существуют разные виды игр – подвижные, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые.

Изучение теории игровой деятельности является одним из основных направлений в подготовке специалистов дошкольного образования. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Действительно, именно в игре находят основные потребности ребенка – дошкольника: в познании окружающего мира. В активных движениях, в общении.

Являясь ведущей деятельностью, игра в большей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывание роли, замещением предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры действовать в мнимой ситуации.

Детские игры - явление неоднородное. Остановимся подробнее на классификации детских игр.

Условно, все детские игры можно разделить на две большие группы:

  1. Сюжетно – ролевые игры
  2. Игры с правилами

Сюжетно – ролевые игры включают в себя: игры на бытовые темы, игра производственной тематики, игры с общественно-политической тематикой, театрализованные игры, игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные.

На музыкальных занятиях под руководством музыкального руководителя используются музыкально-дидактические игры и сюжетно-подвижные, т.е. игры с правилами во всех возрастных группах.

Игры с правилами отличаются содержанием, специально разработанным взрослыми, и  игровыми правилами. В каждой из них заранее установлена определенная последовательность действий, ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры имеют сюжет, а значит, роли которые необходимо сыграть.

Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение. В них познавательность сочетается с занимательностью, юмором. Эти игры способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости и ловкости.

        Музыкальный руководитель, планируя образовательную деятельность, учитывает возможности и способности воспитанников, содержание календарно-тематического плана образовательного учреждения. Самым главным в своей работе я считаю развитие чувства ритма у воспитанников.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, скорее всего у него будет слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. 
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.

Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.

Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Сегодня вам были представлены следующие игры:

  1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!».

Коммуникативные игры занимают, развлекают и развивают малышей. Они построены по формуле «развиваться надо весело». Движения в таких играх просты, незамысловаты, доступны малышам. Несмотря на кажущуюся простоту, коммуникативные игры решают множество задач: развитие динамической стороны общения, развитие эмоциональности и выразительности, открытости, позитивного самоощущения. Такие игры можно и нужно использовать не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по другим образовательным областям, в режимные моменты, на прогулке и т.д.

  1. Игры с палочками.

Игры с палочками-клавесами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающие внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма. Такие игры можно использовать в работе как со всей группой воспитанников, так и в индивидуальной и коррекционной работе. Клавесы очень удобны для кисти малышей, они приятны на ощупь, звонко стучат, очень нравятся детям. Игры и упражнения с клавесами являются прекрасной базой для освоения игры на детских музыкальных инструментах.

  1. Пальчиковая гимнастика «Тики-так».

О влиянии пальцев и кистей рук на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. В настоящее время о взаимосвязи двигательных и речевых центров коры головного мозга, о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребенка написано очень много работ, поэтому я не буду повторяться и доказывать необходимость этих упражнений. Я просто в очередной раз призываю всех педагогов не забывать об этих очень простых, но очень полезных играх.

  1. Игра на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Малыши с большим удовольствием осваивают приемы игры на различных музыкальных инструментах, играют в оркестре. Благодаря систематической работе по данному направлению малыши уже освоили правила звукоизвлечения, названия многих музыкальных инструментов, умело ими манипулируют, бережно к ним относятся.

  1. Музыкально-ритмическая игра «Автобус», подвижная игра «Саночки».

В таких упражнениях музыка становится  средством воздействия: определяя   темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, музыка подсказывает детям  образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становится понятней и  интересней для ребёнка именно в движении: через  жестовую игру. Исследователями отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации  и способности концентрировать  внимание. В этих играх активно развивается и творчество малышей,  имитационные движения очень часто трансформируются в свои собственные, оригинальные.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Народное песенное творчество в музыкальном воспитании детей...

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ

Развитие чувства ритма, интонации, дикции, плавного звуковедения,интонационного слуха....

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ

Развитие чувства ритма, интонации, дикции, плавного звуковедения,интонационного слуха....

Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»

Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без кот...

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному  селу и родной стране играют огромную роль в становлении лич...